Американские власти озаботились проблемой отсутствия контроля за беспилотными летательными аппаратами, которых, как ожидается, в этом году будет продано свыше 1 млн. В прошлом году объем продаж составил 430 тыс., в 2013 году – 120 тыс.
Разрабатываются самые фантастические методы, например ловля сетью
Несанкционированные запуски нередко создают проблемы, а в ряде случаев угрозы. С января по август в США зафиксировано более 650 случаев несанкционированного использования дронов, что вдвое превышает показатель прошлого года.
В Калифорнии при тушении пожаров дроны помешали спасателям распылять с самолетов воду и антипирен.
В январе беспилотник приземлился на лужайке возле Белого дома, после того как управлявший им оператор потерял контроль над аппаратом в центре Вашингтона. Федеральные чиновники приняли решение не возбуждать уголовное дело по этому инциденту ввиду явного отсутствия злого умысла.
По мере развития технологий в руки обычных граждан попадут массивные аппараты, способные передвигаться на большие расстояния с тяжелым грузом. Помимо того, что при неумелом управлении такой БПЛА может упасть кому-нибудь на голову, он может создавать угрозу авиации и объектам инфраструктуры. Кроме того, такая конструкция должна быть привлекательной для злоумышленников, а в перспективе можно ожидать, что террористы попытаются устанавливать на них боевые модули. Уже отмечались случаи использования беспилотников для транспортировки наркотиков и нападения на людей.
В США в настоящее время разрабатывается программа выявления беспилотников и противодействия им. Пока она находится на начальной стадии, однако уже было проведено по крайней мере одно испытание ее элементов, передает Reuters.
Теоретически американская полиция располагает некой системой выявления источника сигнала управления беспилотником, но испытания показали, что в оживленном районе, где присутствует много помех, только в одном из десяти случаев удалось верно определить этот источник.
В прошлом году полиция Нью-Йорка использовала систему на основе микроволн для отслеживания беспилотников на Таймс-сквер, однако испытание потерпело неудачу из-за большого количества помех со стороны многочисленных электронных устройств.
«Мы не можем сбивать его в небе, нам надо придумать какую-то базовую технологию перехвата и блокирования управляющего дроном сигнала. Таким образом, дрон не рухнет, никто из находящихся на земле людей не пострадает, даже если это будет происходить в очень оживленном районе», – заявил один из источников.
Военный эксперт, отставной морской пехотинец Мадди Уотерс считает, что простое блокирование сигнала управления дроном может быть опасным – останется риск падения аппарата. «А вот если выяснить, какие коды используются для управления беспилотником, то можно перехватить контроль над ним», – считает эксперт.
«Проблема будет только усиливаться»
«Подобные проблемы стали возникать с растущей периодичностью в различных странах мира, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор интернет-портала UAV.ru Денис Федутинов. – Во Франции сталкивались с проблемой, когда туристы запускали беспилотники в городе, чтобы фотографировать парижские достопримечательности, и вблизи режимных объектов типа атомных электростанций. Кроме того, беспилотники нередко были замечены в районах аэропортов, в частности, в Великобритании и Германии. Это создавало угрозу для воздушных судов».
«Проблема серьезная, и по мере развития технологий распространения беспилотных летательных аппаратов рост их доступности будет только усиливаться. Поэтому нужны средства, которые позволяли бы государственным органам контролировать беспилотники. Нужны и законы, и технические средства, которые позволяли бы осуществлять контроль.
Мы в этом плане в какой-то мере не уступаем, у нас это также развивающаяся популярная тема, поэтому для нас это не в меньшей степени актуально», – добавил он.
Начали с законов
Российские власти тоже озаботились проблемой бесконтрольного распространения беспилотных аппаратов, но пока только на уровне разработки соответствующего законодательства. В марте этого года Минтранс направил в Госдуму проект закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов».
В настоящее время при применении беспилотных воздушных судов в России устанавливают временный и местный режимы полетов, а также выдают кратковременные разрешения на выполнение таких полетов. При использовании БПЛА без разрешения пользователь может подвергнуться административному наказанию. В прошлом году молодой предприниматель из Сыктывкара пытался использовать БПЛА для доставки пиццы без соответствующих уведомлений, за что был оштрафован на 50 тыс. рублей.
«Сейчас закон готовится ко второму чтению, – рассказал газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по транспорту Андрей Андреев. – Создана рабочая группа, в нее входят представители экспертного совета при комитете по транспорту Государственной думы. Пока сложно говорить, в каком виде будет представлен законопроект ко второму чтению, потому что там большое количество поправок. Это новое явление в нашем российском законодательстве, так что там может быть очень много нового».
«Помимо принятия закона, нужно добиться его соблюдения, – отметил Денис Федутинов. – Надо иметь средства, которые будут обнаруживать эти аппараты и в случае выявления несанкционированной активности каким-то образом их не говорю сбивать, но убирать из воздуха. Разрабатываются самые фантастические методы, например ловля сетью и т. д. Но большая часть из них еще не проработаны, а существуют только умозрительно».