Цены на новогодние туры внутри страны выросли на 15% по сравнению с зимними праздниками прошлого года, сообщил руководитель транспортного комитета Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин.
Отельеры пытаются не упустить повышенный спрос и заработать на нем
По данным АТОР, несмотря на то, что спрос на зарубежные направления в этом году заметно снизился, переориентации на внутренние направления пока не произошло. Спрос на внутренний туризм на период новогодних каникул пока остается на уровне прошлого года. Некоторые туроператоры отмечают даже небольшой спад продаж и сокращение глубины бронирования туров.
Эксперты туротрасли считают, что пик бронирований придется на ближайшие к заездам даты. По их словам, туристы будут ждать горящих предложений и снижения цен. В этом году цена путевки актуальна как никогда, утверждают туроператоры. Российские объекты это учли и повышать цены не стали, в этом, по отзывам, замечены только отдельные отели. Тем не менее на фоне экономической ситуации рост цен все же произошел, и это негативно отразилось на динамике турпотока, заявили в АТОР.
Тем не менее, по словам представителей туроператоров, есть города, где количество мест серьезно ограничено. Так, почти все квоты в Великий Устюг уже распроданы. Заканчиваются места в самых востребованных объектах Сочи и Красной Поляны, Подмосковья, подчеркнули в АТОР.
По октябрьским данным Росстата, инфляция в России с начала года составила 10,4%. В целом на этот год правительство официально прогнозировало инфляцию на уровне 12,4%, хотя как раз в пятницу директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов заявил, что этот показатель может быть несколько превышен, поскольку в декабре в некоторые недели рост цен может составить 0,2%, а не 0,1%. Так или иначе и реальная, и ожидаемая инфляция меньше уровня повышения цен в российской туристической отрасли.
Победила жадность
По мнению главы комитета по внутреннему туризму АТОР Ильи Уманского, помимо собственно инфляции, есть и другая причина повышения цен – жадность собственников. «Отельеры пытаются не упустить повышенный спрос и заработать на нем. Могу привести пример лета прошлого года: когда Анапа получила исключительный поток туристов из-за трудностей на переправе в Крым, ее просто разрывало. Отельеры повысили цены – и в этом году получили недозагрузку. В Анапе этот год считают неудачным, многие остались в убытках», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Бороться с этим надо, развивая туристскую инфраструктуру. Только конкуренция будет создавать условия, при которых за туриста будут бороться, цены будут находиться в рынке. Играет роль не только цена, еще и сервис. В короткой перспективе государство в части ценообразования бессильно. Если говорить о стратегической задаче, государство может что-то сделать. В частности, решить вопрос стоимости транспортной составляющей. Для нас, живущих в Москве, это, может, не столь существенная проблема, а для жителей отдаленных районов до 70% стоимости тура на нашем черноморском побережье – транспортная составляющая. А главная стратегическая составляющая – повышение инвестиционной привлекательности гостиничного бизнеса, чтобы приходил инвестор, строились новые отели и создавалась конкуренция», – отметил Уманский.
«Обычному гражданину можно порекомендовать заранее позаботиться о своем отдыхе. Если говорить о следующем летнем сезоне, отели и сейчас нуждаются в деньгах, поэтому за раннюю покупку путевки предоставляют скидки. И стоимость перевозки заранее иная, чем в сезон. Что касается зимы, то пик сезона уже не за горами, цены подросли, и уже придется выбирать – ехать по этим ценам или остаться дома», – заключил он.
«Идет серьезный передел»
«Речь идет о многомиллионной армии граждан, которые хотят достойно отдохнуть, – сказал газете ВЗГЛЯД глава рабочей группы по защите прав потребителей Общественной палаты Владимир Слепак. – В России надо развивать местный туризм – у нас столько удивительных мест, которые не раскручены.
Туризм не должен быть второстепенной отраслью. В других странах мира это миллионы рабочих мест, до 10% ВВП. Мы сегодня имеем дефицитный бюджет, и мы ищем, как с пенсионерами расплатиться. Развитие туризма дало бы нам уникальные возможности, тем более Россия настолько богата на уникальные места».
«Сегодня идет серьезный передел рынка, и поэтому сегодня операторы, которые хотят надолго закрепиться на рынке, должны думать об оптимизации цены, – подчеркнул он. – Накануне новогодних праздников люди должны, наоборот, показать, что их места отдыха лучшие, пойти на самые гибкие условия, минимизировать, наконец, свою прибыль. Те операторы, которые завоюют сегодня доверие наших граждан, – это в перспективе серьезный бизнес».
Эксперт озвучил свои предложения, как можно развить внутренний туризм. «Во-первых, давно надо вывести Агентство по туризму из Министерства культуры и сделать орган, который будет сам отвечать за свою работу. Я считаю, Агентство категорически неправильную политику проводит сегодня.
Во-вторых, я бы в отчетность для всех руководителей органов исполнительной власти в обязательном порядке ввел бы отчетность по туризму.
В-третьих, можно создать систему льгот для тех, кто являются собственниками объектов, исторически известных как места туризма», – рассказал он.