Общество

1 марта 2016, 20:50

«Целесообразно иметь в каждом самолете дефибриллятор»

Фото: Caro/Schulz/Global Look Press

Экстренная посадка самолета в аэропорту Красноярска и усилия бригады медиков не смогли спасти девятилетнюю девочку, которой стало плохо в полете. Как сообщается, ребенок был болен. Подобные трагедии на воздушном транспорте происходят, к сожалению, нередко, и на этот счет у медиков есть определенные рекомендации.

В Минздраве Красноярского края заявили о невозможности установить причину смерти девочки, скончавшейся в следовавшем по маршруту Шанхай – Мюнхен самолете.

Наверное, целесообразно в каждом самолете иметь автоматический дефибриллятор

«Сразу по приземлении авиалайнера на борт воздушного судна поднялась бригада в составе двух врачей и трех фельдшеров. Тело девочки находилось в хвостовой части самолета, бортпроводники делали непрямой массаж сердца. Сознание отсутствовало, не было пульса на сонной артерии, зрачок широкий, на ЭКГ – изолиния», – сообщили в ведомстве.

Бригада продолжила реанимационные мероприятия, но были выявлены «необратимые посмертные изменения, возникшие еще до приземления», пояснил представитель министерства. «Действия, предпринятые медицинскими работниками, были максимально оперативными и адекватными в данной ситуации», – сообщает пресс-служба.

Официальный представитель Западно-Сибирского СУ СК на транспорте Яна Стрижова заявила, что следователи проводят проверку по факту смерти. Стрижова отметила, что умершая девочка – гражданка Италии китайского происхождения. В посольстве Италии сообщили, что проверяют информацию о произошедшем.

Воздушное судно Airbus A340-600 авиакомпании Lufthansa, следовавшее по маршруту Шанхай – Мюнхен, во вторник в 05.22 (01.22 мск) совершило вынужденную посадку в аэропорту Емельяново в связи с необходимостью оказания неотложной медицинской помощи находившейся на борту девочке. В авиакомпании сообщили, что ребенок был болен, чем именно – не уточнили, сославшись на то, что эта информация личного характера.

Решение за командиром

Ситуации, когда самолет экстренно сажают из-за резкого ухудшения самочувствия одного из пассажиров, нередки. Как правило, такое случается с людьми солидного возраста или с теми, кто страдает хроническими заболеваниями. 17 февраля в Домодедово сел самолет рейсом Ашхабад – Минск, на борту которого скончался пассажир 1965 года рождения, как сообщалось – от сердечной и легочной недостаточности.

В декабре прошлого года 12-летний подросток вместе с родителями следовал рейсом из Махачкалы в московский аэропорт Внуково. В полете мальчик заснул, а после приземления родители не смогли его разбудить. По предварительной информации, они летели в Москву, чтобы обследовать ребенка, страдавшего тяжелым заболеванием, в одной из столичных клиник.

Главный врач аэропорта  Шереметьево Артур Бунин сообщил «Известиям», что пассажиров с сердечными приступами с самолетов снимают постоянно. В 2012 году таких случаев было 283, в 2013-м – уже 395.

«Командир корабля принял правильное решение, притом не оглядываясь на то, что это авиакомпании принесет дополнительные расходы, за что командиров корабля всегда ругают – но это наши незрелые, «эффективные менеджеры», – сказал газете ВЗГЛЯД Олег Смирнов. – Нам в воздухе никто не может помочь. Только зрелый, тренированный, обученный командир корабля. В данном случае командир экипажа «Люфтганзы» проявил эти качества и, поскольку жизнь человека всегда дороже всяких денег, принял решение произвести посадку в ближайшем аэропорту».

По словам Смирнова, расходы за экстренную посадку в данном случае несет авиакомпания, и она не может ни отказаться от них, ни попытаться переложить на кого-то другого – в этом отличие ситуации от незапланированной посадки из-за пассажиров-дебоширов, которым могут вчинить иск на круглую сумму. Хотя в некоторых компаниях жадные руководители угрожают пилотам невыплатой премий за то, что те уходят на второй круг, облетают грозовой фронт или идут на экстренную посадку.

