Россия против
Совбез ООН назначил голосование по проекту резолюции о создании трибунала над сбившими над Украиной малайзийский «Боинг» на вторую половину дня среды, 29 июля. Об этом сообщила официальный представитель постпредства Новой Зеландии Никола Гарви, передает ТАСС.
Это не входит в полномочия Совета Безопасности, так как это не вопрос угрозы международному миру и безопасности
Она уточнила, что на рассмотрение Совбеза будет вынесен документ, предложенный делегацией Малайзии, который квалифицирует случившееся как «угрозу международному миру и безопасности» и призывает создать трибунал.
Как известно, Россия является последовательной противницей создания трибунала до окончания расследования. Эту позицию в очередной раз подтвердил постпред страны при ООН Виталий Чуркин.
Он усомнился в одобрении СБ ООН соответствующей резолюции. Россия, вероятно, не поддержит малайзийский проект, заявил он Reuters. А так как у российской стороны как у постоянного члена Совбеза есть право вето, перспектив у данного решения не просматривается.
«Это (принятие резолюции о трибунале) не входит в полномочия Совета Безопасности, так как это не вопрос угрозы международному миру и безопасности», – добавил он.
Напомним, в понедельник Россия созвала встречу СБ ООН для обсуждения собственного проекта резолюции по «Боингу». В нем Россия предложила усилить роль ООН в расследовании катастрофы, чтобы снизить политизированность процесса. Генсек организации со своей стороны мог бы назначить своего спецпредставителя по этому вопросу. Помимо ООН, по мнению Москвы, ИКАО (Международная организация гражданской авиации) «могла бы сыграть более активную и должную роль в расследовании». Также в российском проекте выражалась озабоченность Москвы по поводу прозрачности расследования. Наконец, проект совершенно не предусматривал создание трибунала.
По окончании закрытого заседания в ООН постпред России Виталий Чуркин отмечал, что вопрос о трибунале на встрече не рассматривался.
«Мы расстались с настроением найти общий знаменатель и попробовать посмотреть, как подход, предложенный малайзийской стороной, и подход, предложенный нами, соединить», – говорил при этом Чуркин.
Между тем другие дипломаты, например постпред Новой Зеландии при ООН Джерард Ван Бохемен, по итогам того же разговора утверждали, что на закрытой встрече была «очень сильная поддержка идеи создания трибунала».
Удалось ли в итоге соединить проекты и какой именно вариант будет вынесен на голосование в среду, не сообщается.
Добавим, что накануне посол России в Малайзии Валерий Ермолов созвал пресс-конференцию, посвященную катастрофе «Боинга». Как сообщалось на сайте дипмиссии, он заявил, что «расследование ведется без должного соблюдения международных авиационных стандартов и без признания ведущей роли Международной организации гражданской авиации в таких вопросах». Также Ермолов пожаловался на то, что Россию фактически не допускают к расследованию гибели MH17.
«Поспешность в продвижении принятия резолюции, по-видимому, указывает на то, что Совет Безопасности ООН в настоящее время используется, чтобы найти предлог и использовать трагедию с целью организовать «судебное разбирательство» над Россией на украинском досье, конечная цель которого – изолировать нашу страну в соответствии с узкими политическими интересами отдельных стран», – добавлял Ермолов.
Президент России Владимир Путин 16 июля также назвал преждевременной идею создания международного трибунала до завершения расследования катастрофы. Путин призвал прекратить «вбросы» в СМИ по этому поводу и дождаться результатов.
Эксперты же подчеркивают, что подобные вбросы делаются сознательно, в рамках пропагандистской войны против России. Запад, по их словам, «назначил» виновными в катастрофе Россию и ополченцев с первого дня, а теперь надеется провести над ними показательный суд.
Близкую к российской позицию занимает и Китай. 15 июля в пресс-службе МИД Китая заявили, что выступают за полномасштабное «независимое, справедливое и объективное расследование» авиакатастрофы малайзийского «Боинга», однако о трибунале речи не идет.
Пекин также выразил надежду на то, что «Совет Безопасности ООН сможет сохранить единство и обеспечит, чтобы вопрос по MH17 был решен должным образом».
Малайзийская инициатива
Глава МИД Австралии Джули Бишоп заявила, что намерена прилететь в Нью-Йорк и совместно с четырьмя членами международной группы по расследованию авиакатастрофы «искать поддержки всех членов Совета Безопасности ООН в вопросе учреждения трибунала», передает РИА «Новости».
Со стороны Украины звучат порой противоречивые заявления.
Так, 21 июля замминистра иностранных дел Украины по вопросам евроинтеграции Елена Зеркаль заявила, что результаты расследования крушения малайзийского «Боинга» не будут доступны для публичного обсуждения.
В то же время представитель Совета безопасности Нидерландов, под руководством которого проходит международное расследование, Сара Ферной отмечала, что окончательный доклад будет опубликован онлайн и будет доступен всем желающим.
Комментируя украинские заявления, постпред России при Европейском союзе Владимир Чижов назвал их оторванными от реальности.
«Это звучит странно, потому что этот вопрос уже широко обсуждается не только в западных СМИ, но и также в российских и украинских», – отмечал он в интервью агентству Sputnik.
«Что касается реальных результатов международного расследования, российская позиция заключается в том, что их следует сделать доступными для всех заинтересованных стран. Это суть проекта резолюции, который Россия внесла в Совет Безопасности ООН», – добавлял российский дипломат.
Напомним, еще в июле 2014 года Совбез ООН принял резолюцию 2166 по катастрофе малайзийского авиалайнера, в которой содержались требования прекратить все военные действия в районе, прилегающем к месту авиакатастрофы, обеспечить неприкосновенность места катастрофы и безопасность участников международного расследования. Все остальные разговоры на эту тему были во многом политизированы.
Крушение самолета «Боинг 777» «Малайзийских авиалиний», который летел из Амстердама в Куала-Лумпур, произошло 17 июля прошлого года над территорией Донецкой области Украины, контролируемой ДНР. На борту лайнера находились 298 человек. Выживших в авиакатастрофе не было.