В Минздраве Красноярского края заявили о невозможности установить причину смерти девочки, скончавшейся в следовавшем по маршруту Шанхай – Мюнхен самолете.
Наверное, целесообразно в каждом самолете иметь автоматический дефибриллятор
«Сразу по приземлении авиалайнера на борт воздушного судна поднялась бригада в составе двух врачей и трех фельдшеров. Тело девочки находилось в хвостовой части самолета, бортпроводники делали непрямой массаж сердца. Сознание отсутствовало, не было пульса на сонной артерии, зрачок широкий, на ЭКГ – изолиния», – сообщили в ведомстве.
Бригада продолжила реанимационные мероприятия, но были выявлены «необратимые посмертные изменения, возникшие еще до приземления», пояснил представитель министерства. «Действия, предпринятые медицинскими работниками, были максимально оперативными и адекватными в данной ситуации», – сообщает пресс-служба.
Официальный представитель Западно-Сибирского СУ СК на транспорте Яна Стрижова заявила, что следователи проводят проверку по факту смерти. Стрижова отметила, что умершая девочка – гражданка Италии китайского происхождения. В посольстве Италии сообщили, что проверяют информацию о произошедшем.
Воздушное судно Airbus A340-600 авиакомпании Lufthansa, следовавшее по маршруту Шанхай – Мюнхен, во вторник в 05.22 (01.22 мск) совершило вынужденную посадку в аэропорту Емельяново в связи с необходимостью оказания неотложной медицинской помощи находившейся на борту девочке. В авиакомпании сообщили, что ребенок был болен, чем именно – не уточнили, сославшись на то, что эта информация личного характера.
Решение за командиром
Ситуации, когда самолет экстренно сажают из-за резкого ухудшения самочувствия одного из пассажиров, нередки. Как правило, такое случается с людьми солидного возраста или с теми, кто страдает хроническими заболеваниями. 17 февраля в Домодедово сел самолет рейсом Ашхабад – Минск, на борту которого скончался пассажир 1965 года рождения, как сообщалось – от сердечной и легочной недостаточности.
В декабре прошлого года 12-летний подросток вместе с родителями следовал рейсом из Махачкалы в московский аэропорт Внуково. В полете мальчик заснул, а после приземления родители не смогли его разбудить. По предварительной информации, они летели в Москву, чтобы обследовать ребенка, страдавшего тяжелым заболеванием, в одной из столичных клиник.
Главный врач аэропорта Шереметьево Артур Бунин сообщил «Известиям», что пассажиров с сердечными приступами с самолетов снимают постоянно. В 2012 году таких случаев было 283, в 2013-м – уже 395.
«Командир корабля принял правильное решение, притом не оглядываясь на то, что это авиакомпании принесет дополнительные расходы, за что командиров корабля всегда ругают – но это наши незрелые, «эффективные менеджеры», – сказал газете ВЗГЛЯД Олег Смирнов. – Нам в воздухе никто не может помочь. Только зрелый, тренированный, обученный командир корабля. В данном случае командир экипажа «Люфтганзы» проявил эти качества и, поскольку жизнь человека всегда дороже всяких денег, принял решение произвести посадку в ближайшем аэропорту».
По словам Смирнова, расходы за экстренную посадку в данном случае несет авиакомпания, и она не может ни отказаться от них, ни попытаться переложить на кого-то другого – в этом отличие ситуации от незапланированной посадки из-за пассажиров-дебоширов, которым могут вчинить иск на круглую сумму. Хотя в некоторых компаниях жадные руководители угрожают пилотам невыплатой премий за то, что те уходят на второй круг, облетают грозовой фронт или идут на экстренную посадку.
Он отметил, что экипаж не имеет права не посадить человека на борт, даже если видит, что состояние пассажира таково, что в полете ему может стать плохо, – решение лететь или не лететь принимает тот, кто купил билет, и никаких ограничений на этот счет в международных документах нет. В то же время если экипаж видит, что, например, человек еще на земле упал в обморок, он должен позвать медиков, которые и дадут заключение, позволяет ли состояние здоровья пассажира лететь.
Группа риска
«В полете на человеческий организм действуют несколько факторов, – отметил Смирнов. – На обычных пассажиров, которые не летают каждый день, они не действуют, но для людей, имеющих определенные проблемы со здоровьем, они опасны: это шум; вибрация высоких и низких частот, поскольку двигатели работают на колоссальных оборотах; солнечная радиация, поскольку слой воздуха тоньше, и солнце ближе на 10–12 км; смена часовых поясов; с кислородом напряженка в полете, там его мало».
Как рассказал газете ВЗГЛЯД доктор медицинских наук, врач высшей категории, реаниматолог Сергей Царенко, основные проблемы со здоровьем, при которых полет может оказаться опасным, следующие: повышение артериального давления, высокая степень дыхательной недостаточности, связанная с заболеваниями легких, потому что на высоте может развиваться гипоксимия, снижение концентрации кислорода в крови, непереносимая пациентом; любая степень сердечной недостаточности без дополнительной оксигенации – эти больные должны ехать с кислородом.
«Во-первых, есть факторы, связанные со взлетом, – рассказывает реаниматолог. – Не очень хорошо взлетать больным с резкими колебаниями артериального давления. Очень высокое, некоррегированное артериальное давление при взлете и посадке может привести к резкому его повышению. Аналогичная ситуация при низком давлении – у человека инфекционное заболевание, или была диарея, или, как часто можно наблюдать при возвращении с отдыха, кто-то долго отдыхал с алкоголем, у него какой-нибудь острый панкреатит, и потом ему совсем плохо. Второй момент: если у человека на пределе поступление кислорода на земле, у него будут проблемы в воздухе. Это касается больных с тяжелыми легочными и сердечными заболеваниями, с последствиями тяжелого инфаркта, миокардита.
Наши друзья – акушеры не советуют летать женщинам после третьего месяца беременности: в момент взлета происходит смещение с разной скоростью жидкостей и плотных тканей, и может произойти отслойка плаценты.
Еще один фактор связан с длительным полетом, который касается больных заболеваниями вен или артерий, особенно в эконом-классе. У человека есть склонность к тромбообразованию, он посидел, каждые 40 минут не вставал, что, в общем, полагается делать, тогда у него может быть нарушение кровотока по венам с образованием тромбов или пережиматься сосуды ног, могут возникать ишемии ног, связанные с поражением артерий».
По его словам, если человеку стало плохо с сердцем в полете, ему нужно делать сердечно-легочную реанимацию, но в отсутствие врача может оказаться, что этого делать просто некому. «Наверное, целесообразно в каждом самолете иметь автоматический дефибриллятор. Насколько это реально – не знаю, но это не такая дорогая штука, их принято размещать в аэропортах, на стадионах и других местах массового скопления людей», – отметил реаниматолог.
«Если какая-то история с болевым синдромом сердца, самое лучшее – быстрая посадка. Мне в своей жизни приходилось просить экипаж сажать самолет, летевший из Иркутска в Москву, мы садились в Красноярске, снимали пациента с подозрением на инфаркт миакарда». По его словам, если у человека нет тяжелых нарушений сердечного ритма и он не умер, есть несколько часов, чтобы довести его до кардиологической клиники. «Если человек потерял сознание и у него западает язык, то у него остается час. Однако если произошла остановка сердца, то у него есть пять минут», – сказал он.