Он отметил, что экипаж не имеет права не посадить человека на борт, даже если видит, что состояние пассажира таково, что в полете ему может стать плохо, – решение лететь или не лететь принимает тот, кто купил билет, и никаких ограничений на этот счет в международных документах нет. В то же время если экипаж видит, что, например, человек еще на земле упал в обморок, он должен позвать медиков, которые и дадут заключение, позволяет ли состояние здоровья пассажира лететь.

Группа риска

«В полете на человеческий организм действуют несколько факторов, – отметил Смирнов. – На обычных пассажиров, которые не летают каждый день, они не действуют, но для людей, имеющих определенные проблемы со здоровьем, они опасны: это шум; вибрация высоких и низких частот, поскольку двигатели работают на колоссальных оборотах; солнечная радиация, поскольку слой воздуха тоньше, и солнце ближе на 10–12 км; смена часовых поясов; с кислородом напряженка в полете, там его мало».

Как рассказал газете ВЗГЛЯД доктор медицинских наук, врач высшей категории, реаниматолог Сергей Царенко, основные проблемы со здоровьем, при которых полет может оказаться опасным, следующие: повышение артериального давления, высокая степень дыхательной недостаточности, связанная с заболеваниями легких, потому что на высоте может развиваться гипоксимия, снижение концентрации кислорода в крови, непереносимая пациентом; любая степень сердечной недостаточности без дополнительной оксигенации – эти больные должны ехать с кислородом.

«Во-первых, есть факторы, связанные со взлетом, – рассказывает реаниматолог. – Не очень хорошо взлетать больным с резкими колебаниями артериального давления. Очень высокое, некоррегированное артериальное давление при взлете и посадке может привести к резкому его повышению. Аналогичная ситуация при низком давлении – у человека инфекционное заболевание, или была диарея, или, как часто можно наблюдать при возвращении с отдыха, кто-то долго отдыхал с алкоголем, у него какой-нибудь острый панкреатит, и потом ему совсем плохо. Второй момент: если у человека на пределе поступление кислорода на земле, у него будут проблемы в воздухе. Это касается больных с тяжелыми легочными и сердечными заболеваниями, с последствиями тяжелого инфаркта, миокардита.

Наши друзья – акушеры не советуют летать женщинам после третьего месяца беременности: в момент взлета происходит смещение с разной скоростью жидкостей и плотных тканей, и может произойти отслойка плаценты.

Еще один фактор связан с длительным полетом, который касается больных заболеваниями вен или артерий, особенно в эконом-классе. У человека есть склонность к тромбообразованию, он посидел, каждые 40 минут не вставал, что, в общем, полагается делать, тогда у него может быть нарушение кровотока по венам с образованием тромбов или пережиматься сосуды ног, могут возникать ишемии ног, связанные с поражением артерий».

По его словам, если человеку стало плохо с сердцем в полете, ему нужно делать сердечно-легочную реанимацию, но в отсутствие врача может оказаться, что этого делать просто некому. «Наверное, целесообразно в каждом самолете иметь автоматический дефибриллятор. Насколько это реально – не знаю, но это не такая дорогая штука, их принято размещать в аэропортах, на стадионах и других местах массового скопления людей», – отметил реаниматолог.

«Если какая-то история с болевым синдромом сердца, самое лучшее – быстрая посадка. Мне в своей жизни приходилось просить экипаж сажать самолет, летевший из Иркутска в Москву, мы садились в Красноярске, снимали пациента с подозрением на инфаркт миакарда». По его словам, если у человека нет тяжелых нарушений сердечного ритма и он не умер, есть несколько часов, чтобы довести его до кардиологической клиники. «Если человек потерял сознание и у него западает язык, то у него остается час. Однако если произошла остановка сердца, то у него есть пять минут», – сказал он.

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?