Самой влиятельной компанией в данной сфере анализа является всемирно известная аудиторская фирма Deloitte, определяющая финансовые успехи футбольных клубов почти десятилетие.
Сказка с несчастливым концом
Один из творцов финансового успеха МЮ - сэр Алекс Фергюссон |
Все доходы клубов принято подразделять на три составляющие: доходы, получаемые в день матча (продажа билетов и сезонных абонементов), доходы от теле-, радио- и интернет-трансляций, а также доходы от коммерческой деятельности (спонсорские контракты, реклама на экипировке и стадионе, организация деловых встреч, свадебных торжеств в офисах стадиона, продажа атрибутики и многое другое).
По всем этим показателям на протяжении всех этих лет не знал себе равных английский «Манчестер Юнайтед». Волна успехов манкунианцев в 90-е годы прошлого столетия позволила клубу обрести не только выгодные спонсорские соглашения и повышенное внимание со стороны телевидения, но и гигантское количество новых болельщиков. Последнее стало возможным, прежде всего, благодаря такому уголку на земном шаре как Юго-Восточная Азия. По подсчетам аналитиков, не один десяток поклонников футбола вдруг сделали дружину Сэра Алекса Фергюсона своей любимой командой, за чем последовали и соответствующие финансовые вложения с их стороны.
Ни один клуб мира не может похвастать 75 миллионами болельщиков и ежегодной продажей 3,8 миллионов футболок нового образца. Рекордный же по доходам сезон для «МЮ» пришелся на 2004 год, когда в клубную казну поступили 259 миллионов евро.
Но сказка эта длилась недолго. Сначала манкунианцы медленно распрощались с футбольной составляющей своего успеха, а затем во всю глотку заговорили и цифры. Одним из самых значимых факторов начала конца финансового лидерства «МЮ» стал приезд на Британские острова Романа Абрамовича. В строительство эдакого «явления» под названием «Челси» вошла не только оптовая скупка первоклассных футболистов. Одним из первых шагов губернатора Чукотки стало переманивание на свою сторону Питера Кеньона – человека, исполнявшего обязанности исполнительного директора «МЮ», чьи феноменальные экономические способности многие специалисты связывают с финансовым благополучием клуба.
В «Челси» утекли и все «трансферные цели» клуба из Манчестера, отдавшие предпочтение более заманчивым предложениям из стана «ариктократов». И, конечно, миллионы болельщиков. Все из того же региона на Юго-Востоке Азии. Которые теперь решили, что настало время отдать свои предпочтения (и не только) клубу из Лондона.
Коммерческий проект из Галактики
Президент мадридского Реала Флорентино Перес |
Сыграла свою отрицательную роль на финансовых показателях «МЮ» и покупка клуба американским миллиардером Малкольмом Глейзером. На акции манкунианцев из-за царящей в воздухе неопределенности резко снизился спрос, после чего они и вовсе были сняты с фондового рынка.
Доходы «МЮ» упали на треть (!), в то время как вечный преследователь англичан – мадридский «Реал» все набирал обороты. Разочарования на футбольном поле никак не отразились на финансовом благополучии Королевского клуба. Президент «галактикос» Флорентино Перес даже не скрывает, что его детище – это, прежде всего коммерческий проект. А потому доходы, поступающие в клубную кассу, для него даже важнее трофеев, завоевываемых на футбольном поле. Отлично говорит об этом тот факт, что не так давно мадридцы решили продать часть своих тренировочных полей и земель, а вырученные средства инвестировать в покупку новых звезд и освоение новых территорий с целью привлечения на свою сторону болельщиков, а точнее потенциальных покупателей товара с брэндом «Реал Мадрид».
Ни один клуб мира не получает 42 процента своих доходов от одной лишь коммерческой деятельности. Именно эта составляющая (в которой на первом месте, конечно, стоит продажа атрибутики) и предопределяет финансовый успех «Реала». Общая же сумма доходов за прошедший сезон составила здесь рекордные 275 миллионов евро.
Погоня за счастьем
Главный тренер туринского Ювентуса Фабио Капелло и президент клуба Францо Гранде Стевенс празднуют очередной успех команды |
Вслед за лидерами финансовой гонки располагаются «Милан», «Челси» и «Ювентус». Итальянские клубы, прежде всего, рассчитывают на средства, поступающие от телевизионных компаний, тогда как англичане планомерно увеличивают свои доходы во всех трех составляющих. Правда, здесь целесообразно напомнить и о расходах клуба, размеры которых с лихвой опережают траты любой из топ-команд Европы, во многом из-за чего разговоров о «финансовом чуде» в Англии слышать не приходится.
В десятке самых доходных клубов также находится туринский «Ювентус», получающий смехотворные 8 процентов доходов в день матча из-за слабого посещения разваливающегося «Делле Альпи», лондонский «Арсенал», переезжающий в начале будущего года на новый 60-тысячник, «Барселона», лишающаяся громадной доли доходов из-за традиционного отсутствия титульного спонсора, миланский «Интер», рассчитывающий лишь на спонсоров и не отворачивающихся, несмотря ни на что, верных болельщиков.
Замыкают же десятку два клуба, продолжающие стремительно набирать обороты – мюнхенская «Бавария», намеревающаяся вернуть себе былую славу не только внутри страны, но и по всему континенту, и самый титулованный клуб с родины футбола «Ливерпуль», благодаря последним успехам который привлекает к себе все большее внимание во всех возможных смыслах этого слова.