Общество

30 декабря 2019, 18:20

Как государство помогает фермерам богатеть

Фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД

Жердевские грибы, гуси из Петровского, сыр и козье молоко из Савинки – лишь немногие брендовые продукты Тамбовской области, которые появились либо в самое ближайшее время выйдут на рынок благодаря грантам «Агростартап». О том, как гранты из федерального бюджета по нацпроекту поднимают тамбовское село, репортаж специального корреспондента газеты ВЗГЛЯД.

– Гусь линдовский, – аттестует ближайшую птицу Вера Раева из села Петровское, Петровский район Тамбовской области. – Только ближе не надо, ладно?

Хорошо, что предупреждает вовремя: ближайший гусак вскидывает шею без объявления войны, щелчок его клюва рассекает воздух в паре миллиметров от неосторожно выставленной ладони. Небольшое стадо в загоне на заднем дворе дома, где живут родители Раевой и ее семья: сама фермер Раева В. В., муж, сын и дочка – выглядит внушительно и временами даже угрожающе. Особенно когда гуси все вместе начинают гоготать.

– Щиплются, а как же, – подтверждает Вера Валерьевна. – Мы привыкли, не боимся. Гусь суровый, но разводить его более-менее нормально, особенно тут. Линдовский – это как тамбовский гусь, только смешанный с другими породами, селекционный. Впервые подалась на получение государственной помощи в развитии хозяйства, сразу выиграла грант по нацпроекту.

– А вспомните, по какому?

– «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», грант «Агростартап». К конкурсу назубок выучила, – говорит Вера Валерьевна, обладательница более двух миллионов рублей на развитие собственного птицеводческого дела.

Гусей у Веры Раевой в этом году было 600. К декабрю осталось 50 – аккурат на две ярмарки перед Новым годом. Остальные за год разлетелись по другим базарам и по оптовым покупателям – Тамбов, Липецк, Москва. Тушки – разумеется, после полной предпродажной подготовки, с ощипыванием и потрошением, «до полусотни в день иногда выходило» – идут по 350 рублей за килограмм. В итоге – за минусом затрат на корма и после уплаты всего, что положено, пусть и по льготным ставкам для начинающих – у Раевых осталось около полумиллиона рублей чистыми. Приличный бизнес, особенно по сельским меркам и для семейного хозяйства. И еще два рабочих места – положенный минимум по условиям гранта: разнорабочий и птицевод – по 12 тысяч, пока что оба на половинной ставке. И бухгалтер – «на основах взаимопомощи»; пока бумаг немного, опять же льготный период.

Разведение гусей – сложный бизнес (фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД)

В следующем году отчетности будет больше, а вакансий планируется четыре и «на полный день». Потому что грант, выигранный Раевой, заработает в полную силу – и если все будет хорошо, то двух работников для гусиного хозяйства будет мало. На арендованной половине гектара Вера Валерьевна построит птичник, обустроит пруд и заведет не шесть сотен, как в 2019-м, а все четыре тысячи гусей.

– А меня все отговаривали с гусями на «Агростартап» выдвигаться, – вспоминает Вера. – Куры, индюки – много заявок, а с гусями только одна до меня была, и ту отклонили.

Гусь слывет капризным в разведении – хотя Вере вот более-менее нормально – и, как говорят областные чиновники, «неочевидным по экономике». Тем не менее, судьбу предприятия решил четырехлетний Верин сын Никита. После его «Мама, давай заведем гусей» решили все же попробовать.

– Я подумала: «Кто не рискует, тот не ест», – кажется, Вера изобретает новую пословицу. – План просчитали, с районом и с областным сельхозуправлением проконсультировались. Впервые пошла на грант, впервые выиграла. С нуля.

Гуси – да, с нуля. А, к примеру, утками в собственном подсобном хозяйстве родители Веры Валерьевны занимались давно. Вера Раева не сразу собралась продолжать семейные традиции птицеводства. Сперва закончила пединститут, «детское дошкольное». Работала в Липецке, в детсаду. Недолго:

– Поняла, что не мое. Не дети «не мое», детей как раз очень люблю. А вот город – не для меня.

Село Петровское, если что, работой не обделено. Рядом с Петровским – хозяйство Дубовое, одно из крупнейших по части тамбовских яблок. Здесь же – Избердеевский элеватор, самостоятельный экспортер хлеба: путевки и поощрения для сотрудников, за уборочную можно заработать на иномарку. Муж Веры работает как раз там, высотником. Но если с гусями все получится, то и ему предстоит уйти с работы – такая договоренность уже есть. Удастся все по «Агростартапу» – и через три года Вере Валерьевне можно будет подаваться на помощь по семейному фермерскому хозяйству.

