Информацию о задержании 36-летнего сторонника ИГИЛ* распространили пресс-службы региональных управлений МВД и Следственного комитета. Согласно официальным данным, молодой мужчина контактировал с воюющими в Сирии боевиками запрещенной в России организации ИГИЛ, помогал им финансово.
Серьезно изменить ситуацию сможет закон о запрете ваххабизма, который сейчас пытаются провести через Госдуму
Также, по информации следствия, задержанный еще в июле этого года изготовил три самодельных взрывных устройства, которые успешно испытал на территории заброшенных складских помещений и намеревался совершить подрыв одного из казанских заводов. При обыске его жилища были обнаружены и изъяты патроны, поражающие элементы для взрывного устройства и радиостанции.
Называть имя задержанного, а также предприятие, которое он хотел подорвать, правоохранители не стали. Однако, по данным источников газеты ВЗГЛЯД, неудавшимся террористом, возможно, является житель Казани Роберт Сахиев, принявший в исламе имя Хабиб. Мужчина окончил Казанский государственный архитектурно-строительный университет, отслужил в армии и погранвойсках, увлекался оружием, охотой и туризмом, не скрывал симпатий к сирийским исламистам. О специфических взглядах этого человека говорит размещенная им на собственной странице в одной из социальных сетей фотография военных вертолетов Российской армии с подписью: «Нет, мы вроде на гусей пошли. А эти откуда взялись??? Нам что, в следующий раз ПЗРК брать????».
В отношении задержанного возбуждено дело по статьям «Приготовление к террористическому акту» и «Содействие террористической деятельности», Советский районный суд Казани заключил его под стражу сроком на два месяца.
Одновременно с этим центр общественных связей татарстанского управления ФСБ сообщил о задержании семерых адептов еще одной запрещенной в России исламистской организации «Таблиги Джамаат*». Операция против радикалов получилась масштабной, обыски и другие оперативные действия одновременно проводились в городах Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Азнакаево, а также в Рыбно-Слободском, Кукморском и Сабинском районах Татарстана.
По мнению исламоведа, профессора Московского государственного лингвистического университета Романа Силантьева, высказанного им газете ВЗГЛЯД, это свидетельствует не об очередном всплеске террористической активности исламистов в Татарстане, а, напротив, о том, что государство держит ситуацию под контролем:
«Теракты предотвращаются по всей России, не только в Татарстане, и последний громкий удавшийся теракт, насколько мы знаем, произошел в 2013 году. Конечно, татарстанская ситуация специфична, при муфтии Гусмане Исхакове многие исламисты получили зеленый свет, открыто проповедовали в мечетях республики, нынешний же муфтий пытается бороться с таким наследием. Надеюсь, что серьезно изменить ситуацию сможет закон о запрете ваххабизма, который сейчас пытаются провести через Госдуму. Если его примут, очень многие исламисты будут вынуждены покинуть Россию. Но уже сейчас у нас положение не настолько критично, как в той же Европе».
Коллега Силантьева, татарстанский исламовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал убеждение, что взаимосвязь местных исламистов с сирийскими радикальными группировками – тенденция, обозначившаяся далеко не вчера:
«Случаи отъезда жителей Татарстана в Сирию на «джихад» фиксируются с 2012 года, то есть с того времени, когда в этой арабской стране вооруженное противостояние стало принимать религиозно-идеологический оттенок. Всего, по данным ФСБ России, на сентябрь 2015 года из Приволжского федерального округа в Сирию уехали 200 человек, но, подчеркну, это данные годовой давности. В конце прошлого года глава МВД по Татарстану Артем Хохорин сообщил о 59 татарстанцах, в отношении которых возбуждены уголовные дела за то, что они отправились в Сирию на «джихад».
По словам Сулейманова, в 2014–2016 годах были осуждены шестеро вернувшихся с сирийского «джихада» жителей Татарстана: Раиф Мустафин, Ришат Идрисов, Минсеит Хамдеев, Михаил Головенко, Фирзар Гарипов и Виталий Гайсин. Еще один – Шарифбек Шоев, житель Екатеринбурга, уехал в Сирию, но по возвращении в Россию отправился почему-то в Татарстан и в сентябре 2016 года был пойман в Альметьевском районе, откуда его отправили в Екатеринбург, где будут судить по месту жительства. Пока, к счастью, уехавшие в Сирию, а затем вернувшиеся оперативно ловятся. Последние теракты на территории Татарстана произошли в 2013 году, после этого ситуация в регионе стабилизировалась.
«Из размещенного исламистами в июле этого года в интернете видеоролика видно, что находящиеся в Сирии боевики из Татарстана, состоящие в рядах «Исламской северной армии», объединились со вновь прибывшими татарстанскими ваххабитами из «Джамаата Булгар» (находившегося до этого на территории пакистанского Вазиристана) и создали батальон «Аль-Махди», который объединяет ваххабитов из Татарстана и с Урала, – рассказывает исламовед. – Своим «амиром» (командиром) они избрали вот некоего Сайфутдина аль-Татари. То, что в Поволжье и на Урале есть сторонники ИГИЛ, известно из открытых источников: только за последний год прошли задержания и аресты в Самарской, Оренбургской, Челябинской и Свердловской областях. Пока мы видим, что силовикам удается обезвреживать игиловцев в России, причем, до того, как они успели совершить преступные действия».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