«Сами жены не возражают»
С моей точки зрения, если такая традиция была и существует, с ней следует согласиться
После того как глава администрации президента Чечни Магомед Даудов в интервью Газете.Ru высказался о том, что неплохо было бы легализовать в России многоженство, политики, религиозные и общественные деятели стали высказывать мнения «за» и «против».
Для начала сопредседатель Славянского правового центра, главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев рассказал газете ВЗГЛЯД, что семейное законодательство, в частности, Семейный кодекс, многоженство не разрешает.
«Однако нормы шариата такое поведение предусматривают. И здесь возникает конкуренция между религиозно-правовыми нормами и светско-правовыми, – пояснил он. – Конечно, приоритет, поскольку мы с вами живем в светском государстве, отдается светскому закону, но традиции на Северном Кавказе и в некоторых регионах Поволжья настолько прочны, а сейчас они еще и возрождаются, что однозначно подходить к этому вопросу сложно. Я сам лично знаю даже не один факт, когда мусульмане в России имеют по нескольку жен. И это воспринимается там нормально, позитивно, сами жены не возражают».
Пчелинцев напомнил, что по статистике мужчин в России заметно меньше, чем женщин, к тому же значительное число представителей сильного пола «по состоянию здоровья или в силу иных причин не в состоянии быть эффективными мужьями».
«С моей точки зрения, если такая традиция была и существует, с ней следует согласиться. И в законодательство, в Семейный кодекс необходимо внести изменения», – отметил эксперт.
В свою очередь глава отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата Русской православной церкви Всеволод Чаплин был очень осторожен в оценках.
«Не случайно началась эта дискуссия. В Российской империи и даже раньше на нашей территории жили разные народы с разными традициями, от этого нам никуда не деться, – заметил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – В православии считается, что брак – это союз одного мужчины и одной женщины. И для всего русского народа, для всех православных это очевидно. Но есть у нас и другие народы, с другими традициями. В той же Российской империи у исламских народов существовали и многоженство, и шариатские суды, и многое другое, что отличало их от православных. Эти отличия налицо, а как к ним относиться – я думаю, это серьезный вопрос, как для законодателей, так и для всего общества».
В свою очередь зампред комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты России Максим Григорьев рассказал газете ВЗГЛЯД, что как православный христианин, безусловно, не может выступать за легализацию многоженства, за принятие соответствующих законов.
«Однако при этом я не считаю, что нужно кого-то наказывать, сажать в тюрьму. Если имеет место на тех или иных ограниченных территориях такая практика, которая вызывает полное приятие общества там и всех участвующих в этом, то с ней стоит согласиться. Я против уголовного наказания за такого рода действия», – отметил он.
По словам члена центрального штаба ОНФ, депутата Госдумы Михаила Старшинова, и президент России уже неоднократно высказывался на эту тему.
«Он четко обозначил светский характер нашего государства, который в том числе закреплен в Конституции Российской Федерации. Думаю, это надо иметь в виду. Разговоры о хиджабах, многоженстве и многом другом... менять Конституцию? Менять светский характер государства? Позиция президента была озвучена. Конституция у нас работает», – заявил Старшинов газете ВЗГЛЯД.
Наконец, председатель Исламского комитета, исламист и политолог Гейдар Джемаль в комментарии газете ВЗГЛЯД высказал мнение, что этот спор бессмысленный, поскольку обсуждается «реакция права (шариатского), вообще не пересекающегося с российским законодательством».
«Если у человека есть две жены по шариатскому праву, он вообще никак не подпадает под то, что регулируется российскими законами, если, конечно, он не женился на обеих в ЗАГСе. А если он не пошел в ЗАГС, а сделал никах (обряд бракосочетания в мусульманских традициях), где тут нарушены российские законы и как его можно за это привлечь?» – отметил Джемаль.
Он напомнил, что поводом для этого «бессмысленного разговора» стала чеченская девушка Луиза, а «либералы в очередной раз воспользовались шансом для того, чтобы поднять антиисламскую истерию».
«Шариатская система права существовала до либералов, будет существовать и после них. И что-либо менять сейчас бессмысленно, – заверил он. – И в советское время у мусульман было многоженство, и в досоветское, и теперь мы это видим. Оно никогда не прекращалось. Это установление просто существует, и его не интересуют никакие другие законы».
Джемаль в связи с этим привел следующий пример: «Вот вы придете, скажете человеку – хочу привлечь тебя к уголовной ответственности, потому что у тебя две или три жены. А он ответит: «А я хочу привлечь тебя к уголовной ответственности, потому что ты каждый день спишь с новой девкой. Вот и все».
При этом эксперт отметил, что вводить какие-то специальные законодательные нормы для отдельных российских территорий, преимущественно населенных мусульманами, никто не будет: «Это сложно. Потому что мусульмане живут не только в Чечне или Ингушетии, но и в Москве, в Санкт-Петербурге».
В Кремле не комментируют
Разговоры о хиджабах, многоженстве и многом другом… менять Конституцию? Менять светский характер государства?
Отметим, что в Кремле предпочли не комментировать новую волну общественной дискуссии. По словам Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента России, российское руководство пока не ознакомилось с предложением о легализации многоженства.
