Москва отказалась от помощи США в обеспечении ядерных объектов на территории России. Как сообщило издание The Boston Globe, в его распоряжение попал документ, подписанный 16 декабря прошлого года по итогам встреч американских и российских представителей в Москве, в которых приняли участие более 40 человек с обеих сторон, в том числе представители Пентагона, Госдепартамента и министерства энергетики США.
В этом документе говорится, что американцы не несут ответственность ни за что, даже за умышленный ущерб
«В ходе обсуждений, о которых до сих пор официально не сообщалось, русские уведомили американцев, что отказываются от помощи США в охране своих крупнейших складов оружейного урана и плутония и в предотвращении хищения или продажи их на черном рынке. Декларация положила конец сотрудничеству в данной сфере, которое стало одним из примеров наиболее успешного взаимодействия между государствами, являвшимися противниками во времена холодной войны», – пишет газета.
По данным издания, Россия и США продолжат ограниченное сотрудничество в третьих странах, которые используют ядерные материалы, произведенные в России. Кроме того, стороны продолжат работать над обеспечением безопасности на предприятиях, производящих радиоактивные материалы, которые могут быть использованы для так называемой грязной бомбы. Решение Москвы также не скажется на проверках ядерных арсеналов, которые стороны проводят друг у друга в рамках договоров о контроле за вооружениями, пишет газета.
«Система администрирования русских не была удовлетворительной. Была проделана большая работа по контролю за ядерными материалами. Теперь это закончилось», – заявил по этому поводу бывший сенатор-республиканец Ричард Лугар.
«Думаю, это сильно повышает риск катастрофического терроризма», – прокомментировал решение Москвы бывшей сенатор-демократ Сэм Нанн, один из авторов программы совместного уменьшения угрозы (Cooperative Threat Reduction Program) в начале 90-х.
«Нанн говорит это для своей публики, – сказал газете ВЗГЛЯД бывший начальник международно-договорного управления – заместитель начальника главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-лейтенант Евгений Бужинский. – А я скажу, что у Соединенных Штатов в плане сохранности дела обстоят приблизительно так же, как и у нас. У нас, я считаю, все нормально в этом плане. Что у них, аварий не случается? Бомбы они свои ядерные не топят? У них не было случаев, когда они ядерные бомбы под видом обычных по ошибке доставляли на какую-то авиабазу? А то, что Нанн скулит, – это деньги, не менее половины которых шло в карман американских подрядчиков. Пусть не сомневаются, хватит ли у нас денег на обеспечение безопасности, пусть занимаются своим ядерным комплексом. Пусть лучше беспокоятся, как сейчас на Украине будет, там много АЭС. Пусть лучше им помогают. Правда, там все равно разворуют деньги, но это уже не наши проблемы, а американские».
Программа совместного уменьшения угрозы, или программа Нанна – Лугара реализовывалась с декабря 1991 года. На ее финансирование правительство США потратило 8,79 млрд долларов. На эти деньги России, Украине, Казахстану и Белоруссии предоставлялось оборудование, услуги и консультации. Российские эксперты высказывали беспокойство, что американские специалисты в ходе инспекций могли получить доступ к секретной информации.
В 2013 году президенты России и США заключили новое соглашение, в котором уменьшено количество совместных проектов (исключены вопросы ликвидации МБР, уничтожения химоружия, ядерной безопасности АЭС и работы по физической защите боеголовок) и значительно ограничен доступ американских инспекторов.
«Соглашение Нанна – Лугара Россия отказалась продлевать на тех условиях, на которых оно заключалось, предложив взамен соглашение о сотрудничестве при работе в третьих странах. Когда стало ясно, что мы сами вполне способны финансировать потребности в физической защите ядерных объектов, пришла пора отказываться, что и было сделано, – говорит Евгений Бужинский. – В этом документе говорится, что американцы не несут ответственность ни за что, даже за умышленный ущерб. Они давали деньги, но мало говорят и мало кто знает, что половина этих денег оставалась в Соединенных Штатах, потому что все работы выполняли их подрядчики. Поэтому они так трепетно относились к этому соглашению, и любое упоминание – я еще участвовал в этих переговорах – о том, что мы хотим прекратить, вызывало чуть ли не истерику у американцев».
«Конечно, денег всегда не хватает, – продолжил он. – Проблемы были всегда, и в Советском Союзе они были. Но как-то мы выходили из этого положения. И пока еще, несмотря на все причитания, за все время с момента развала Советского Союза ни одного доказанного факта хищения расщепляющихся материалов, не говоря уже о хищении устройств со складов Министерства обороны или Росатома, не было».
«Основной объем работ по укреплению ядерной безопасности российских объектов, который выполнялся с американской помощью, выполнен, – констатировал в интервью газете ВЗГЛЯД бывший начальник главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. – Оставшиеся работы Россия в состоянии провести самостоятельно. Та помощь, которая выделялась в последнее время, была крайне ограниченной. Не те объемы, которые были в 90-е годы и в начале 2000-х. Поэтому смысл проводить эти работы с привлечением американцев утратился».
По его мнению, это решение в определенной мере связано с обострением отношений в связи с украинским кризисом: «Мы таким образом хотим продемонстрировать американцам свою независимость в этом вопросе».
«В начале 90-х американцы давали деньги и оборудование по обеспечению охраны, систем контроля, проверки личного состава, доступа и т. д., технических средств на пограничных пунктах. Затем мы перешли на выпуск собственного оборудования с частичным американским финансированием. А сейчас в этом нет необходимости», – добавил он.
«В 80-х годах этой проблемы не было. Но когда появились сообщения о наличии черного рынка ядерных материалов, начали обращать на это внимание. В Советском Союзе контролировалось на заводах, а тогда речь уже пошла о контроле над тем, чтобы материалы не перевозились из одной страны в другую», – отметил Есин.
Напомним, в прошлом году американские СМИ писали, что на фоне ухудшающихся отношений между Россией и США среди программ двустороннего сотрудничества может оказаться и программа по обеспечению ядерной безопасности.
В ноябре также стало известно, что Россия отказалась участвовать в подготовке саммита по ядерной безопасности, который должен пройти в США в 2016 году, будучи несогласной с установленной на нем процедурой принятия решений и содержанием повестки дня. В то же время в МИДе отмечали, что это решение было принято вне зависимости от украинского кризиса и обострения отношений между Москвой и Вашингтоном.
В то же время представитель Пентагона заявлял, что подходы США к своей ядерной политике из-за нынешнего обострения отношений не изменились.