Помимо распространенных среди школьников болезней – близорукости и гастрита – нередки случаи возникновения инсультов на почве гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний. Причем не только у детей, относящихся к высокой группе риска, но и у вполне на вид здоровых учеников, у которых заболевание может проходить в скрытой форме. Медики приводят неутешительные цифры: семь случаев инсульта на 100 тысяч детей старше 10 лет (данные Научного центра здоровья детей).
Школьная жизнь здоровья не прибавляет. Необходимо внедрять на всероссийском уровне новые методики профилактики заболеваний у учеников.
Опыт Дона стал основой для создания аналогичных проектов по всей России
Пока парламентарии в Госдуме собираются обобщать и анализировать сложившуюся ситуацию, в Ростовской области несколько лет тому назад начали уникальный эксперимент по профилактике заболеваний у школьников. Финансирование – 142 миллиона рублей – осуществляется из средств областного и федерального бюджетов. Проект стал успешным.
«Мы хотели переломить ситуацию, когда, по статистике, в первый класс приходит 80 процентов здоровых детей, а к окончанию школы их остается только 20 процентов. С помощью уникальных устройств, разработанных на Дону, специалисты контролируют состояние здоровья каждого школьника с первого дня обучения. Благодаря уже имеющимся научным и техническим достижениям наша область вошла в число лидирующих регионов по здоровьесберегающей педагогике. Важно эту позицию закрепить. А самое главное – достичь зримых результатов нашей работы», – сказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.
Сегодня в проекте участвуют 382 донских школы. Более 180 000 учеников (52 процента от общего числа донских школьников) имеют возможность проверить свое здоровье с помощью новейших методик.
Для этого был создан Региональный центр здоровьесбережения. Его основная задача – собирать и обобщать информацию, делая на ее основе выводы об оптимизации процесса школьного обучения.
В центре собирается вся информация о состоянии здоровья школьников, о деятельности школ, которая обрабатывается, анализируется и передается пользователям. На этом выстраивается учебный процесс, выбираются формы и методы здоровьесберегающей деятельности школ.
В школах появились «лаборатории здоровья» – изобретенные донскими учеными аппаратно-программные медицинские комплексы АРМИС. Главное, что требовалось от разработчиков, – чтобы на этих аппаратах можно было проводить комплексные и, что не менее важно, постоянные обследования детей. При этом проводить обследования не в специализированных медицинских заведениях, а, что называется, «на рабочем месте», в медкабинетах обычных общеобразовательных школ. Когда комплексы были разработаны и изготовлены, правительство региона установило их в школах, а Региональный центр здоровьесбережения связал их в единую информационную сеть и стал формировать компьютерную базу данных состояния здоровья учащихся пилотных школ Дона – причем в ежегодной динамике.
Работа Регионального центра за пять лет впечатляет. Проведено более 300 тысяч доврачебных обследований донских школьников.
Результаты исследований, полученные в школьных медицинских кабинетах, передаются родителям и врачам-специалистам поликлиники для использования при проведении профилактических осмотров детей. Дети, имеющие отклонения в показателях здоровья, направляются на углубленное обследование к врачам-специалистам.
Причем результаты доврачебного обследования в 65 процентах случаев подтверждаются врачами-специалистами при последующем посещении детьми поликлиники и в ходе диспансерного наблюдения. В результате дети своевременно получают необходимое лечение.
С каждым годом система мониторинга здоровья совершенствуется. С 2013 года отслеживаются социально-психологические показатели здоровья школьников для определения «групп риска» – детей, склонных к вредным привычкам, имеющих высокие риски суицидальной активности, немотивированной агрессии. Это особенно актуально сегодня, учитывая неконтролируемый интерес молодежи к интернету. Связка ребенок – школа – профилактика – центр – родители – врачи сегодня эффективно работает на Дону. Внедрена широкая сеть новых методик охраны физического и душевного здоровья учеников.
Школы, участвующие в проекте уже пятый год, значительно продвинулись в здоровьесберегающей деятельности: количество учащихся, относящихся к первой группе здоровья, увеличилось, в то время как во второй и третьей группах отмечается стабильное уменьшение.
Опыт Дона стал основой для создания аналогичных проектов по всей России. На предстоящем заседании Госдумы парламентарии будут изучать новую методику школьной профилактики, успешно апробированной в Ростовской области на протяжении пяти лет. Более того, наработки донских ученых стали основой для проведения в конце ноября в Ростове-на-Дону двух всероссийских мероприятий – VII всероссийского форума «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» и прошедшего в его рамках конкурса «Учитель здоровья России».
На правах рекламы