Офицер российских сил специальных операций погиб в Сирии после того, как попал в окружение, сообщил представитель российского пункта базирования «Хмеймим».
Но есть негласное правило среди героев, что я просто так не отдамся, в плен не сдамся
«В районе населенного пункта Тадмор (Пальмира, провинция Хомс) при выполнении специальной задачи по наведению ударов российских самолетов на цели террористов ИГ погиб офицер российских сил специальных операций. Офицер выполнял боевую задачу в районе Пальмиры в течение недели, выявляя важнейшие объекты игиловцев и выдавая точные координаты для нанесения ударов российскими самолетами», – цитирует его РИА «Новости».
По словам представителя российской базы, военнослужащий погиб геройски, вызвав огонь на себя, после того как был обнаружен террористами.
23 марта командующий российской группировкой в Сирии генерал-полковник Александр Дворников сообщил, что российские спецподразделения действуют на территории Сирии, выполняя доразведку объектов для ударов авиации и занимаясь наведением самолетов.
Незаменимый человек
Вице-президент Академии геополитических проблем, полковник запаса Владимир Анохин, в советское время выполнявший боевые задачи в Сирии, пояснил, в чем именно заключается задача наводчиков и почему военный принял решение вызвать огонь на себя.
«Такой офицер находится в боевых порядках наступающих войск и непосредственно корректирует наведение авиации на те цели, которые необходимо уничтожить. Все это происходит очень близко от линии соприкосновения сторон, а потому офицер, конечно, подвергается огромной опасности», – пояснил специалист газете ВЗГЛЯД.
Что именно произошло, до конца не известно, но Анохин считает, что поскольку россиянин выдвигался вместе с передовыми отрядами сирийской армии, впереди никого не было и никто не мог его прикрыть. В этих условиях он и вызвал огонь авиации на себя, отдав жизнь ради уничтожения противника.
Эксперт Ассоциации военных политологов, подполковник в отставке Александр Перенджиев пояснил: «Суть в том, что «разведчики», назовем их так, фактически проникают на территорию врага и уже оттуда дают другим нашим военным координаты целей, по которым необходимо открыть артиллерийский огонь или бомбить с воздуха. Это всегда очень опасная профессия. Риски очень высоки, и люди, которые этим занимаются, отдают себе отчет в том, что могут отдать свою жизнь в любой момент, если их позиция будет обнаружена», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.
Погибшего офицера Перенджиев назвал героем. В данном случае, по его словам, офицер решил «продать свою жизнь как можно дороже», то есть вызвав огонь на себя, уничтожил значительные силы неприятеля.
Эксперт пояснил, что подобное самопожертвование не прописано в служебных инструкциях, решения военные принимают сами. «Но есть негласное правило среди героев, что я просто так не отдамся, в плен не сдамся. Думаю, что можно говорить именно об этом», – добавил Перенджиев.
Эксперты сошлись во мнении, что даже самые современные средства космической или любой другой автоматизированной разведки до конца не заменяют человека. Поэтому специализация военных, которые корректируют огонь, остается востребованной и необходимой.
«Авиация и космическая разведка дают данные по целеуказаниям. Но такие данные имеют свою специфику, некий временной отрезок. Наводчик же, находящийся в передовых отрядах наступающих войск, непосредственно наблюдая ход боевых действий, может вносить изменения, мгновенно реагировать на меняющуюся обстановку», – пояснил Владимир Анохин.
Перенджиев добавил, что особенно необходим наводчик в условиях войны на востоке, где боевики научились хорошо прятать свое оружие, технику и живую силу. Для разведки с воздуха или со спутника они могут замаскировать тот или иной объект так, что либо вообще ничего не будет видно, либо все это будет выглядеть, например, как мирный дом.
«На самом же деле там может оказаться и склад с оружием, и командный пункт, и пункт связи. Без человека, разведчика на земле в таком случае не обойтись», – подчеркнул он.
Бои за Пальмиру
Сотрудник российского спецподразделения погиб в районе Пальмиры, где в последние дни ведутся ожесточенные бои с боевиками ИГ и армия действующего президента Сирии Башара Асада постепенно возвращает себе контроль над городом, потерянный летом прошлого года.
Бойцы правительственных войск Сирии и ополченцы «Соколы пустыни» в пятницу утром начали штурм цитадели Пальмиры, передает РИА «Новости».
Ополченцы закрепились на высоте, где находится вышка мобильной связи, в 600 метрах от крепости. Передовые отряды заходят к цитадели с нескольких сторон под прикрытием минометных расчетов. Авиация и тяжелая артиллерия не применяются, так как рядом находятся объекты Всемирного наследия.
Накануне источник в командном штабе наступательной операции в Пальмире сообщил, что террористы начали отступать на север. Сирийская армия и отряды «Соколов пустыни» заняли все стратегические высоты вокруг.
В среду правительственная армия вернула под свой контроль историческую часть города, а также перерезала все пути снабжения «Исламского государства*».
Генштаб Вооруженных сил России сообщал, что вблизи Пальмиры созданы условия для разгрома боевиков ИГ. По оценке военных, остается недолго до полного освобождения города. И возможным это стало в том числе благодаря российским ВКС.
Что касается погибших российских военных, офицер, вызвавший огонь на себя, стал шестым в этом списке.
17 марта президент России Владимир Путин раскрыл имя пятого российского военнослужащего, погибшего в ходе операции ВКС в Сирии. Им оказался Федор Журавлев, который занимался наведением на цели стратегических бомбардировщиков.
До того момента российские власти признавали четыре случая гибели своих военных в ходе операции в Сирии, в том числе смерть 19-летнего Вадима Костенко. Напомним, о смерти Костенко стало известно в конце октября. По сообщению Минобороны, он совершил самоубийство из-за разлада с девушкой.
24 ноября российский Су-24 был сбит истребителями F-16 ВВС Турции в Сирии на границе с Турцией. Экипаж успел катапультироваться, однако спускавшегося на парашюте пилота Олега Пешкова расстреляли в воздухе боевики. Штурман Константин Мурахтин был спасен в ходе поисковой операции российским и сирийским спецназом. Позже он рассказал о том, как был сбит его самолет.
Тогда же, 24 ноября, в ходе спецоперации по спасению пилотов Су-24 погиб морской пехотинец Александр Позынич. За проявленный героизм Александр Позынич был посмертно награжден Орденом Мужества.
Еще одна потеря – российский военный советник Иван Черемисин, погибший в Сирии 1 февраля. Его деятельность была связана с обучением сирийских коллег работе с российской техникой.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