Общество

31 августа 2015, 18:25

Поддержка правительства может помочь распространению электромобилей

Фото: Michael Dalder/Reuters

Правительство постановило оборудовать АЗС колонками для заправки электромобилей. Таких машин, в отличие, например, от Японии, у нас пока мало. Однако постановление правительства отечественные автолюбители приветствуют. По их словам, сначала надо создать инфраструктуру, а уже потом смотреть, прижился или не прижился электромобиль в России.

Сначала инфраструктура, потом результат

Пока что не видно, чтобы обещанная экономия на топливе для гибридов покрывала эту разницу

Новое постановление российского правительства позволит владельцам АЗС на законном основании оборудовать станции зарядными колонками и оказывать услуги по подзарядке электромобилей.

Это, в свою очередь, создаст стимул для развития экологически чистого транспорта в России, отмечается на сайте Кабинета министров.

Постановлением, которое подписал премьер-министр Дмитрий Медведев, также внесены изменения в правила государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог России и наличию на них объектов сервиса.

«Правила дополнены новым показателем: автозаправочные станции, в пределах территорий которых размещены зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями», – говорится в документе.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, тема электромобилей для России пока не особенно актуальна. Их у нас очень и очень мало.

«Но на рынке появляется все больше гибридов (работающих и на бензине, и на аккумуляторах – прим. ВЗГЛЯД). И в целом, конечно, переход к электромобилям – вещь полезная. Они значительно экологичнее. Поэтому, в отличие от многих других ситуаций, это решение правительства в автомобильной сфере не вызывает у меня отторжения», – признался он.

Главной же проблемой для повсеместного внедрения электромобилей в России, помимо недостаточной пока инфраструктуры, Похмелкин назвал их высокую цену. А помимо оборудования АЗС местами для заправки электромобилей для продвижения последних необходимы и другие шаги.

«Сейчас, например, никакой пропаганды не ведется в этом направлении, нет льгот, чтобы людям было выгодно пересаживаться на электромобили», – перечислил он.

На данный момент электромобили наибольшее распространение получили в Японии. Но этому есть объяснение. «В той же Японии есть хорошая инфраструктура для них, да и в целом на вопросы экологии там смотрят значительно внимательнее», – подытожил он.

По мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, о том, насколько актуальна для России тема электромобилей, говорить рано.

«Но сам подход, который демонстрирует наше правительство – сначала создать условия для их эксплуатации, а потом уже смотреть, насколько они будут востребованы, абсолютно разумный. Так что это решение – хорошее, но недостаточное, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Помимо инфраструктуры властям необходимо обратить внимание на льготы для покупателей электромобилей, может быть, стоит организовать общественные парковки для них».

Канаев напомнил, что ресурс аккумуляторов электромобилей не безграничен. Поэтому заправочные станции для них должны быть расставлены достаточно часто. Наконец, Канаев согласился с Похмелкиным в том, что многое будет зависеть от цены такой машины. Сейчас она запредельно высокая.

«Электромобиль стоит от трех до пяти миллионов рублей. За ту же сумму можно купить хороший автомобиль на бензиновом двигателе, который верой и правдой прослужит вам не меньше 10 лет, и вы не будете думать обо всех проблемах, с которыми может столкнуться обладатель электромобиля», – сказал Канаев.

Говоря об опыте других стран, эксперт также привел в пример Японию. Но востребованность электромобилей там он связал с местной спецификой. «Все-таки надо иметь в виду некоторые особенности этой страны. Из-за специфики японских городов там получили распространение маленькие компактные автомобили. У нас ситуация с ними несколько иная. А в Японии они стали выпускаться в больших количествах, стали дешеветь. И у нас в перспективе, я думаю, сделать их востребованными может получиться только за счет серьезного удешевления», – добавил он.

Плюсы и минусы электромобилей

Как сообщала «Российская газета», по едва ли не наиболее оптимистичным прогнозам доля электромобилей в России к 2020 году могла бы достичь 10%. Такое мнение озвучил два года назад председатель подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере Торгово-промышленной палаты России Андрей Панков. И то эта цифра могла бы стать реальностью в случае инвестиций в зарядные станции и введения льгот для владельцев электротранспорта.

«Решающим фактором может стать ограничение въезда автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в исторические и природоохранные зоны, предоставление специальных мест для парковки электромобилям там, где парковка обычных автомобилей ограничена», – добавлял он.

При этом есть мнение, что приобретение электромобиля или гибрида в некоторой перспективе может оказаться более выгодным, чем аналога с бензиновым двигателем. Но опять же для этого должна работать целая система поддержки перспективного вида транспорта, координируемая властями страны. Это и субсидии, и специальные лизинговые программы автопроизводителей для обладателей электрокара.

На сайте «Отраслевого аккумуляторного портала» несколько лет назад приводились мнения немецких экспертов о будущем электромобилей.

Отмечалось, что они пока редкость даже для Европы, в частности для Германии. Тем не менее, согласно планам немецкого правительства, к 2020 году их число должно увеличиться до миллиона, а к 2030 году – до пяти миллионов штук.

При этом специалист по электромобилям и глава Немецкого общества по использованию солнечной энергии Томи Энгель высказывал мнение, что успех перспективного транспорта зависит от того, насколько быстро в мире будет продвигаться разработка мощных электромоторов и «долгоиграющих» аккумуляторов, насколько широким будет их серийное производство, насколько недорогими они будут.

С Энгелем соглашался и уполномоченный концерна Daimler по вопросам охраны окружающей среды Херберт Колер: «Уже в обозримом будущем батарея станет сердцевиной мобильности. Кроме того, она будет выполнять функцию мозга автомобиля. Аккумулятор снабжает энергией различные виды двигателей, а также всю бортовую электронику», – говорил он.

Другое распространенное мнение о будущем электромобилей высказывал журнал «Эксперт». Электромобили бесшумны, хорошо ускоряются и непривычно комфортно проходят повороты. Однако они быстро расходуют энергию, а их интегральная экономичность и экологичность преувеличены. Поэтому будущее не за ними, а за гибридами, отмечало издание.

Портал Autonewsrussia.ru приводил мнение экспертов Британской ассоциации лизинга, электромобили – это роскошь, а вот бензиновые авто – средство передвижения. Кроме того, по их данным, и стоимость владения электромобилем при недостаточно еще развитой инфраструктуре в течение трех лет на 22% превышала цену владения простым бензиновым авто.

Что касается России, то у нас в последние годы предпринималось уже несколько попыток сделать электромобили популярными. В 2011 году АвтоВАЗ презентовал и протестировал на трассе свой электрокар ElLada. На заводе также рассказывали, зачем они занялись электромобилями.

Также звучали предложения внедрить электромобили в массы. Так, в октябре 2012 года СМИ (в частности, газета «Известия») писали, что Министерство транспорта России разработало механизмы популяризации электромобилей, среди которых создание выделенных полос и обязательные госзакупки машин в качестве служебного транспорта для чиновников.

Затем разрабатывались льготы для производителей экологичных автомобилей.

В 2013 году появились сообщения, что на авторынке России благодаря КамАЗу появится грузовой электромобиль отечественного производства.

Но все это по-прежнему как-то не влияет на ситуацию.

Из последнего – глава компании ExxonMobil Рекс Тиллерсон в апреле этого года высказал мнение, что электродвигатели еще долго не смогут конкурировать с бензиновыми.

«Хотя удалось добиться значительных улучшений, фундаментальные проблемы, касающиеся производства аккумуляторов, которые устроили бы потребителей, все еще не преодолены, – отмечал он. – Мы смотрим на достижения науки, и у нас возникает мысль о том, что данная задача по-прежнему остается очень и очень сложной».

Текст: Иван Чернов

Вам может быть интересно

ВС России за неделю нанесли 35 групповых ударов по ВПК и энергоотрасли Украины
Темы дня

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Россия уничтожает переданное Киеву вооружение НАТО еще до попадания на фронт

Эксперты объяснили, как хуситы сбивают американские беспилотники MQ-9 Reaper

Новости

Перечислены самые популярные города у туристов для майских выходных

Сервис RUSSPASS составил рейтинг самых популярных туристических направлений на майские праздники.

Импортозамещенный Superjet-100 начали готовить к летным испытаниям

Опытный образец импортозамещенного ближнемагистрального самолета Superjet-100 завершил программу заводских доводочных испытаний и прибыл в подмосковный Жуковский.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Украинский дрон атаковал священников под Волновахой

Украинский беспилотник атаковал доставлявших гуманитарную помощь священников в окрестностях Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в Волновахском районе ДНР, сообщили в пресс-службе обители.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Ужесточение мобилизации на Украине призвано помочь Байдену на выборах

Белый дом перед выборами решил сделать ставку на успехи во внешней политике, поэтому он сильно нуждается в успехах Украины. Вашингтон решил, что слабым звеном является личный состав ВСУ, отсюда и требование усилить мобилизацию, сказал газете ВЗГЛЯД американист Владимир Васильев. Ранее газета The New York Times узнала о давлении США на Украину для ужесточения мобилизации.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

В США студенты колледжа выступили против участия Байдена в выпускном

Некоторые преподаватели и студенты американского колледжа Морхауз в штате Джорджия призвали руководство учебного заведения отказаться от приглашения президента США Джо Байдена для традиционного выступления на выпускной церемонии, сообщили местные СМИ.

США ужесточили экспорт оружия в Казахстан, Киргизию и Таджикистан

США ужесточают экспорт огнестрельного оружия и боеприпасов в страны «повышенного риска», среди которых Киргизия, Казахстан и Таджикистан, говорится в заявлении американского министерства торговли.

Уважение к традиционым ценностям станет условием для въезда иностранцев в РФ

В Государственную думу внесен на рассмотрение законопроект, нацеленный на повышение эффективности федерального госконтроля в миграционной сфере.

В Ровно снесли монумент в честь победы в Великой Отечественной войне

В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам, который был установлен на холме Славы.

Экс-пилот США предсказала F-16 проблемы на Украине

Истребители F-16, которые страны Запада планируют предоставить Киеву, столкнутся в зоне спецоперации с высококлассной российской техникой, заявила бывшая летчица ВМС США Бринн Таннехилл.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?