– Проблемы? Соседи-конкуренты с утками, косо на нас смотрят в последнее время. Кошки лазают, лиса приходит – вон за тем обломком живет, – показывает Вера Раева в сторону разрушенного дома с надписью «продается». – Ходит, но не трогает. Мы тоже не трогаем. Никого.

– Сначала разграбили, потом продали, – Александр Плужников отпирает дверь своего крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) в городе Жердевке. Двухэтажное капитальное здание с хорошим ремонтом скорее подходит для промышленника, но никак не для агрария. Перпендикулярно – второе такое же, но с разбитыми окнами и полным запустением внутри.

Казармы истребительного авиаполка были построены около полувека назад. Полк покинул Жердевку в середине девяностых; осталась взлетная полоса с часовым – для защиты от охотников за металлоломом того, что защитить еще можно. Казармы, однако, сразу ушли на муниципальный баланс, потом аренда, потом – «еще много чего было за двадцать-то лет», говорит Александр Викторович. Короче, если не говорить о грустном – в частности о том, что немалая доля трехмиллионного гранта по «Агростартапу» пошла на ремонт, и для всего остального уже пришлось отжалеть полмиллиона из собственных кровных – то в казарме авиаполка теперь выращивают грибы. Шампиньоны. Первые в Тамбовской области, если что.

– Честно скажу: перед тем, как подаваться на грант, выясняли, чем можно заниматься, – говорит Александр Плужников. – Выбрали грибы, потому что здесь они импортные, а поддержку отечественного производителя никто не отменял.

Александр Викторович некогда отвечал за матчасть в совхозе «Заря», специализация – яблоки (они на Тамбовщине везде, привыкайте) и вишни. Для того, чтобы перенастроиться на грибы – с подбором поставщика компоста, покупкой и отладкой холодильников и вентиляционной системы, обустройством казармы и т. д. – Плужникову потребовалось несколько месяцев.

– Офиса пока нет, все площади ушли под шампиньон, – Александр Плужников раскрывает очередной холодильник первого этажа.

Фермер в курсе, что шампиньоны вообще и грибы в частности – продукт не первой необходимости. И что в мире в среднем съедают по два кило в год на человека, а в России – по одному. И что российское производство грибов пять лет назад составляло 40 граммов на душу населения, а с годами если и увеличилось, то ненамного.

– Есть куда двигаться по цене, – указывает Плужников. В его плане – 150 рублей за кило оптом, 180 в розницу. Притом что в магазинах такой же шампиньон сегодня – от 200 до 250. – 40 тонн компоста дают 300 кило грибов в сутки. За три волны.

Сыр производства фермеров Тамбовской области (фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД)

Деньги по гранту пришли в сентябре. Компост из Тульской области завезли в ноябре. Цикл до сбора урожая – два месяца. В новом году Плужников и его коллеги – пять сотрудников, по 15–17 тысяч рублей в месяц каждому («Большую зарплату положить можно, но пообещать и не заплатить – это очень плохо») – рассчитывают выйти на полтонны в сутки. На окупаемость – через год, к январю 2021-го.

– Главное, что мы поняли – что в каждой камере нужна разная температура. Система охлаждения – тоже отечественная, из Питера, очень хорошая, но немного надо научить ее работать так, как нам нужно, – говорит Александр Викторович. – Иначе произведем столько гриба, сколько вся область не съест, а потом будем простаивать. Но ничего, научимся.

Возможный бренд – «Чибизовка», по старому названию Жердевки. Так же называется и кооператив, в который входит хозяйство Плужникова. Кооператив сложился летом ушедшего года и производит, помимо прочего, колбасу – но здесь, признается глава «Чибизовки» Елена Андросова, надо еще собирать ресурсы. Так что брендированные жердевские шампиньоны при более позднем старте имеют шанс выйти на рынок раньше.

* * *

– Степень ответственности, продуманности проектов за последние годы очень выросла, – констатирует Александр Аксенов, начальник управления сельского хозяйства Тамбовской области.

– По сравнению с чем, Александр Владимирович? «Агростартап» только в этом году пошел, вместе со всеми нацпроектами.

– А собственная областная программа для начинающих фермеров? – спрашивает Аксенов.

Есть такая, да. Правда, только для уже зарегистрированных производителей. И с приоритетами. Для Тамбовщины это куриное яйцо, молоко, мясо крупного рогатого скота, плодоовощное производство. А по «Агростартапу» по факту можно подаваться на что угодно (если, конечно, убедишь комиссию в перспективности дела). Главное – проработать пять лет, создать рабочие места, отчитаться за расходы и производство продукции; тут жестко, но на то и нацпроект.

