3 сентября в Москве прошли выборы нового президента Российского футбольного союза. Предыдущий глава союза Сергей Фурсенко, напомним, ушел в отставку после провала сборной на чемпионате Европы и последовавшего за этим серьезного разговора с Владимиром Путиным.
Само отношение олигархии к происходящему говорит о том, что футбольное общество больно
После отъезда Фурсенко в неизвестном направлении в РФС началась полная анархия – исполняющим обязанности был первый вице-президент Никита Симонян, который на самом деле ничего не решал, а фактически организацией руководили люди, близкие к Министерству спорта и его главе Виталию Мутко. При этом руководители богатых клубов, прежде всего ЦСКА и «Анжи», воспользовались ситуацией для продавливания нужных решений. Именно по их инициативе был смягчен лимит на легионеров.
Более того, представители клубной элиты пошли дальше и решили выдвинуть в главы РФС своего человека – президента РФПЛ Сергея Прядкина. Его поддержали почти все клубы, кроме двух – «Спартака» и «Зенита». Два флагмана отечественного футбола предпочли сохранить нейтралитет. И не прогадали.
Тем временем, как только стало известно о поддержке Министерством спорта другой кандидатуры – экс-главы Профессиональной футбольной лиги Николая Толстых, того выдвинули в президенты РФС сразу 10 (!) региональных организаций. Напомним, что Толстых, как и Виталий Мутко, был оппонентом Сергея Фурсенко. В частности, Николай Александрович категорически возражал против перехода на систему «осень-весна». Тогда его вместе с ПФЛ фактически «сломали о колено», создав вместо ПФЛ новую лигу – ФНЛ, послушную Фурсенко. После этого Толстых ушел в Олимпийский комитет России. Теперь же регионы, естественно, стремились поддержать Толстых, который и раньше защищал их интересы. Тем более что Виталий Мутко наверняка обещал не оставить без финансовой поддержки своего протеже и всех его сторонников.
Именно Толстых и Прядкин стали главными претендентами на кресло главы российского футбола. При этом за несколько дней до голосования из состава исполкома РФС один за другим вышли глава администрации президента РФ Сергей Иванов, бывший глава правительства Виктор Зубков, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, глава Счетной палаты Сергей Степашин, президенты клубов ЦСКА и «Анжи» Евгений Гинер и Сулейман Керимов.
Остальные выдвиженцы на пост главы РФС, коих было пятеро, занимались в основном саморекламой и на большое количество голосов не претендовали. Самыми яркими из них были вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев и футбольный эксперт Евгений Ловчев. Последний вообще не стал предлагать никакой программы, ограничившись, по обыкновению, резкой и довольно путаной критикой всей системы российского футбола. Сын Владимира Жириновского, наоборот, выступил с обширной программой, которая при этом не давала никаких представлений о путях практических решений тех или иных инициатив автора. Ярким ее примером является предложение о введении в клубах «потолка зарплат».
Сама процедура голосования была достаточно сложной. Всего на конференции РФС было зарегистрировано 137 делегатов с правом голоса. У каждого представителя региональной федерации было три голоса, у региональных отделений РФС и прочих юридических лиц – по одному. Итого – 277 голосов. Для победы в первом туре одному из кандидатов нужно было набрать не менее 75 процентов, то есть не менее 185 голосов.
Одним из принципиальных моментов было утверждение повестки дня, так как, помимо выборов, одним из пунктов программы конференции было принятие в состав РФС 48 профессиональных клубов. И большинство представителей этих клубов готово было голосовать за Прядкина. Однако конференция приняла решение первым делом избрать президента, и это сильно ударило по сторонникам главы РФПЛ. В результате в кулуарах даже случился неприятный инцидент, в ходе которого президент ЦСКА Евгений Гинер на повышенных тонах заявил и.о. главы РФС Никите Симоняну о необходимости изменения повестки дня. Однако это ни к чему не привело.
«Олигархия хотела продавить своего кандидата Прядкина, и во время начала конференции она хотела, чтобы сначала в состав РФС были приняты новые члены, а только затем проводилось голосование, – рассказал «Спорт-Экспрессу» Евгений Ловчев. – Когда начали обсуждать повестку дня, зал еще не пришел в себя и в итоге принял повестку дня, в которой прием новых членов РФС происходит после голосования. Видимо, так хотело Министерство спорта. Вообще само отношение олигархии к происходящему говорит о том, что футбольное общество больно».
В результате в первом туре ни одному из кандидатов требуемого количества голосов собрать не удалось. Николай Толстых получил 139 голосов, Сергей Прядкин – 118, Игорь Лебедев – 9, исполнительный директор НП «Футбольный клуб «Новая генерация» Валерий Белецкий – 4, президент Фонда развития футбола Алишер Аминов и Евгений Ловчев – по два, а глава ижевского футбольного клуба «СОЮЗ-Газпром» Владимир Тумаев – ноль. Последний, кстати, вообще не приехал на конференцию из-за болезни, но снимать свою кандидатуру не стал.
Зато после первого тура это сделали сразу трое. Первым самоустранился Ловчев, который обиделся на то, что за него проголосовали лишь двое. Агитировать ни за одного из двух лидеров он не стал. Зато это сделали Алишер Аминов и Игорь Лебедев – первый снялся в пользу Толстых, второй – в пользу Прядкина.
Во втором туре для победы одному из кандидатов нужно было набрать 50 процентов плюс один голос – 139 голосов. Это означало, что Николаю Толстых достаточно было просто сохранить всех тех, кто поддержал его в первом туре. Но бывший босс московского «Динамо» перевыполнил план, получив во втором туре 148 голосов и победив за явным преимуществом. Прядкин набрал 124 голоса, Белецкий – один, Тумаев – ноль.
После своего избрания Толстых поблагодарил всех проголосовавших за него членов РФС и особенно представителей региональных федераций, которые и обеспечили ему победу. Новый президент призвал всех к конструктивной работе, отметив важность подготовки к проведению чемпионата мира 2018 года. Отметил Толстых и важность работы с болельщиками, заявив, что «речь должна идти не о законе, а о нормативно-правовом акте, регулирующем поведение болельщиков во время футбольных матчей». На вопрос же о многомиллионных долгах Российского футбольного союза Николай Толстых ответил, что «лица, которые эти задолженности образовали, должны будут объясниться».
Напомним, что, по данным СМИ, после правления Сергея Фурсенко у РФС остались огромные долги. По одним данным, речь идет примерно о 800 млн рублей. По другим данным, прежнее руководство взяло кредит на 300 млн рублей в банке «Россия» под 12% годовых в начале года на «текущие нужды». 30 августа коллегия Счетной палаты России приняла решение проверить финансовую деятельность Российского футбольного союза.