Следственный комитет России выступил со специальным заявлением в связи с расследованием уголовного дела, имеющего отношение к недавней резонансной аварии с Ferrari в центре Москвы. Об этом во вторник сообщается на сайте ведомства.
Могу заверить, что расследование будет проведено оперативно и объективно, и никто и ничто нам не помешает
Дело о самом ДТП СК не касается. «Хотел бы объяснить для тех, кто не разобрался в ситуации или по каким-либо другим причинам пытается «пристегнуть» само ДТП с участием этого «бриллиантового мальчика», как его окрестили, Следственному комитету (речь о 18-летнем водителе Ferrari Томасе Левиеве – прим. ВЗГЛЯД). Поясняю, что ДТП не входят в подследственность СКР, этим занимаются органы полиции», – отметил официальный представитель СК Владимир Маркин.
Однако СК занимается другим, опосредованно связанным с первым, уголовным делом. «Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту посягательства на жизнь сотрудника полиции в отношении 44-летнего Александра Мирилашвили. По имеющейся информации, Мирилашвили имеет российское и израильское гражданства, занимается хлебобулочным бизнесом в Израиле и бывает в России крайне редко. По всей видимости, он посчитал, что это является оправданием его поступкам. Или он почему-то себе внушил, что в Российской Федерации можно безнаказанно посягать на жизнь сотрудников правоохранительных органов. А именно так, и никак иначе трактует закон его действия», – отметил Маркин.
По данным следствия, сразу после ДТП с Ferrari Мирилашвили избил одного из сотрудников полиции на месте происшествия.
«Это стало очевидно для всех, кто хотя бы посмотрел видеозапись с места событий, кроме его самого и его адвокатов. Но это их право. Наше же право и обязанность – собрать и закрепить все доказательства его причастности к совершению преступления, для того, чтобы уже суд принимал окончательное решение о степени его виновности и наказании за это. Могу заверить, что расследование будет проведено оперативно и объективно, и никто и ничто нам не помешает. В то же время мы не можем нести ответственность за все остальные стадии уголовного процесса – утверждение обвинительного заключения и рассмотрение дела судом», – отметил Маркин.
Также представитель следствия посчитал важным донести до общественности причину, по которой правоохранительные органы не называли имени 18-летнего Томаса Левиева сразу после аварии. «Все дело в российском законодательстве, которое запрещает распространять в СМИ данные о несовершеннолетних, а именно таковым его хотели представить родственники и так называемые друзья семьи. Во всяком случае они очень тщательно пытались скрыть возраст юноши (утверждая, что ему 17 лет – прим. ВЗГЛЯД), его гражданство и другие данные», – отметил Владимир Маркин.
Маркин посетовал на то, что закон, «к сожалению, не позволяет нам заниматься «воспитанием» недорослей и их родителей». «Но вот подобным поведением, очевидно, они бросают вызов нашему обществу: младший без водительских прав подвергает опасности жизни десятков граждан, а старший сопровождает вместе с охраной и поощряет таким образом его «шалости». И, естественно, невольно возникает риторический вопрос: а дерзнули бы они так «шалить» в том государстве, гражданами которого они являются? Сомневаюсь. Их бы там «припарковали» еще при разгоне», – сказал он.
В заключении заявления СК задается риторический вопрос законодателям: «Сейчас Россия является, без сомнения, лидером по количеству погибших в ДТП. Показатель смертности от дорожно-транспортного травматизма в России 18,8 человека на 100 тыс. населения (в 2014 году), притом что этот показатель в европейских странах в среднем пять–девять. Так вот, улучшится ли у нас статистика по дорожно-транспортным происшествиям, если по-прежнему единственным наказанием за управление автомобилем (источником повышенной опасности) без водительского удостоверения будет оставаться штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей?» – задается вопросом Маркин.
По его словам, можно «с собой просто вместо прав возить эту сумму, поймают за руку – отдашь, и поехал дальше, до следующего раза». «Представляете, сколько таких «бриллиантовых», «оловянных», «деревянных» мальчиков и девочек фактически безнаказанно выезжают на наши дороги и ежеминутно подвергают нас всех смертельной опасности... А не пора ли управление автомобилем без водительского удостоверения приравнять к ношению оружия без соответствующего разрешения, за что, как известно, согласно статье 222 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность и лишение свободы на срок до четырех лет?» – резюмировал он.
Пора ужесточить
Между тем депутат Госдумы Михаил Дегтярев (ЛДПР) попросил прокуратуру прояснить всем обстоятельства ДТП с участием Ferrari в центре Москвы.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД парламентарий, во-первых, он хотел бы обратить внимание надзорного ведомства на лжесвидетельство молодого человека. «Этот парень «перепутал» свой возраст, и в этом явно есть злой умысел, а также нарушение закона. Возможно даже, подобные действия должны подпадать и под уголовную статью».
«Далее, происходит какая-то полная неразбериха с информацией о его родителях. То нам говорят, что его папа – крупный предприниматель, то этот предприниматель никакого отношения к ДТП не имеет, то он двигался в кортеже, то вроде бы ехал один... Сплошная путаница. А народ просто хочет знать, кто конкретно управлял этим транспортным средством и на какие деньги оно было куплено», – отметил депутат.
Дегтярев пообещал плотно заняться этим случаем и докопаться до истины, до «самых корней».
«Понимаете, всем уже надоело, когда выставляют свою жизнь напоказ, когда сосунки гоняют на дорогих автомобилях, и не просто гоняют, а угрожают жизни и здоровью окружающих людей. У меня у самого трое сыновей, они тоже ходят по Москве. И я бы не хотел, чтобы в любой момент на них мог выскочить какой-нибудь идиот, не умеющий управлять машиной», – сказал он.
Также депутат отметил, что из-за этой аварии снова становится актуальной давняя идея ЛДПР о введении ответственности за агрессивное вождение. Подобные предложения в Госдуму уже вносились, затем отклонялись, но Дегтярев хочет попробовать сделать это еще раз, в новой редакции.
Правда, как сообщала газета ВЗГЛЯД, у идеи прописать в законодательстве термины «агрессивное вождение» или «опасное вождение» есть и немало противников. Ряд экспертов считает, что это, во-первых, лишняя законодательная норма, а ответственность за подобные деяния прописана в других статьях, также ряд специалистов говорит, что сложно сформулировать сами эти новые термины, поскольку опасное и агрессивное вождение во многом субъективны.
Так, как рассказывал газете ВЗГЛЯД директор клуба безопасного вождения «Экстрим-драйв» Сергей Романчиков, если речь идет, например, о том, что одна машина близко подъехала к другой, не соблюдая дистанцию, то, даже если прописать в законе конкретное количество сантиметров, на которое нельзя приближаться, в точности замерить их все равно никто не сможет.
Председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев рассказал газете ВЗГЛЯД, что «постоянное закручивание гаек и ужесточение требований к водителям не приводит к существенным положительным результатам», а культуру поведения на дорогах нужно преподавать с детства.
Идею Следственного комитета приравнять вождение без прав к ношению оружия без разрешения поддержал депутат Госдумы, координатор московского штаба ОНФ Вячеслав Лысаков.
При этом он призвал еще раз обсудить этот вопрос со специалистами, а также допустил, что речь может зайти и об изменении уголовного законодательства, а не только административного.
Правда, по мнению Лысакова, ответственность должна быть разная для тех, кто вообще не имеет прав и садится за руль, и для тех, кто управляет машиной после лишения водительского удостоверения.
«Частично я Маркина поддерживаю и даже понимаю, но дело в том, что он предлагает вынести это в рамки Уголовного кодекса, а это, конечно же, не то нарушение, которое, так сказать, должно трактоваться именно с уголовной точки зрения», – в свою очередь сообщил РИА «Новости» координатор общества «Синие ведерки» (ОСВ) Петр Шкуматов.
Напомним, резонансная авария произошла в ночь на 16 октября на Крымском мосту в Москве. Водитель Ferrari Томас Левиев на большой скорости (по некоторым данным, до 200 км в час – прим. ВЗГЛЯД) не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с двумя другими автомашинами. В результате ДТП все машины загорелись, пострадали три человека. Сам Левиев отделался сотрясением мозга и ушибами.
Как сообщали очевидцы, вероятного виновника с места происшествия подобрала другая машина. Позже полицейские нашли Томаса в одной из столичных клиник. Сначала родственники Левиева утверждали, что ему 17 лет, но потом выяснилось, что в сентябре исполнилось 18. Он оказался сыном израильского бизнесмена. Ехал без прав. Да и происхождение машины также до сих пор вызывает вопросы. По одним данным, он угнал ее из автосалона, по другим, Ferrari была подарена молодому человеку на совершеннолетие.
Пока он является фигурантом лишь административного дела, но сразу по нескольким статьям: 12.24 – нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, 12.7.1 – управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, а также 12.7.3 – передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством.