К борьбе с терроризмом привлекут ученых
Глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров на совместном заседании двух палат российского парламента в пятницу предложил ряд конкретных мер по борьбе с терроризмом.
И пересечение носителем вредного предмета луча сразу же приведет к подаче определенного сигнала
Среди его предложений была идея лишать гражданства граждан России, выезжающих за рубеж для того, чтобы воевать на стороне террористов, и закрытие границы на выезд для их родственников. «Кроме того, нужно провести комплексную проверку сохранности оружия и взрывчатых веществ в стране», – предложил Озеров, напомнив, что террористические акты совершаются «не голыми руками». Генеральной прокуратуре сенатор предложил дать право на досудебное закрытие сайтов, «пропагандирующих наряду с экстремизмом изготовление взрывчатых веществ».
Но, пожалуй, самым интересным был один из последних тезисов Озерова. Он предложил принять участие в борьбе с терроризмом и российским ученым. «Мы вправе ждать от нашей науки и ученых прорывных решений в области обеспечения безопасности. Мы вносим предложение, чтобы на очередном годовом собрании Российской академии наук этот вопрос был обсужден», – заявил он.
«Антишахид»
За день до совместного заседания Совета Федерации и Госдумы пресс-служба Томского университета распространила сообщение о разработке учеными этого вуза уникального локатора «Радиоглаз-Антишахид», способного вычислять подрывников на расстоянии до 10 метров. В этом радиусе прибор «видит» электронные элементы, в том числе пусковые устройства, скрытые для стандартных металлоискателей.
«Устройство «Радиоглаз-Антишахид» представляет собой радиолокатор с рефлектором диаметром 1,6 метра и позволяет дистанционно и скрытно обнаруживать спрятанные электронные предметы – радиоэлектронные элементы, содержащие диоды, схемы, пусковые устройства», – отмечала пресс-служба вуза.
Сотрудница университета Ксения Завьялова рассказывала о специально проведенном эксперименте, в ходе которого условного террориста сначала обыскали обычным металлоискателем, который используется службами досмотра. И прибор обнаружил только телефон, ключи, часы и несколько других металлических предметов. И только с помощью «Радиоглаза» удалось обнаружить имитатор запрещенного предмета с пусковым устройством, находящийся в сумке условного террориста. Причем «Антишахид» стоял в этот момент за стенкой, на расстоянии от места, где проходил человек.
Подробнее об устройстве газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель группы по его разработке, завкафедрой радиофизики ТГУ Владимир Якубов.
«Главное его достоинство – большое расстояние, на котором он видит опасный предмет: 10 метров. На таком расстоянии не работал еще ни один прибор. Второе отличие – другие увеличивали мощность, чтобы увеличить дальность. Мы же пошли по другому пути – применили усилительное свойство параболических антенн, и можно сказать, что конструкция старых приборов с малой мощностью оказалась вполне применима. Наш прибор позволяет узким направленным лучом «рассматривать» объекты на большом расстоянии. И пересечение носителем вредного предмета луча сразу же приведет к подаче определенного сигнала. То есть условный террорист только еще заходит в коридор, открывает дверь, а прибор в конце коридора или за стенкой уже «чувствует», что он здесь. Еще очень важно, что прибор «видит» такого человека и в большой толпе, например в метро. Прибор подаст сигнал, и видеокамера сможет автоматически выхватить злоумышленника в этом потоке», – рассказал он.
Якубов добавил, что первые разработки нелинейных локаторов начались еще в Советском Союзе и именно в Томске – в одном из научных институтов при местном университете. Это была закрытая деятельность, подобные приборы использовались спецслужбами и создавались по их заданию. Но времена изменились, и в новое время подобного рода приборы, во многом повторяя их, стали делать целый ряд фирм в Москве, Петербурге и за границей. В какой-то момент, по словам собеседника газеты ВЗГЛЯД, «москвичи забили весь рынок», и собственно в Томске эта деятельность сошла на нет. Но потом снова времена изменились, «в частности появились новые требования по обнаружению объектов на большом расстоянии», и томские ученые снова заинтересовались этим вопросом.
По словам Якубова, в этом деле нужен комплексный подход. Не нужно всю работу переваливать на кого-то одного. Металлодетектор по-прежнему должен определять наличие металлов в багаже или карманах посетителей вокзалов и аэропортов. Параллельно должны работать также уже существующие устройства, по лицам определяющие опасных людей. Есть приборы, позволяющие распознавать запах взрывчатых веществ и т. д. «Комплексная система тем и хороша, что каждый параметр охватывается определенным прибором. И одним из этих элементов может быть «Радиоглаз», – добавил он.
Специалист признался, что пока это увесистая и большая по размеру конструкция, но разработчики продолжают работать над ее уменьшением и улучшением. К концу следующего года в сотрудничестве с одним из томских НПО прибор может выйти в серийное производство.
На вопрос о том, есть ли заинтересованность в новинке со стороны российских силовых структур, Якубов ответил так: «В октябре на выставке «Интерполитех» в Москве с этой и рядом других разработок мы получили золотую медаль. Там к нам подходили много и из МВД, и из МЧС, и из-за границы, но пока это только разговоры», – резюмировал он.
По словам разработчиков «Антишахида», устройство может использоваться как в пунктах досмотра в аэропортах и на вокзалах, так и в местах большого скопления людей – концертных залах, торговых центрах, стадионах и школах.
Еще одна разработка
Еще об одной разработке российских ученых, призванной победить терроризм, стало известно в пятницу от генерального директора ЗАО «Группа Защиты – ЮТТА» Владимира Ткача. Произведенный этой фирмой прибор дистанционного определения потенциальных террористов представлен сейчас на выставке Milipol 2015 в Париже.
«Human Risk – это дистанционное бесконтактное средство обнаружения психофизиологического состояния человека. Мы определяем дистанционно в обычной беседе состояние стресса, тревожности и агрессии, если оно нарастает у человека относительно нормы. В состоянии стресса все тело человека, а не только лицо, начинает вибрировать низкими частотами, и съемка на камеру и цифровая обработка позволяет выявлять в силуэте человека микровибрации», – рассказал Ткач РИА «Новости».
По его словам, подобные физиопсихологические реакции организма не поддаются контролю – вибрации останутся, даже если человек тренирован и держит себя в руках.
Система проста, добавил Ткач: это программно-аппаратный комплекс, для которого требуется видеокамера «без изысков» и компьютер, а также некоторые аксессуары, позволяющие «доверительно» вести беседу с человеком, не отвлекаясь. «Задавая какой-то острый вопрос, я почувствую на браслете сигнал, который скажет, что у объекта наступило какое-то состояние стресса, тревоги, то есть вопрос его затронул. Это нечто сродни детектору лжи», – пояснил Ткач. Для работы системе достаточно поясного портрета. Устройство для записи происходящего легко спрятать: в качестве опции предусмотрены специальные «шкатулки» и «визитницы», в которых можно размещать камеру, отметил глава компании-разработчика.
«Если эту систему развернуть и направить на сектора на стадионах, оператор будет сразу видеть, где вот-вот начнется потасовка. Что касается аэропорта, то, когда люди идут по коридору к паспортному контролю, можно немножко их подольше заставить пройти, поставить дополнительного охранника, пару вопросов задать. А мы из этой толпы сможем выделить тех, кто находится в ненормальном состоянии», – описал возможное применение разработки Ткач, отметив, что для беспокойства пассажира в аэропорту все же могут быть разные причины – он может элементарно бояться летать, что проясняется после пары дополнительных вопросов.
У системы есть разные элементы, она «обучаема», ее можно испытать на человеке и установить порог нормы: на сегодня уже есть положительные результаты работы детектора-анализатора с различными видеозаписями.
Тема безопасности и противодействия терроризму приобрела особую актуальность в последние несколько недель, после того как 13 ноября в Париже произошла серия терактов, ставших крупнейшими в истории страны и унесших жизни 129 человек, а 31 октября на Синайском полуострове потерпел крушение российский самолет A321, погибли 224 человека.