«Я не видел, честно говоря, его заявления, в котором он (глава администрации президента Чечни Магомед Даудов – прим. ВЗГЛЯД) предлагал легализовать многоженство. Если вы посмотрите внимательно и покажете мне это заявление, я отвечу на ваш вопрос», – ответил Песков на просьбу о комментарии.
Как сообщила «Коммерсантъ FM» член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Алимова, обсуждение соответствующих инициатив состоится во вторник. «Я готова поднять этот вопрос на заседании комитета, но это не значит, что мы будем рассматривать уже концепцию этого законопроекта. Разговоры есть, тема существует, довольно болезненная тема. Мужчины все за, женщины в большинстве своем против. Поэтому ее можно обсуждать, но пока такого законопроекта в Государственной думе нет», – сказала она.
При этом председатель Союза женщин России, депутат Госдумы Екатерина Лахова напомнила, что до 1996 года за многоженство в России можно было получить до года тюремного заключения. Она считает, что неплохо было бы вернуть старую норму.
«Четко сформулирована наша позиция, я уже не говорю о том, что есть основные законы Конституции: мы за традиционную семью, где один папа, одна мама, и все. А то, что желают некоторые наши республики, – это абсурдно. Это единая Россия, в единой России одна семья – традиционная: один отец и одна мать. У нас 19-я статья пункт 3 есть – «Равные права, свободы и возможности». То же самое может и женщина говорить, что я могу иметь трех мужей, де-юре говорить. Поэтому это такая глупость, а насчет наказания надо обсуждать», – уверена Лахова.
Глава комитета Госдумы по делам семьи Елена Мизулина не считает необходимым вводить уголовную ответственность за многоженство, сообщает РИА «Новости».
Еще один член комитета нижней палаты парламента по вопросам семьи Елена Сенаторова рассказала «Интерфаксу», что «в России легализовать многоженство нет необходимости». «Должна быть традиционная семья, где есть мать, отец и где есть дети, и как можно больше детей», – сказала она, добавив, что именно такой подход заложен в основу семейной госполитики страны.
Она дала понять, что общая политика государства приоритетнее народных традиций в случае, если они вступают в противоречие.
Давняя история
Напомним, в понедельник в интервью Газете.Ru приводилось высказывание Магомеда Даудова о том, что «хорошо было бы, если бы многоженство легализовали». «Но только чтобы по шариату все было: если мужчина может содержать еще одну жену, то почему нет? Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать», – отмечал он.
После этого в обществе развернулась широкая общественная дискуссия о том, насколько это правильно. По мнению одних, многоженство пойдет на пользу России. Другие говорят, что у нас светское государство и так поступать нельзя. В частности, в Госдуме готовятся поправки в законы, предусматривающие даже уголовную ответственность за многоженство.
Впрочем, началась эта дискуссия еще до интервью Даудова. Широкий резонанс вызвала свадьба 47-летнего начальника одного из РОВД в Чечне Нажуда Гучигова и 17-летней девушки Луизы Гойлабиевой. Даудов был на той же свадьбе, в ЗАГСе рядом с невестой, помогал ей взять паспорт с печатью о браке, поддерживал жениха, являющегося его старым другом.
Из-за свадьбы Гучигова и Гойлабиевой один из российских сенаторов даже призывал проверить информацию о браке по принуждению.
Жестко отреагировала на свадьбу и член Совета по правам человека при президенте России Елена Масюк. Свадьбу она назвала преступлением, по ее словам, на невесту во время обряда «невозможно было смотреть».
Тогда же в ряде СМИ появилась информация, что для 47-летнего жениха Хеда-Луиза будет уже не первой, а второй женой. И с первой разводиться якобы он также не собирается.
Но были и другие мнения. В частности, глава Чечни Рамзан Кадыров написал в Instagram*: «Любви все возрасты покорны. Многие знают Виктора Ерофеева. Умный, мудрый человек. Жена младше на 40 лет. А Андрей Кончаловский старше супруги на 36 лет. Владимир Шаинский всего лишь на 41 год. Градский – на 33 года, Гордон – на 30 лет, Дибров – на 31 год. А всеми любимая Алла Пугачева взяла себе в мужья Максима Галкина**, который младше на 27 лет. И счастливы!»
Нельзя тут не вспомнить и слова Кадырова, сказанные им четыре года назад: «Я очень даже «за» (многоженство). Почему? Потому что это лучше, чем бросать семью и заводить любовниц. Это для мужчины правильнее, чем унижать свою жену, заимев любовницу, дарить проститутке украшения, всякие подарки, а жена с детьми в постоянной нужде».
При этом глава Чечни признавался, что пока ни с кем из руководства страны не обсуждал возможность официально разрешить многоженство.
Чуть ранее Кадыров в одном из интервью сказал, что сам не завел еще себе вторую жену, потому что до сих пор находится «в поисках красивой», но потом назвал сказанное шуткой.
Кадыров еще в 2006 году выступал за многоженство в Чечне. А лидер ЛДПР Владимир Жириновский поддерживал эту инициативу не только в кавказских республиках, но и по всей России.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Признан(а) в РФ иностранным агентом