На фоне одобренного Советом Федерации закона об отмене бесплатного багажа при покупке невозвратных билетов во вторник параллельно разразился еще один небольшой скандал.
Инициативы, подобные сегодняшней от Минтранса, даже у самых понимающих, терпеливых и лояльных людей вызывают возмущение и бешенство
Министерство транспорта разместило на своем сайте проект новых авиационных правил. Согласно проекту, в списке вещей, которые пассажир мог бы взять с собой на борт без дополнительной платы, отсутствовали верхняя одежда, зонт, ноутбук, мобильный телефон, фотоаппарат и видеокамера. Предложение, разумеется, вызвало просто взрыв негодования в социальных сетях.
Спустя несколько часов Минтрансу устроила головомойку глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она подвергла критике не только саму инициативу, но и то, что откровенно сырой проект вообще был обнародован. При этом Матвиенко использовала весьма жесткие комментарии в адрес разработчиков данного предложения, назвав его глупостью и «коллективной безответственностью».
После этого Минтранс пришел в себя и дал разъяснения, заявив, что перечисленные вещи могут быть включены в минимальную норму ручной клади в размере пяти килограммов.
Перипетии пассажирских авиаперевозок последнего времени органично совпали с введением курортного сбора, который в ряде российских регионов начнут взимать уже с 1 мая 2018 года.
Регионы уже определились с его размером. В Крыму сумма курортного сбора составит от 25 до 35 рублей в сутки. Туристы должны будут платить его полностью в начале отдыха. Потенциальный доход полуострова за пять лет власти оценили в 16 млрд рублей. В Краснодарском крае путешественники должны будут оплатить курортный сбор в размере 20–30 рублей, а на Ставрополье – 30–50 рублей. На Алтае в городе-курорте Белокурихе отдыхающие должны будут заплатить по 30 рублей.
Следует отдать должное региональным властям, которые в большинстве своем вполне адекватно подошли к установленным тарифам курортного сбора. При 25 рублях в сутки за десять дней отдыха семьи из четырех человек сбор составит тысячу рублей – сумма, которая не вызовет отторжения у абсолютного большинства.
Однако член Совета Федерации от Республики Алтай Владимир Полетаев отметил несправедливость сложившейся ситуации, поскольку сбор касается именно курортных мест, в то время как существенную туристическую нагрузку несут на себе другие популярные места в стране – от Золотого кольца до того же Горного Алтая. В результате сенатор предложил ввести – по аналогии с курортным – еще один сбор, названный им рекреационным. По замыслу сенатора, сбор поможет пополнить местные бюджеты популярных у туристов территорий.
Все эти, а также другие подобные темы (вроде коммунального платежа за капремонт) представляют собой запутанный узел разных проблем, каждая из которых сама по себе требует отдельного серьезного осмысления.
С одной стороны, налицо объяснимое стремление бизнеса к увеличению прибылей (если речь идет о нововведениях в сфере пассажирских авиа- и не только перевозок) и, в общем, похвальное содействие ему в этом государства. А ведь обвинение российского государства в том, что оно не помогает бизнесу, является привычным.
С другой стороны, можно понять регионы, пытающиеся найти новые источники доходов. На них перекладывается все больше ответственности и к ним предъявляются все более жесткие требования (как населением, так и федеральными властями). Для этих регионов дополнительные десятки миллионов рублей в бюджет от курортного (и, возможно, в будущем – рекреационного) сбора являются важным подспорьем.
Более того, текущие события вполне укладываются в русло мировых тенденций, в том числе в «цивилизованном мире». Россия просто заимствует широко распространенные в мире практики, включая политику крупнейших лоукостеров и самых популярных курортов.
Все эти изменения являются не просто обычными мерами финансового порядка. Они затрагивают миллионы людей – а значит, меняют существовавший много десятилетий в России общественный договор. Достаточно сказать, что в нашей стране с советских времен цена за багаж была заложена в цену билета и никогда не требовалось платить отдельные деньги просто за факт пребывания на курорте.
Иначе говоря, прямо сейчас государство, общество и бизнес находятся в процессе поиска новой точки равновесия, обновленной версии общественного договора. Понятны не самые добрые чувства, которые испытывают жители России по этому поводу: изменения в общественном договоре прямо оплачиваются из их собственного кармана, происходят, по сути, за их счет.
Именно поэтому инициативы, подобные сегодняшней от Минтранса, даже у самых понимающих и лояльных вызывают возмущение. Можно только догадываться, кому и зачем такие инициативы нужны. Ведь несложно понять, что изменение общественного договора подразумевает очевидный вопрос с неочевидным ответом. Что получит государство от гражданина, предельно ясно – но что в ответ получит от государства сам гражданин? Вернутся ли гражданам их затраты обратно – в виде улучшения инфраструктуры (прежде всего туристической), сервиса, повышения качества российского государства в целом?
Ведь только в таком случае новый общественный договор окажется честным.