Инцидент, вызвавший бурное обсуждение в обществе – от социальных сетей и СМИ до нижней палаты парламента, произошел во вторник вечером в Петропавловске-Камчатском. После в тех же социальных сетях Камчатского края стало распространяться сообщение следующего содержания:
Чуть позже региональное агентство «Кам24» со ссылкой на собственный источник в городской станции скорой помощи рассказало подробности инцидента. Согласно этой информации, на станцию поступил экстренный сигнал, звонивший сообщил о том, что молодой человек 21 года перестал дышать. По указанному адресу неотложка приехала спустя три минуты после звонка, однако дорогу к дому ей закрыл легковой автомобиль, за рулем которого сидела женщина, а рядом с ней – мужчина. По словам собеседника агентства, «сидевшей за рулем не составило бы труда отъехать в ближайший «карман», однако вместо этого из автомобиля вышел мужчина, который начал бросаться на машину скорой и оскорблять медработников». В итоге медикам пришлось вызвать полицейских, которые заставили сидевших в машине уступить скорой, но этот процесс занял 10 минут, которые оказались критическими для пациента – врачи вошли в квартиру, когда он уже был мертв.
Далее в социальных сетях появилось видео с авторегистратора, запечатлевшего инцидент, в частности, в ролике было видно, как женщина, сидевшая за рулем, показала водителю скорой помощи, чтобы он объехал ее, а пассажир вышел из машины и разговаривал с ним на повышенных тонах.
В интервью ТК «Звезда» заместитель главного врача станции скорой помощи Петропавловска-Камчатского Галина Куликова рассказала, почему врачи не решились выйти из машины и дойти пешком до места, где находился больной:
«Идти на вызов пешком они побоялись, потому что у нас фельдшер – женщина, водитель уже возрастной. Ну и потом, неизвестно, какие намерения. Вдруг у него есть оружие. Человек вел себя совершенно неадекватно. К сожалению, случаи нападения на сотрудников скорой помощи и у нас на Камчатке, и по России нередки. Получается, ГАИ отреагировало оперативно. Но уже перед приездом ГАИ они все-таки освободили проезд. Наш водитель говорит, что там был вполне нормальный заезд, там «карман» есть, можно было отъехать и не мешать. Но поведение у этих людей было совершенно неадекватное».
В свою очередь РЕН пообщался с братом погибшего 21-летнего Григория Ахары Денисом, который видел, как молодому человеку стало плохо, а также наблюдал перебранку пассажира легковой машины с водителем скорой помощи:
«Мы были на кухне, я вдруг услышал, как он задыхается, носом чего-то шмыгает сильно, он еще звуки какие-то издавал, – рассказал Денис. – Я ему делал искусственное дыхание. Он вроде бы – я не помню, был в шоковом состоянии, но вроде бы еще немножко дышал, когда я выбежал. С братом оставался его друг. Он тоже делал ему искусственное дыхание... Врачи были встревожены из-за того, что этот водитель не давал проход их машине. Он так встал перед скорой помощью и не давал ей проход. Я думаю, он был подвыпивший. Из-за этого он так себя и вел. А за рулем была девушка – трезвая. Она вышла, что-то говорила ему. Я даже не знаю, может, они настаивали на своем, что правила дорожного движения им позволяют стоять так... Объехать скорую нельзя было, но они могли бы завернуть влево и уехать, а потом просто вернуться на дорогу».
По информации краевого управления СК, по факту «инициировано проведение доследственной проверки (...), в настоящее время следствием выясняются все обстоятельства произошедшего, с целью установления причины смерти молодого человека назначена судебно-медицинская экспертиза». Что характерно, в релизе ведомства сделан акцент на том, что будет «в том числе дана надлежащая правовая оценка действиям сотрудников медицинского персонала бригады скорой медицинской помощи», и ни слова не говорится о виновности автолюбителей.
При этом РИА «Новости» процитировало слова представителям краевого УМВД, который сообщил, что «водителю по статье «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами» грозит штраф в размере 500 рублей».
В разговоре с газетой ВЗГЛЯД первый заместитель председателя комитета Государственной думы России по охране здоровья Сергей Фургал высказал несогласие с обвинительным уклоном в сторону медиков, как, следует отметить, и подавляющее большинство россиян, которые оставляли свои комментарии под видео и опубликованными сообщениями новостных агентств на эту тему:
«В этой ситуации они поступили абсолютно правильно. Даже если бы они решились дойти до того дома пешком, то как бы они тогда дотащили все оборудование, необходимое в таких экстренных случаях? Для проведения необходимых мероприятий используются те же кардиографы, стимулятор... Все это невозможно притащить на себе. А без нет никакого толка в приезде врачей, потому итог будет тем же – смерти».
Не согласился Фургал и с тем, что за инцидент, в результате которого погиб человек, можно отделаться штрафом в символическую сумму. Депутат сообщил о том, что резонансная ситуация в Петропавловске-Камчатском была обсуждена в рамках думского комитета, откуда в Генпрокуратуру и СК был направлен запрос с просьбой разобраться в произошедшем:
«Под этим мы, депутаты, подразумеваем, что действия людей, не пропустивших скорую, что стало причиной гибели молодого человека, нужно квалифицировать не как правонарушение – непредоставление преимущества в движении спецтранспорта, а как действие, повлекшее угрозу жизни и здоровью человека и закончившееся его смертью. Ранее была специально создана депутатская группа, и на выходе уже готов законопроект, который ужесточит ответственность за чинение препятствий медработникам при выполнении ими профессиональной деятельности, приравняв их, по сути, к работникам полиции. После чего оскорбить или напасть на медика будет более чем чревато. Мы видим, как выросло количество случаев нападений на представителей медицины, и я вынужден признать, что это мы, законодатели, виноваты в этом, потому что мягкими законами сами распустили хулиганов. Но теперь этот вопрос мы обязательно решим».