Имя Феликса Дзержинского вновь присвоено отдельной дивизии внутренних войск МВД. «За массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооруженных конфликтов, учитывая заслуги в укреплении обороноспособности государства, президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о присвоении Отдельной орденов Жукова, Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменной дивизии внутренних войск МВД России почетного наименования «имени Ф. Э. Дзержинского», – говорится в сообщении ведомства.
Если мы посмотрим на страны, которые пережили гражданскую войну, то там до сих пор существуют линии раскола, даже если эта гражданская война была в позапрошлом веке
Как пояснили «Интерфаксу» в пресс-службе ВВ МВД, «историческую справедливость» восстановили «по просьбе ветеранов дивизии».
Возвращение дивизии имени Дзержинского раскритиковал член президентского совета по правам человека Сергей Кривенко. Он убежден, что «как нельзя ставить памятник Дзержинскому в центре Москвы, так и нельзя называть сейчас действующую дивизию внутренних войск, которая имеет в настоящее время совершенно другой смысл». «И, конечно, такие одиозные имена, как Дзержинский, когда присваиваются, они вызывают вопросы, потому что в обществе сейчас очень неоднозначное отношение к Дзержинскому», – заявил Кривенко радиостанции «Говорит Москва».
В ответ помощник первого замминистра – главнокомандующего внутренними войсками МВД России, дзержинец Василий Панчиков заявил, что у правозащитников может быть личное мнение о присвоении имени дивизии, но оно не может «превалировать над чувствами ветеранов». «Но господин Кривенко, наверное, не имеет отношения к дивизии. А люди, которые кровно с ней связаны, служили в ней, дорожат этим именем. Почему мнение Кривенко должно превалировать над чувствами ветеранов?» – отметил он.
В свою очередь член Общественной палаты, член президиума «Офицеров России» Дмитрий Галочкин считает решение дискуссионным – в обществе оно «может приниматься неоднозначно». Тем не менее, уверен он, Россия должна быть сильна традициями, и это прямой путь к понимаю основ. «Решение ветеранов я уважаю. В правоохранительных органах и вооруженных силах должны быть сильные традиции. Без этого не будет боевого духа. Это решение надо уважать. Ветеранское сообщество занимается еще и тем, чтобы провести преемственность поколений», – сказал Галочкин газете ВЗГЛЯД.
Он подчеркнул, что во Франции есть памятник Наполеону и одноименная улица, «хотя для России он злодей, который загубил много душ». «Есть памятник Чингисхану в Монголии... Историю надо воспринять, услышать, а не пытаться вычеркивать факты из нее. Нам необходимо, чтобы правоохранительные органы были дееспособными. Мы помним тезис, который приписывают Дзержинскому: «Чекист доложен иметь горячее сердце, холодную голову и чистые руки». Чем плох этот тезис? Этого принципа придерживались все преемники Дзержинского», – считает Галочкин.
Военный историк Сергей Дробязко не против, чтобы часть соединений носила традиционные наименования, «но, с другой стороны, имя Дзержинского для многих выглядит одиозным». «Не для всех имя Дзержинского звучит позитивно. Вопрос очень неоднозначный. Я бы не стал вновь присваивать это имя дивизии. Завтра они захотят вернуть памятник. А это все-таки красный террор, мы не должны этого забывать», – сказал Дробязко газете ВЗГЛЯД, назвав произошедшее «попыткой вернуться к тому, от чего отказывались на протяжении последних двадцати с лишним лет».
Однако военный историк Олег Бондаренко-Снитин убежден, что дивизии нужно было вернуть прежнее название. «Причем тут имя? Дивизия проявила себя самым блестящим образом. Дзержинский и его подчиненные – люди, которые защищали нашу государственность. Вначале Советский Союз, теперь те люди, которые стоят у руля органов внутренних дел и органов безопасности, делают свое дело очень хорошо. Поэтому я не вижу никаких препятствий к тому, чтобы имя дивизии было возвращено», – сказал Бондаренко-Снитин газете ВЗГЛЯД.
