Двигатели пристыкованного к Международной космической станции корабля «Союз», который в четверг должен вернуть на Землю трех космонавтов, запустились нештатно, из-за чего положение станции изменилось.
Союз» по получении команды отреагировал на нее штатно, никаких проблем с его бортом нет
«Во время планового тестирования радиосистемы сближения и стыковки Международной космической станции и корабля «Союз» нештатно запустились двигатели «Союза», что привело к незначительному изменению положения МКС. Приняты необходимые меры для стабилизации МКС», – сообщили в Роскосмосе.
В агентстве подчеркнули, что «угрозы экипажу МКС, самой станции и штатному возврату корабля «Союз ТМА-15М» на Землю нет».
Источник РИА «Новости» в космической отрасли назвал три вероятные причины случившегося: сбой в работе радиосистемы сближения и стыковки «Курс», недочеты в программном обеспечении, ошибка наземных специалистов.
По данным источника «Интерфакса», причиной нештатной ситуации стала работа специалистов, осуществлявших управление кораблем.
«Оператор должен был выдать команду на тестирование аппаратуры «Курс» и системы расстыковки, а вместо нее, судя по всему, пошла команда на включение двигателей «Союза», – пояснил он. «Таким образом, «Союз» по получении команды отреагировал на нее штатно, никаких проблем с его бортом нет», – пояснил он.
«Тестировали «Курс», так как предстоит расстыковка – 11 июня корабль вернет на Землю трех космонавтов, – уточнил источник ТАСС. – Сейчас основная версия случившегося – ошибка в командах программы, которую ввели операторы на Земле, в ЦУПе, перед тестированием».
Проблемный «Курс»
Систему сближения и стыковки «Курс-А» разработал Научно-исследовательский институт точных приборов (входит в «Российские космические системы»). Аппаратура радиотехнической системы «Курс-А» производилась на Украине (киевское предприятие «Элмис») и в России (Ижевский радиозавод и НИИ ТП).
Весной прошлого года в работе системы уже случались неполадки. Тогда стыковка «Союза» с МКС по шестичасовой схеме сорвалась из-за программного сбоя. После перехода на двухсуточную схему стыковка прошла успешно.
«Вмешательства экипажа в работу системы сближения и стыковки «Курс», к счастью, не потребовалось. Пристыковка «Союза ТМА-12М» к модулю «Поиск» российского сегмента МКС состоялась в расчетное время в режиме «автомат». После сравнивания давления переходные люки будут открыты, и вновь прибывшие «вплывут» из «Союза» на станцию», – заявляли в ЦУПе по итогам «длинной» стыковки.
Долгая дорога к дому
На пристыкованном к МКС «Союзе» в четверг должны вернуться на землю Антон Шкаплеров, Саманта Кристофоретти и Терри Вертс. На станции останутся российские космонавты Геннадий Падалка и Михаил Корниенко и американец Скотт Келли.
Отметим, что возвращение Шкаплерова, Кристофоретти и Вертса было перенесено с 14 мая на 11 июня в связи с аварией грузовика «Прогресс М-27М». Аппарат был 28 апреля выведен на орбиту на несколько десятков километров выше расчетной и на следующий день начал постепенный неконтролируемый сход с орбиты. 8 мая Роскосмос сообщил о потере корабля, сгоревшего в плотных слоях атмосферы.
В начале июня было официально объявлено, что авария произошла из-за неучтенной конструктивной особенности использования космического грузовика и ракеты-носителя, связанной с частотно-динамическими характеристиками связки корабля и третьей ступени ракеты.
В то же время до завершения расследования источники упоминали систему «Курс», две из пяти антенн которой на «Прогрессе» не раскрылись.
«Антенны на «Прогрессе» не раскрылись, когда корабль тряхнуло из-за нештатной работы третьей ступени, – пояснил газете ВЗГЛЯД научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. – Там уже все посыпалось. «Курс» считается надежной системой. Когда ее только начали делать, были проблемы со стыковками, с нераскрытием антенн, но она уже давно работает».
По его мнению, проблем с украинскими компонентами в системе пока быть не должно, поскольку есть еще запасы на складах.
Что же касается нештатно сработавших двигателей, считает эксперт, наиболее вероятной является ошибка оператора.
«Такие случаи бывают – когда проводят испытание, а какая-то блокирующая цепь, которая должна запретить реализацию, в данном случае запуск двигателей, выключена. Вообще это, конечно, дело конструкторов – делать «защиту от дураков», чтобы таких вещей избегать. Но здесь сразу отреагировали, без всяких последствий», – заключил он.
«Все зависит от того, в какой степени было изменено положение, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД ситуацию со станцией член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш. – Изменение орбитального положения может привести к тому, что солнечные батареи будут недостаточно хорошо освещаться солнцем, из-за этого упадет их эффективность. Но, насколько я понял, небольшая коррекция положения станции не привела к последствиям, которые потребовали бы чрезвычайных мер».
По его мнению, находящиеся на орбите объекты не угрожают станции, хотя станция ежегодно принимает более десятка маневров уклонения, чтобы избежать сближения с обломками космического мусора.
«Теоретически возможно все, вплоть до того, что двигатели будут включены на торможение, и станция сойдет с орбиты, – рассуждает эксперт. – Но это, конечно, практически невероятный апокалиптический вариант. Под занавес полетов станции «Мир» одна из главных проблем заключалась в том, что, если она летала без экипажа, там мог произойти несанкционированный запуск двигателей из-за каких-то «глюков» в бортовом компьютере. Если это произошло бы, то станция могла бы неконтролируемо сойти с орбиты и упасть где угодно. Но то, что произошло на МКС, если и напоминает эту ситуацию, то очень отдаленно. На станции был экипаж, который мог вмешаться, и в крайнем случае, если бы «Союз» и дальше продолжал бы странно себя вести, можно было бы вообще его отстыковать и отправить в плотные слои атмосферы», – заключил он.