А так – действительно на что угодно, судя по тамбовскому продуктовому набору – 2019: гуси, грибы, садовая земляника круглый год уже с 2020-го рыбоводство... И – главное – кому угодно. Не выиграла бы, к примеру, та же Вера Раева грант на гусей – занималась бы своими прежними делами: воспитатель детсада – вполне востребованная профессия, вакансий вокруг Петровского немало. Вот если победишь, то да – быстро в банк и в налоговую регистрироваться в качестве фермера. Месяц на все про все.

Итог года для «Агростартапа» по-тамбовски таков: почти 80 миллионов рублей, выделенных региону по нацпроекту, в 2019 году получили три десятка фермеров – как зарекомендовавших себя, так и новоиспеченных. Еще полтора десятка стартапов – вновь минутка канцелярита – «подадутся на поддержку» в следующем году. По областной ли программе, по линии нацпроекта – как кому будет удобно. Ну и как повезет, конечно.

– Бренд может быть как региональным, так и собственным, – подчеркивает Александр Аксенов. Областные бренды определены давно: картошка (в этом году полмиллиона тонн), окорок – своя свинья и собственная технология. И, конечно же, мичуринские яблоки. – А если фермер называет свою продукцию собственным именем или названием села, города, поселка – это дополнительная гарантия качества, всем только на пользу. И региону в том числе.

* * *

– Двух коз продали, потому что рогатые, – говорит Ирина Евграфова, жительница Рассказовского района. – А значит, бодучие. Нам такого тут не надо.

Козы – одно из слагаемых успеха современных крестьян (фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД)

В Рассказово вяжут теплые носки. Отдельная тема, где в основе – то ли предание о замечательных свойствах местной шерсти, то ли расторопность людей бизнеса, наладивших носочное производство. То ли, как водится, все это, взятое вместе – и много прочего, заслуживающего особого рассказа из серии «бренды наших регионов».

Евграфовы тоже вязали и торговали. Теперь, однако, у Ирины и ее семьи – самостоятельный рассказовский бренд: «Крестьянское хозяйство Савинка» – по поселку, где они живут. По последней переписи в Савинке девять жителей – но с четверыми Евграфовыми наверняка больше, потому что из соседнего села Верхнеспасского они сюда переехали не так давно.

В Савинке Евграфовы обосновались три года назад. Козами занимаются уже пять лет: «Переехали, чтобы хозяйство расширить». Почему именно козы? Тот же случай, что и у Веры Раевой с ее линдовскими гусями: из-за старшего сына. С той разницей, что сын не попросил «давай заведем» – а заболел.

– Какая-то аллергия была атомная у Арсения, – говорит Ирина. – Задыхался так, что самое плохое думала. Ни один доктор распознать не мог, не то что вылечить. Повсюду пытались, год лечились. Не-а, не помогало.

– Бабушка козье молоко пить посоветовала, – говорит Юрий, муж Ирины. – Решили: чем покупать – заведем своих. Коз завели, молоко Арсений пить стал – за месяц прошло.

Полуторамиллионный грант по «Агростартапу» у Евграфовых расходится активно. Во-первых, коз стало почти в два раза больше, чем было – 37 за вычетом двух бодучих. Во-вторых, определили помещение под сыроварню – это 215 тысяч. В-третьих, уже закупили оборудование для нее – 457 тысяч.

– Хотели устроить на работу местного скотника, но у того сгорел дом, – говорит Юрий. – Сейчас он домом занят. Поэтому пока что оформили как работника меня. Это можно, никаких нарушений. И потом, я и так тут работаю.

Торгуют, понятно, тоже сами – в Тамбове на фермерском рынке. Торгуют Евграфовы тем, что производят. С 80 литров козьего молока в день. Соответственно – молоко, йогурт, кефир, ряженка в русской печи, сырные конфеты – пополам с покупным домашним шоколадом. И сыры, разумеется: от мягкого, типа бурраты – до супертвердого по 2000 рублей за кило. Дорого, но вкусно.

На следующий год Евграфовы собираются оформить немного земли – и сделать пристройку под небольшую гостиницу.

– Чтобы люди приезжали, ели сыр, гуляли по нашим местам классным. Экотуризм в чистом виде, – говорит Ирина Евграфова. – Это уже на свои будет. То есть на заработанные по нацпроекту. То есть с его помощью. Ну понятно же, да?

Понятно, Ирина Владимировна. Не менее понятно, чем куда более простая истина: если в правильное место дать хотя бы немного денег, то все появляется моментально и с нуля.

Гуси, например. Козы. Или вот грибы.

Текст: Юрий Васильев, Тамбовская область – Москва

Вам может быть интересно

Путин поздравил спасателей России с профессиональным праздником
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов