Перед матчем «Селтик» – «Спартак» футболисты и болельщики почтили память скончавшегося защитника «Севильи» Антонио Пуэрты. Как принято в Великобритании, вместо минуты молчания все бурно аплодировали ушедшему человеку. После чего заполненный до отказа 60-тысячный «Селтик Парк» мощнейшим хором спел You’ll never walk alone. В первом тайме поклонники «Селтика» поддерживали свою команду просто фантастически. Вплоть до гола Романа Павлюченко.
9 плюс 2
Егор пробил в правый нижний угол ворот, но вытянувшийся в струнку Боруц отбил мяч
Станислав Черчесов выставил на ответный матч третьего отборочного раунда Лиги чемпионов абсолютно тот же состав, что и в первом матче в Москве. Это были 9 бойцов и еще два парня по фамилии Шишкин и Торбинский. Два воспитанника спартаковской школы снова провели матч до неприличия безобразно. А Станислав Черчесов снова не спешил заменять их, хотя ситуация того требовала.
Главный тренер «Селтика» Гордон Стракан по сравнению с московским матчем сделал три изменения в стартовом составе. Вместо вратаря Брауна, центрального защитника Кеннеди и опорного хавбека Хартли, забившего гол «Спартаку» в первом матче, на поле вышли соответственно Боруц, Колдуэлл и Макгиди. Именно такой состав «Селтика» является оптимальным, и именно таким составом 41-кратные чемпионы Шотландии разгромили в субботу «Хартс» со счетом 5:0.
Стартового натиска в исполнении «Селтика» не было вовсе. Инициативу захватили спартаковцы, в первые 7 минут трижды угрожавшие воротам соперника. Моцарт вывел Веллитона на ударную позицию, но форвард угодил мячом в защитника «Селтика». Быстров прорвался по флангу и навесил в центр, но Боруц в высоком прыжке смог забрать мяч. А Титов после передачи Быстрова обыграл защитника и отправил мяч на дальнюю штангу, где Павлюченко мог бы кивком головы легко переправить мяч в пустые ворота, но Роман замешкался невесть где.
Титова стоит выделить особо. Вся игра «Спартака» шла через капитана. Егор проделал колоссальный объем работы, не сбавлял высочайшего темпа всю игру и постоянно раздавал партнерам шикарные передачи. Одна из них, на 14-й минуте, позволила Веллитону выйти практически один на один с Боруцем, но бразилец первым касанием слишком далеко отпустил от себя мяч, а потому в момент удара по воротам вратарь смог приблизиться к Веллитону и принял удар на себя.
В ответной атаке «Селтик» впервые огрызнулся. Из отличной позиции Макдональд послал мяч мимо дальней штанги. Двумя минутами позже у Торбинского была более верная возможность открыть счет. После паса Титова Быстров совершил скоростной рывок до самой бровки и отдал мяч назад. Торбинский бил метров с 10, но почему-то низом, очень слабо и прямо во вратаря.
Джон Кеннеди и Веллитон в матче Лиги чемпионов «Спартак» – «Селтик» |
А на 25-й минуте «Спартаку» посчастливилось заработать пенальти. После удара Веллитона вратарь рукой отбил мяч, и тот отскочил в руку лежавшего на газоне защитника Колдуэлла, упавшего после финтов Веллитона. Итальянский арбитр Розетти (по основной специальности – мануальный терапевт) за непреднамеренное касание мяча рукой без всяких раздумий назначил пенальти, чего в первой игре с «Селтиком» в Москве ни разу не сделал немецкий судья-пианист Фандель, хотя тогда рукой в своей штрафной успели сыграть аж три футболиста «Селтика».
Однако Павлюченко с 11-метровой отметки послал мяч в штангу. На этом проблемы «Спартака» только начинались. Через минуту «Селтик» забил гол. Премию за него стоит выписать Шишкину. Роман должен был вынести мяч из своей штрафной, но вместо этого откинул мяч прямо под удар Макдональду, который не мог промахнуться из такой выгодной позиции. Это был первый за матч удар в створ ворот «Спартака», не считая разминочного удара головой Феннегора оф Хесселинка точно в руки вратарю, после которого мяч поймала бы любая первоклассница.
На этом аналогии с московским матчем тех же соперников не закончились. После неожиданного и совершенно нелогичного гола в ворота Плетикосы «Спартак» сразу же сник. Игра красно-белых развалилась напрочь, во многом из-за потерявшего всякий интерес к событиям на поле Моцарта. Словно растворился на поле Веллитон. Шоава позволял Накамуре ловить себя на одном и том же финте по несколько раз за минуту. Шишкин просто так дарил «Селтику» один угловой за другим. Ну а что делал на поле Торбинский, не было понятно даже тогда, когда игра у «Спартака» шла.
В такой ситуации оставалось надеяться только на Титова да на стандартные положения. Благодаря Егору игра не переместилась на спартаковскую половину поля, а поданный Моцартом угловой на последней минуте принес «Спартаку» важнейший гол. Павлюченко принял мяч у дальней штанги на грудь, что стало полной неожиданностью для двух опекавших Романа соперников. Они пронеслись мимо, а Павлюченко ударил по опустившемуся на газон мячу, послав его в ближний угол.
Обсуждение игрового момента между Боруцем и Нейлором привело к тому, что каждый получил по одному удару кулаком в голову от партнера по команде. После свистка на перерыв Боруц и Нейлор рвались друг к другу продолжить дискуссию, а партнеры их оттаскивали. Между тем находившийся в запасе Калиниченко на повышенных тонах что-то втолковывал Торбинскому. Страсти накалились до предела.
Ничья в пользу ЦСКА
Главные тренеры «Селтика» и «Спартака» Гордон Стракан и Станислав Черчесов |
В перерыве футболисты словно напились валерьянки. Груз ответственности был столь велик, что никто не хотел рисковать. «Селтик» и «Спартак» атаковали малыми силами, в первую очередь заботясь о сохранности своих ворот. По мере окончания основного времени шотландцы действовали все осторожнее, ведь если бы «Спартак» забил еще один гол, то «Селтику» для выхода в групповой этап Лиги чемпионов было бы необходимо отвечать двумя голами, а времени их забить уже явно не хватало. Второй тайм был похож на шахматы – колоссальное напряжение, игра на нервах и минимум риска. Даже «Селтик Парк» замолчал. Всерьез и надолго. Такое в Глазго бывает очень редко. Если вообще когда-нибудь бывало.
За 10 минут до конца основного времени оборона «Спартака» стала давать серьезные сбои. Очередной провал Шишкина привел к выходу на отличную позицию Веннегора оф Хесселинка, а потеря мяча в центре поля Торбинским обернулась чистым выходом Накамуры один на один. В обоих случаях ошибки партнеров героически исправлял Плетикоса, который вообще провел матч на столь высоком уровне, что поляку Ковалевски и не снился.
А на 85-й минуте судья удалил с поля Штранцля, хотя нарушение правил в исполнении австрийца куда больше соответствовало карточке желтого цвета. Черчесов ответил заменой Веллитона на Дедуру. Просто поразительно, почему главный тренер «Спартака» не делал замен раньше. Если сменщиков Шишкина на скамейке запасных не было, то Торбинского и совсем уставшего уже минуте к 60-й Быстрова должны были с успехом заменить Бояринцев и Калиниченко. Эти замены Черчесов сделал только в дополнительное время, до которого игра вполне могла бы и не дойти, если бы во втором тайме у «Спартака» работали фланги.
Ничья 1:1, зафиксированная после основного времени, больше всех была выгодна московскому ЦСКА – теперь у футболистов «Спартака» останется меньше сил на воскресное дерби. «Селтик» же даже при численном преимуществе оставлял в обороне по четыре футболиста. Лишь к 104-й минуте игры Гордон Стракан перешел на игру в три форварда.
В дополнительное время «Спартак» «Селтику» не уступал, что даже странно. Третий тайм оказался небогатым на события, а в четвертом команды резко заиграли в открытый футбол. Голевых моментов было поровну. Опасность у ворот «Селтика» чаще всего возникала после опасных передач отменно вошедшего в игру Калиниченко, «Селтик» же за свои голевые шансы должен быть благодарен Шишкину.
Решающей могла стать 115-я минута, когда мяч угодил в руку самому надежному из защитников «Спартака» – Ковачу и судья снова показал на точку. Феннегор оф Хесселинк пробил с пенальти в перекладину. Два нереализованных пенальти в одном матче – явный перебор. Работа над ошибками была произведена незамедлительно – судьба путевки в групповой этап Лиги чемпионов была определена в серии послематчевых пенальти. Что любопытно, послематчевые пенальти команды били в те же самые ворота, в которые не смогли попасть с 11-метровой отметки в ходе матча Павлюченко и Феннегор оф Хесселинк.
Серию пенальти открыл Колдуэлл, вколотивший мяч впритирку с левой штангой. У «Спартака» первым исполнял пенальти Моцарт. Фанаты «Селтика», стоявшие на трибуне за воротами, мешали Моцарту и другим спартаковцам мощным неодобрительным гулом и размахиванием шарфами. На бразильского полузащитника эти помехи не возымели никакого впечатления – Моцарт мощно пробил в самую «девятку».
Следующими наносили удары лидеры команд. Японец Накамура бил почти без разбега и попал в перекладину, от которой мяч отскочил на самую ленточку ворот, но не пересек ее. Шанс вывести «Спартак» вперед получил Титов, который публично обещал больше не исполнять пенальти. Однако пришлось. Егор пробил в правый нижний угол ворот, но вытянувшийся в струнку Боруц отбил мяч.
Следующим ударом Феннегор оф Хесселинк послал мяч в «девятку», но Павлюченко сразу же сравнял счет. Роман издевательски послал мяч прямо по центру ворот, тогда как голкипер бросился в угол. Довольно смелое решение для футболиста, не реализовавшего пенальти в ходе игры. Риордан не оставил шансов Плетикосе, послав мяч туда же, куда бил Титов. Ответный удар доверили Шоаве. Румын поцеловал мяч и, несмотря на бесновавшихся фанатов «Селтика», хладнокровно поразил верхний угол ворот. Точен был и Журавски.
А следующий удар, в исполнении Калиниченко, оказался последним. Максим также ударил в правый нижний угол. Результат был тот же, что и у Титова – голкипер Боруц отбил мяч и принес «Селтику» путевку в групповой этап Лиги чемпионов. «Спартак» же продолжит свой еврокубковый путь в Кубке УЕФА, вместе с «Локомотивом» и «Зенитом», которому в четверг предстоит ответный матч со словацким «ВиОном».
Жеребьевка Лиги чемпионов, в которой Россию будет представлять ЦСКА, пройдет в четверг в 20.00 по московскому времени в Монако.
«Селтик» – «Спартак» – 1:1 (4:3 по пенальти)
Макдональд, 27 (1:0), Павлюченко, 45 (1:1)
Первый матч – 1:1