За пьянство за рулем – в тюрьму на несколько лет
Как заявил 10 ноября 2016 года министр внутренних дел Владимир Колокольцев, МВД прорабатывает вопрос об ужесточении наказания за езду в пьяном виде. По словам главы ведомства, речь идет о том, чтобы срок лишения свободы за подобные нарушения составил свыше трех лет.
Надо применять не только репрессивные методы воздействия. Воспитательные и просветительские не менее эффективны
Как считает президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин, вести речь об ужесточении ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде абсурдно, поскольку в России сейчас нет механизма выявления состояния опьянения.
«У нас есть механизм установления наличия в организме этилового спирта (0,16 промилле на литр выдыхаемого воздуха – прим. ВЗГЛЯД). Получается, одна сотая миллиграмма решает судьбу человека. Это же абсурд! Во всем мире состояние опьянения оценивают по фактическому состоянию водителя. По тому, как он может двигаться, способен ориентироваться в пространстве, контролировать ситуацию, принимать какие-то верные решения», – заявил Травин газете ВЗГЛЯД.
«Алкоголь не всегда вызывает состояние опьянения. Поэтому, до тех пор, пока у нас не начнут выяснять, трезвый человек или пьяный, а не сколько у него там миллиграммов в литре выдыхаемого воздуха, речь об ответственности пьяных водителей вести недопустимо, а уж ужесточать ее – вообще абсурдно», – добавил он.
Существующих мер и так достаточно
Частично юриста поддерживает председатель партии «Автомобильная Россия», первый замглавы комитета по госстроительству и законодательству Госдумы Вячеслав Лысаков. По его мнению, существующих видов наказаний и так достаточно.
«Статистика говорит о том, что уже принятые в июле 2015 года меры уголовной ответственности за повторное нарушение в пьяном виде или от отказ от прохождения медосвидетельствования влияют положительно. У нас снизилось число нетрезвых водителей. Нам стоит подождать и не спешить с ужесточением ответственности на фоне декриминализации некоторых составов уголовных преступлений. Должна быть сильная доказательная база, что принятых мер недостаточно», – заявил депутат газете ВЗГЛЯД.
«Но надо применять не только репрессивные методы воздействия, но и воспитательные. Можно использовать социальную рекламу. Все это действует не менее эффективно, чем какие-либо дополнительные ограничения», – отметил парламентарий. Он подчеркнул, что пока никакого законопроекта об увеличении срока лишения свободы за пьяную езду нет.
Осознанные нарушения
В самом комитете по законодательству Госдумы 10 ноября проходило чтение проекта федерального закона № 826959-6 «Об усилении ответственности за управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».
Законопроект был внесен в парламент еще 30 июня 2015 года депутатами VI созыва Хож Магомедом Вахаевым, Олегом Куликовым, Рафаэлем Марданшиным и Вячеславом Лысаковым. Спустя год он после ряда исправлений был допущен до стадии первого чтения уже новым составом Думы.
Согласно документу, штраф за тонировку может составить 1500 рублей, что в три раза больше, чем в настоящее время. За повторное нарушение предлагается взыскивать с автомобилиста 5000 рублей.
«Статистика такова, после того, как мы отменили меру о снятии номеров за излишнее покрытие стекол темной пленкой, спрос на тонировку увеличился в несколько раз. Их пугали не 500 рублей штрафа, а запрет на эксплуатацию автомобиля. И народ побежал тонировать машины. Тонируйте, пожалуйста, заднее стекло хоть в ноль. Но лобовое и переднее должно иметь светопропускаемость в 75%, и если эти стандарты нарушаются, человек должен нести ответственность, потому что это сознательное нарушение, а не одномоментное, когда автомобилист просто отвлекся», – объяснил Вячеслав Лысаков.
Тонировка и причины ДТП
Противоположной точки зрения придерживается Виктор Травин. По мнению автоюриста, в настоящее время у ГИБДД нет статистики по поводу того, сколько аварий на российских дорогах совершается из-за тонировки. Кстати, нет таких цифр и в пояснительной записке к законопроекту.
«Пока опасность тонировки – лишь умозрительное заключение, не подкрепленное ничем. Тут дело вот в чем. Тонировщики показали свою закалку и желание бороться за свои права до последнего. В свою очередь, с них просто решили поиметь денег, вот и все», – считает эксперт.
Газете ВЗГЛЯД Вячеслав Лысаков конкретных цифр о статистике ДТП из-за тонировки также не назвал. Он лишь сказал, что она негативно влияет на безопасность дорожного движения, особенно в темное время суток и на плохо освещенных дорогах.
«Да, в тонировке есть свои плюсы: более эстетичный вид автомобиля, меньшее влияние солнечной энергии на салон. Но в то же время это ухудшает обзор и безопасность. Возникает вопрос, почему остальные люди должны страдать от таких «понтов», когда люди заклеивают в ноль вокруг автомобиля, включая задние стоп-сигналы?» – парировал Лысаков.
Это не все спорные нововведения, с которыми автомобилисты могут столкнуться в ближайшее время.
Попытка залезть под чужое одеяло
Как пишет газета «Известия», в правительстве недавно была создана межведомственная группа, которая должна подготовить законодательную базу для установки на автомобили так называемых черных ящиков. Бортовые устройства будут фиксировать в режиме реального времени местонахождение машины, параметры движения, техническое состояние, уровень нагрузки на ось грузовиков и т. д. Сообщается, что передача данных будет осуществляться с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС.
По мнению Виктора Травина, данная мера очень опасна и чревата забастовками, поскольку нарушает право человека на личную жизнь.
«Никому не надо знать, куда я еду, где бываю и что делаю. Это попытка заглянуть в мою постель, под одеяло. Крайне опасное явление. Надо понимать, что в некоторых странах отказались от видеофиксации нарушений вообще, потому что совершенно очевидно – это вмешательство в частную жизнь человека», – заявил эксперт.
Что касается внедрения систем контроля, Травин назвал это чистой коммерцией, поскольку кому-то выгодно заработать на их продаже и обслуживании. В перспективу нормального функционирования таких приборов на автомобилях автоюрист также не верит. Даже если водители на их установку покорно согласятся, будет считаное количество машин, где устройства останутся работать.
Непопулярная мера
Похожего мнения придерживается и Вячеслав Лысаков. Как он заявил агентству НСН, ему не очень понятно, как установку «черных ящиков» можно навязать. «Большая часть водителей не захочет, чтобы государство отслеживало маршруты их передвижения и стиль езды», – отметил депутат Госдумы.
Как пишет РИА «Новости», первый зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Алексей Русских также не одобряет эту идею. Он считает, что установка «черных ящиков» приведет к росту цен на автомобили. «Мое мнение, если эта идея останется в таком виде, как представлена сейчас, то это нарушает права и свободы граждан и однозначно увеличивает стоимость автомобиля», – объяснил парламентарий свою позицию.
Между тем устанавливать «черные ящики» на автомобили планируется начать в 2020 году.