Против низких цен
Письмо с жалобами на них я прочитал с интересом. Но нарушением это не считаю
Таксисты Санкт-Петербурга выступили с требованием запретить онлайн-сервисы Uber, GetTaxi и «Яндекс.Такси». Соответствующее обращение они направили губернатору Георгию Полтавченко. «Просим принять неотложные меры для запрета деятельности IT-компаний (Uber и аналогичных) на территории Санкт-Петербурга, поддержать легальных перевозчиков и выступить инициатором по проверке законности деятельности подобных компаний в нашем городе», – говорится в письме некоммерческого партнерства «Петербургское Такси» за подписью его директора Александра Холодова.
Таксисты называют ситуацию на рынке города критической, отмечая, что Петербург «превратился в маркетинговое поле битвы за снижение тарифов» между тремя глобальными интернет-приложениями по вызову такси.
Отмечается, что минимальные тарифы, установленные этой «тройкой», сопоставимы с ценой поездки на общественном транспорте: 49–50 рублей. При этом комиссия за услуги сервисов в итоге может достичь 30%, а конкуренцию петербургским профессиональным таксистам составляют и просто владельцы автомобилей, которые также могут получать из сервисов заказы.
Авторы документа предупреждают, что бездействие властей «приведет к неминуемому банкротству таксомоторных компаний и исчезновению легального петербургского такси как отдельного вида автомобильного транспорта по экономическим причинам».
Сообщество таксистов уже давно требует от властей разобраться с сервисами, которые, с их точки зрения, просто демпингуют и позволяют «отбирать хлеб у профессионалов». «Мы не требуем никого запретить, мы говорим, что все должны работать в одинаковых условиях, – озвучивал газете ВЗГЛЯД позицию таксистов представитель профсоюза. – Мы, легальные таксисты, должны постоянно соблюдать целый ряд норм, иначе нас будут за это штрафовать, а нелегальные машины, которые Uber развозит, не несут никакой ответственности. Им не надо ни желтый свет, ни прохождение медицинских осмотров – никаких требований. За счет этого они опускают цены ниже порога рентабельности. На пиво вечером срубил парень – ему больше ничего не надо. Его не волнует, что есть профессионалы, которые этим зарабатывают себе на жизнь».
Отметим, что, требуя закрытия онлайн-сервисов, сами легальные таксисты пользоваться ими не отказываются. Собственно, в феврале, когда они объявили забастовку, она заключалась как раз в том, что ее участники на несколько дней отказались от этих служб. Представители сервисов «ГетТакси Рус» и «Яндекс.Такси» выражают по этому поводу недоумение и заявляют, что им не очень понятны претензии извозчиков, поскольку они работают только с таксистами, обладающими лицензией.
Зампредседателя Межрегионального транспортного профсоюза Алексей Смирнов заявил газете ВЗГЛЯД по этому поводу, что в регионах, по его данным, эти компании работают и с нелегальными такси тоже, а американская компания Uber до середины июня даже в Москве принципиально не работала с желтыми такси. По его словам, онлайн-сервисы начинали как агрегаторы заказов и выставляли цены таксопарков, а когда последние оказались полностью завязанными на них, в ультимативном порядке выставили свои цены. После выплат комиссионных тому же «Яндексу», по словам Смирнова, самому водителю остается совсем немного. Он также отметил, что цена – это единственное, чем онлайн-сервисы могут привлекать клиентов, и если на рынок зайдет еще один игрок, поездка станет еще дешевле.
«Я и сам пользуюсь»
Обращение таксистов Северной столицы не осталось без внимания. Замруководителя ФАС России Андрей Цариковский заявил, что не увидел в деятельности онлайн-сервисов никаких нарушений. «Сочувствую таксистам, но давайте быть честными: я и сам пользуюсь одним из этих сервисов. Письмо с жалобами на них я прочитал с интересом. Но нарушением это не считаю», – сказал он, продемонстрировав на своем мобильном телефоне приложение, позволяющее вызвать такси через интернет.
По данным первого зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Лысакова, в такси работают не менее полутора миллионов человек, «а с учетом, что у каждого есть семья, это несколько миллионов человек, которые оказались в тяжелой ситуации». Легальный статус при этом получили около 500 тыс. Он заявляет, что необходимо учитывать интересы как пассажиров, так и извозчиков. Соответствующий законопроект ждет в настоящее время второго чтения, которое ожидается осенью. В документе прямо предписывается, что онлайн-сервисы могут работать только с легальными перевозчиками. Кроме того, отметил Лысаков, авторы законопроекта решили поменять местами с точки зрения ответственности легальных и нелегальных таксистов: сейчас для «бомбилы» предусмотрен штраф в 5 тыс. рублей, а легальный таксист за небольшое нарушение может получить штраф в десятки тысяч рублей. По новому закону, заявил парламентарий, все будет наоборот.
«Зачастую требования таксистов взаимоисключающие, – говорит парламентарий. – Они требуют убрать конкурентов, чтобы им это было выгодно. В первом чтении нашего законопроекта прописано, что диспетчерские службы, приложения и т. д. могут работать в Российской Федерации, если они зарегистрированы как юридические лица и если платят налоги. Запретить мы ничего не можем. Невозможно запретить цивилизацию, невозможно запретить технологии, интернет. На фоне обострившейся экономической ситуации нам надо сделать так, чтобы самозанятость людей могла реализовываться в более простой форме. Надо сделать так, чтобы люди могли работать легально, не чувствовали себя нарушителями и изгоями. А таксистам, которые считают себя профессиональными, конечно, конкуренты не нужны».
Другой подход
Между тем во Франции, где таксисты выступают с теми же требованиями и даже устроили на прошлой неделе беспорядки с десятками уничтоженных автомобилей, власти приняли совершенно иное решение. Американская компания Uber объявила о прекращении работы сервиса UberPOP на территории Франции. Как выяснилось недавно, расследование против Uber во Франции было открыто еще в прошлом году. В понедельник стало известно, что двое руководителей французского подразделения компании взяты под стражу.
Легально зарегистрированные во Франции водители возмущаются, что они должны заплатить за специальную маркировку и оборудование на автомобиль от 50 до 250 тысяч евро, в то время как регистрация в онлайн-системе значительно проще и дешевле, что, по их мнению, является недобросовестной конкуренцией.
Президент Франции Франсуа Олланд осудил беспорядки, но фактически при этом поддержал требования бастующих. Он назвал акции протеста «недопустимым насилием над демократией в такой стране, как Франция», но вместе с тем отметил, что UberPOP «не уважает никакие законы» и должен быть распущен. «Этот гнев можно понять, потому что эта ситуация тянется месяцами, а суды принимают решения медленно», – заявил он.
В Uber заявляли, что их деятельность не является незаконной. Они мотивируют это тем, что, согласно европейскому праву, определять, что законно, а что нет, может только суд. А судебного распоряжения на этот счет пока не было. Министр внутренних дел Франции озвучивал прямо противоположную точку зрения: по его словам, деятельность в рамках системы UberPOP является нелегальной, поскольку водители, присоединившиеся к системе, не платят налогов и действуют, по сути, на черном рынке. По его словам, эти водители могут подвергнуться тюремному заключению и конфискации транспортных средств.
После встречи с представителями таксистов министр внутренних дел пообещал, что автомобили, использующие UberPOP, будут систематически задерживаться.