Отношение россиян и украинцев друг к другу улучшается, кроме этого, больше половины жителей России считают, что отношения между странами должны быть дружественными, такого же мнения придерживаются 44% жителей Украины, сообщило в четверг РИА «Новости», опираясь на итоги опроса, который 27–30 мая провел «Левада-Центр**».
В глубине души граждане обеих стран не приняли и не усвоили идею долгой вражды как «новую нормальность
Так, по данным опроса, 39% россиян относятся к Украине хорошо, негативно – 47% опрошенных, при этом 13% затруднились ответить. Для сравнения – в мае прошлого года чуть больше четверти россиян были настроены доброжелательно к Украине, зато отрицательно – 59%. Таким образом, уровень неприязни снизился на 12 пунктов.
Отрезвляющий голос с Запада
Социолог Евгений Копатько (Украина) не считает нынешнее улучшение устойчивым трендом. «Картина пока не такая лучезарная, как кажется другим социологам, и информационная война продолжается. Но обнадеживающие факторы проявляются», – согласен Копатько.
«Человеческие коммуникации начинают постепенно доминировать, реальная жизнь берет свое. Во-первых, уже давно нет активных боев. Украина постепенно сосредотачивается на решении своих внутренних проблем. И на фоне той экономической и социальной реальности, с которой столкнулись украинцы, им становится очевидно, что не во всем виновата Россия», – пояснил социолог газете ВЗГЛЯД.
«Кроме того, в западной прессе, в ведущих мировых изданиях недавно прошла целая серия публикаций, из которых четко следовало: без улучшения отношений с Россией, прежде всего экономических, выход из кризиса для Украины практически невозможен. Для украинского общественного мнения это оказалось знаковым событием. Разрыв экономических связей не был «шоколадным» для России, там это тоже имело тяжелые последствия, но больнее всего это ударило по Украине. В России все-таки понятие импортозамещения, например в сельском хозяйстве – очевидные вещи. И понятно, что Украина из этого рынка выпадает. Поэтому на будущее надо уже сейчас смотреть, в каких направлениях потом восстанавливать экономические связи», – призвал социолог.
Иногда можно договориться
Отношение к Украине у россиян улучшилось после освобождения Надежды Савченко, свидетельствуют данные «Левада-Центра» и Киевского международного института социологии (КМИС). Если 22–25 мая 26% респондентов относились к Украине хорошо, а 63% – плохо, то по замерам 27–30 мая это соотношение изменилось на 39% к 47%. То есть свое мнение изменили сразу 13–16% респондентов. Новый опрос провели сразу после обмена Савченко на двух россиян. Социологи предполагают, что обмен стал для многих поводом переосмыслить ситуацию, убедил, что стороны могут идти на взаимные уступки.
«Базовая эмоция россиян ко всем странам – положительная. При конфликтах отношение меняется, но, как только острая фаза конфронтации проходит, все восстанавливается, – сказал замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин газете «Ведомости». – Конфликт с Украиной длится больше двух лет, но можно ожидать, что отношение будет улучшаться – ухудшаться ему дальше некуда».
Кроме этого, по информации социологов, больше половины россиян (53%) считают, что Россия и Украина должны быть независимыми, но дружественными государствами, с открытыми границами, без виз и таможен. Противоположную точку зрения высказали 36% россиян.
Для сравнения, этого же мнения придерживаются 44% украинцев, и ровно столько же против дружбы – тоже 44%. В целом в чувствах украинцев к России также отмечается положительная динамика, хотя там все меняется гораздо медленнее. Согласно исследованию, по состоянию на май 42% украинцев выразили положительное отношение к своему восточному соседу, негативное – 43%, не смогли ответить социологам – 15%.
Годом ранее жителей Украины, которые с симпатией были настроены к России, было гораздо меньше – около трети, а вот тех, кто выражал к ней неприязнь, наоборот, больше – 57%. Можно сказать, что уровень вражды к России и жителям России там снизился на 14 пунктов.
Не простим обид, иначе станем «призраком»
То, что волна ненависти к России пошла на спад, с тревогой признают и сами украинские радикалы-националисты. После того, как на шоу российского Первого канала выступил украинский певец, лидер группы SunSay Андрей Запорожец, известный киевский политолог и публицист Виталий Портников увидел в этом новую тактику Москвы.
«Все это не случайно, нет. Так же вели себя с Молдавией и Грузией до Саакашвили. Грузинские вина, артисты, гастарбайтеры, мы вас любим. А территории, а беженцы – власти виноваты! Сейчас с Грузией схожий процесс, это модное направление, не Крым какой-нибудь. И так понемногу приучают жить с открытой раной, в которую можно, когда нужно будет, ткнуть от всей широкой русской души, – писал Портников на прошлой неделе в своем Facebook*. – И тут уже многое зависит не от властей – наших и российских, а от уровня внутреннего коллаборационизма украинского народа. Если он примет эти правила игры – продолжит ездить, работать, выступать, «не хотеть войны», которая выгодна олигархам, а простые люди ни при чем – то быстро станет народом-призраком».
После этого «останется только песни про Майдан петь, как это уже не раз бывало в истории», опасается Портников.
Динамика примирения
«В России и на Украине есть существенное различие между базовым отношением народов друг к другу и текущим настроем данного дня. В глубине души граждане обеих стран не приняли и не усвоили идею долгой вражды как «новую нормальность», – сказал газете ВЗГЛЯД Сергей Станкевич, бывший советник президента России, ныне – эксперт Фонда Анатолия Собчака. – Конфликт воспринимается как отклонение, как политический вывих, результат провальных решений политиков. Люди верят, что все можно поправить и вернуться к прежней привычной «нормальности», пусть и на новом уровне».
По его мнению, несмотря на ежедневную пропаганду, скрытый запрос на урегулирование конфликта огромен. «Отсюда постоянная готовность ловить и приветствовать любой признак потепления и шаг к нормализации. Активизировавшиеся обмены интернированными и осужденными лицами воспринимаются как подготовительные шаги к принципиальным решениям, ведущим к урегулированию двусторонних отношений. «Всплески» позитива показывают, что вражда пока не укоренилась и реальная миротворческая политика получит серьезную общественную поддержку», – считает Сергей Станкевич.
«По факту обмен Савченко, безусловно, связывается в общественном сознании с посредническими действиями Медведчука и российских переговорщиков. Но все же такое событие – это не гуманитарный, а политический аспект», – считает Копатько. Скорее ее возвращение актуализировало многие вопросы внутренней украинской политики, предположил социолог.
«На мой взгляд, если сравнивать информационное пространство России и Украины, то в российском сегодня звучит более толерантный тон – есть четкое разделение народа и власти, – отметил Евгений Копатько. – Но, помимо этого, миллионы людей коммуницируют каждый день между собой. Не стоит забывать, что миллионы украинцев находятся сегодня в России, и в значительной степени они лояльны России».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента