В пятницу члены так называемого добровольческого батальона «Айдар» устроили акцию протеста возле здания украинского минобороны. Они перекрыли движение транспорта на Воздухофлотском проспекте напротив здания минобороны, установив посреди проезжей части два легковых автомобиля, и выложили напротив центрального въезда на территорию ведомства автомобильные покрышки.
Изменения коснутся лишь перерегистрации номеров воинской части и замены печати
Поводом для недовольства послужили оргштатные мероприятия в «батальоне». Ранее в пятницу в СМИ появились сообщения СМИ со ссылкой на пресс-секретаря батальона Юлию Евдокимову о том, что принято решение о расформировании «Айдара».
Позднее на странице вооруженного формирования в Facebook* появилось опровержение. «Любые информационные сообщения о расформировании нашей воинской части являются провокацией! Юлия Евдокимова не является пресс-секретарем батальона «Айдар» и не вправе делать заявления от имени в/ч В2950 (до 17.01.2015 – в/ч В0624) – батальона «Айдар», – говорится в сообщении.
Во время пикета экс-командир батальона, народный депутат от Радикальной партии Олега Ляшко Сергей Мельничук пытался попасть на прием в минобороны, чтобы донести позицию бойцов, но его не пустили. Мельничук сообщил, что в данное время батальон фактически разделен на две части. Одна половина находится на расстоянии 70 километров от линии соприкосновения в Донбассе под руководством временного исполняющего обязанности комбата Евгения Пташкина, вторая часть батальона держит оборону в районе населенного пункта Трехизбенка, этими подразделениями руководит заместитель командира по вооружению батальона Сергей Федорченко.
По словам Мельничука, руководство минобороны приняло решение о переформатировании батальона, чтобы избавиться от неугодных бойцов, для этого принято решение о создании новой воинской части 2950, а старая часть 0624, в которую ранее входил батальон, расформирована. «Мы (минобороны) создадим новый батальон, где мы поменяем все, как нам нужно. Те добровольцы, которые воевали, останутся вне штата. Покажем их как организованную преступную группировку, которая сдерживает атаки на передовой, просто-напросто их уничтожим», – пояснил Мельничук в комментарии журналистам, как он понимает позицию минобороны.
После того как несколько десятков «айдаровцев» перекрыли движение и даже попытались взять штурмом здание минобороны, начальник главного управления оборонного и мобилизационного планирования Генштаба ВСУ Владимир Аскаров объяснил позицию ведомства по отношению к этому вооруженному формированию. «В течение двух месяцев была утеряна печать воинской части, это могло привести к нарушениям финансовой дисциплины. В связи с этим было принято решение об изменении индикационного кода и условного названия этой воинской части», – сообщил Аскаров.
Представитель минобороны Виктория Кушнир подтвердила, что изменения коснутся лишь перерегистрации номеров воинской части и замены печати.
«Изменения коснутся лишь перерегистрации номеров воинской части и замены печати. Это делается с целью предотвращения злоупотреблений с печатью и документами, которые были ранее утрачены и могут стать инструментом в махинациях отдельных лиц», – написала Кушнир на своей странице в Facebook. По ее словам, для выполнения «особо важных задач» «Айдар» будет дополнительно усилен, а силовики снаряжены всем необходимым.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД бывший командующий ВДВ России Георгий Шпак, в Российской армии утеря печати воинской части является нарушением, но незначительным, причиной оргштатных мероприятий это не становится – производится лишь новая печать.#{ussr}
«Это филькина грамота. Министерство обороны просто испугалось этих бандитов: опять осложнения, опять баррикады, опять неприятности в Киеве. Чтобы это ликвидировать, они придумали историю с печатью».
«Эта часть, видимо, прославилась не там, где надо. Все знают, что такое «Айдар» сегодня в глазах мирового сообщества – банда, и все». Он не исключил, что «перерегистрация» проводится с целью «убрать эту черноту с истории этого бандформирования», которое в прошлом году официально записали как 24-й отдельный штурмовой батальон ВСУ.
«Клонирование» батальона «Айдар», о котором говорил Мельничук, было произведено еще осенью, из-за этого и возникают путаница и противоречивые сообщения. Недавно стало известно, что аналогичные процессы происходят в наиболее известном из «добровольческих батальонов» – «Донбасс», часть личного состава которого вышла из подчинения командира этого формирования Семена Семенченко, который избирался в Верховную раду, пока его подчиненные погибали в «котлах». «Не желая принимать участие в дальнейшей эскалации напряжения в подразделении, часть бойцов батальона «Донбасс» первого набора, принимавших участие в боевых действиях и освобождении городов Новоекатериновка, Лисичанск, Артемовск, Попасная, Иловайск и др. населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, приняли решение о переходе и дальнейшем прохождении службы в рядах вооруженных сил министерства обороны Украины», – говорится в сообщении батальона.
По мнению главы украинского Центра евразийских исследований Владимира Корнилова, такие же процессы идут и в других «добровольческих» вооруженных формированиях, и это, возможно, является одним из способов киевских властей нейтрализовать влияние неподконтрольных отрядов – прямо упразднить все эти «батальоны» украинский президент не может.
«Расформировывать его с точки зрения пропаганды выглядело бы не очень хорошо в глазах тех, кто выражал ультрапатриотические идеи в отношении Семенченко и этого батальона, – добавил он. – И решили таким образом эту вольницу подавить. Но тем не менее надо понимать, что эти бойцы все равно остаются с оружием. Они полностью деморализованы, деклассированы, люмпенизированы, озлоблены на комбата и киевскую власть, которая послала их на убой. Они все равно являются боевыми единицами. В каком бы подразделении они ни оказались, у них в руках тяжелое вооружение. И говорить о том, что Киев минимизировал риски, связанные с этими батальонами, не приходится», – добавил он. Тем не менее украинская центральная власть попыталась это сделать.
Напомним, весной прошлого года в украинском обществе, имевшем, в отличие от российского, весьма смутное представление о том, что такое война, начался бурный патриотический подъем, а активисты Майдана тысячами начали записываться в нацгвардию и различного рода «батальоны». Воевать рвались не только украинские националисты и сторонники украинского сепаратизма, но и идейные нацисты из разных стран. Из такого рода публики были сформированы несколько десятков вооруженных формирований, где им раздавали оружие и удостоверения. Некоторые оформили как спецбатальоны МВД, другие – как батальоны территориальной обороны, подчиняющиеся военному ведомству. Однако несмотря на то, что начальником всех спецбатальонов МВД вроде бы считается Аваков, на деле все не так просто. Командир батальона «Шахтерск» Руслан Абальмаз рассказывал, что о создании этого формирования он договаривался в Днепропетровске с заместителем Коломойского Корбаном. Этот процесс занял около 10–20 минут.
В частной армии Коломойского есть и другие формирования. Точно сказать, кто в этой запутанной системе кому подчиняется, довольно затруднительно, но очевидно, что даже оперативное подчинение командованию АТО на фронте является иллюзорным: самовольное оставление позиций во время активных боевых действий было обычным делом. Батальон «Прикарпатье» в конце августа и вовсе сел в полном составе в автобусы и поехал с оружием домой.
Международные СМИ и организации неоднократно отмечали, что часть членов этих батальонов открыто демонстрируют нацистскую символику, а также сообщали о многочисленных фактах военных преступлений со стороны этих формирований.
Правозащитная организация Аmnesty International в конце августа представила доклад, в котором, перечислив зафиксированные преступления членов этих формирований, призвала киевские власти провести расследование и наказать виновных.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