Отметим, что после развала СССР начался период массового переименования. Это в основном касалось населенных пунктов, улиц, площадей и городов. Одновременно шел демонтаж советских памятников вождям и историческим деятелям. Этот процесс активно проходил в бывших республиках и России.
Тем не менее в последнее время начался обратный процесс. В мае прошлого года по решению министра обороны Сергея Шойгу на базе воинских частей, дислоцированных в Подмосковье, были воссозданы упраздненные гвардейская Таманская ордена Октябрьской Революции Краснознаменная ордена Суворова мотострелковая и Кантемировская ордена Ленина Краснознаменная танковая дивизии. Известно, что в Минобороны проводится работа по возрождению имен наиболее прославленных полков, воинских частей, соединений прежних эпох.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что раны, которые наносятся обществу гражданской войной, не исчезают до конца. «Если мы посмотрим на страны, которые пережили гражданскую войну, то там до сих пор существуют линии раскола, даже если эта гражданская война была в позапрошлом веке, как в США, или в начале века, как в случае с Россией или с Испанией», – сказал Ремизов газете ВЗГЛЯД.
По его словам, в российском обществе все происходящее имеет дополнительную подпитку из-за нехватки созидательной повестки дня общественного развития, «в результате которой общественно-политическое размежевание строится больше вокруг отношения к прошлому, чем к будущему».
«Состояние современной России не является таким состоянием, которое упраздняло бы противоречия по вопросу исторической политики. Современный Китай преемствует к революционно-коммунистическому Китаю и в этом смысле олицетворяет одну из сторон расколотого китайского мира. Вместе с тем он становится все более привлекательным и для другой стороны, и для Тайваня, где растут силы, ориентированные на конструктивное сотрудничество с Китаем, потому что он воплощает национальную историю успеха. И реализация национальной истории успеха – это шанс на то, что в какой-то перспективе будет реализован синтез китайского коммунизма и в лице того режима, к которому преемствует местная коммунистическая партия и партия китайского национализма в лице Гоминьдана. В принципе этот синтез сейчас исторически воплощается», – отметил эксперт.
По словам Ремизова, современной России этого не хватает. «Мы не находимся в той точке национального успеха, в которой можно было бы преодолевать противоречия предшествующих этапов развития. Это одна из причин, по которой эти противоречия продолжают раздирать наше общество», – подчеркнул он, добавив, что был бы крайне осторожен с фигурами, которые олицетворяют революционный пантеон двадцатых – начала тридцатых годов, «потому что эти люди сильно замешаны в революционном терроре, который имел признаки геноцида к целым категориям русского народа и социальным группам», и «если востребовать символический капитал СССР, то начиная с военного рубежа».
Дивизия имени Феликса Дзержинского ведет свою историю с 1924 года. В августе 1926 года соединение получило наименование Дивизия особого назначения при ОГПУ СССР имени Ф. Э. Дзержинского, которое она носила до февраля 1994 года.
В 1930-е годы дзержинцы охраняли важные правительственные объекты в Москве, боролись с бандитизмом и басмачеством в Средней Азии. Во время Великой Отечественной войны сражались с немецко-фашистскими захватчиками на Боровском направлении в ближнем Подмосковье, на Западном и Волховском фронтах. В 1945 году они охраняли Ялтинскую конференцию союзных держав – СССР, США, Великобритании, а также Потсдамскую конференцию глав правительств этих же государств.
В послевоенные годы воины соединения привлекались к охране общественного порядка во время проведения Олимпийских игр в Москве, Игр XXII Олимпиады, XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов и других массовых мероприятий, участвовали также в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и землетрясения в Спитаке. В конце 1980-х – начале 1990-х годов дивизия выполняла спецзадания в районах межнациональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Северной Осетии и Ингушетии, участвовала в восстановлении конституционного порядка на территории Чечни и в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе. С октября 2013 года дивизией командует генерал-майор Сергей Захаров.
Сейчас подразделения дивизии выполняют служебно-боевые задачи по охране общественного порядка и общественной безопасности в Москве и в Московской области, а также в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона.