Танковый биатлон – одно из любопытнейших изобретений российского Минобороны и лично министра Сергея Шойгу – организован с целью пригласить как можно больше иностранных участников и одним махом проверить фактическую боевую выучку танковых экипажей.
Обычный танковый экипаж использует свою технику не более чем на 60 процентов
В этот раз участниками оказались экипажи 12 государств: России, Анголы, Армении, Белоруссии, Венесуэлы, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Монголии и Сербии. Причем не в рамках заданных требований тендеров на поставку вооружения и военной техники на экспорт, дорогостоящих и трудно организовываемых совместных учений, а в ходе обычных военно-спортивных состязаний. Когда принцип соревновательности, желания быть первым, превалирует над пресловутой секретностью.
Именно этот факт позволил известному в узких кругах блогеру Andrei-bt обвинить российских военных в нечестности. Повод, надо признать, был реальным – после первого заезда российская команда вышла в лидеры. «К сожалению, подтвердились самые мрачные подозрения, показывающие полностью неспортивный и бесчестный характер «игры» с российской стороны. Все команды, кроме Китая, который приехал на своих «Тип-96», выступают на стареньких Т-72Б, в то время как российская команда будет выступать на экспериментальном Т-72Б3.
У модернизированного танка наряду с многоканальным прицелом «Сосна-У» с тепловизионным каналом имеется и новая панорама у командира, также с тепловизионным каналом. У обычных Т-72Б нет ни одного. Кроме того, форсирован двигатель, как утверждают, до 1130 л. с., применяется автомат переключения передач. У обычных Т-72Б мощность двигателя всего 840 л. с. В итоге все команды, кроме российской, поставлены в заведомо проигрышные условия», – пишет Andrei-bt.
«По условиям соревнований, – сообщили газете ВЗГЛЯД в Минобороны, – каждая команда должна выступать на тех танках, что стоят у нее на вооружении. Этот момент прописан в правилах танкового биатлона. Например, Кувейт мог привезти свои М84 или М1А2 «Абрамс», но выступает на наших Т-72Б. Китайцы решили на своем Type 96A. Мы – на Т-72Б3, так как он составляет основу наших танковых войск. Если бы были англичане, то мы бы увидели «Челленджеры», были бы немцы – «Леопарды», израильтяне – «Меркавы».
Если бы не политический кризис на Украине, в Россию для участия в соревнованиях приехали бы танкисты Италии, Франции, Германии и даже США. Впрочем, и в нынешнем составе участников соревнования танковых экипажей для Минобороны России будут весьма поучительны. Особенно с учетом того, что, как уже говорилось выше, тот же Китай привез в Россию свой основной боевой танк Type 96A.
Китайский танк интересен тем, что его разработка стала реакцией Пекина на войну в Персидском заливе, где американские танки «Абрамс» весьма успешно справились с советским экспортным танком Т-69 иракской армии. На базе Т-69 Китай планировал создать собственный основной боевой танк, но в итоге вынужден был пересмотреть танкостроительную программу.
Основой нового проекта был выбран российский Т-72. В результате Type 96A стал первым китайским танком, оснащенным 125-мм гладкоствольной пушкой и автоматом заряжания. Пушка – копия российской 2А46М. Боекомплект – 42 снаряда, 22 из которых размещаются в автомате заряжания, как и у Т-72. Система управления огнем ISFCS-212 оснащена стабилизатором основного вооружения и лазерным дальномером.
Начиная с 2005 года, когда было выпущено уже свыше 1500 таких машин, они начали заменять списываемые старые танки производства 1960–1970-х годов в остальных танковых соединениях. В больших конфликтах Type 96A пока не применялся, но существуют сообщения, что в военном конфликте в Судане Type 96A китайского производства, состоящий на вооружении армии Судана, уничтожил несколько южносуданских Т-72.
Машины последних модификаций Т-72 с индексом Б3 составляют основу бронетанковых войск России. Для большинства команд – участниц танкового биатлона Т-72 также основной боевой танк их армий. Отсюда и нескрываемый интерес российских и иностранных военных к возможностям китайского «аналога» – Type 96A.
«Этот танк второй раз в России, – говорит танковый эксперт Виктор Мураховский. – Первый раз он участвовал в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия» в Чебаркуле. Это была возможность посмотреть на него, в том числе и во время выполнения ночных стрельб. И мы, конечно же, сделали кое-какие выводы. Танковый биатлон в этом плане несколько иная проверка – условия соревнований далеки от реальных боевых. Например, нельзя увидеть стрельбу танка во время движения на максимальной скорости, проходимость по болотистой местности или движения по шоссе. Зато четкие нормативные требования прохождения этапов дистанции открывают другие тайны – конкретную подготовленность танковых экипажей».
«В прошлом году мне удалось ознакомиться со сводными данными стрельб команд – участниц танкового биатлона, – рассказывает Мураховский. – И они оказались хуже чем «удовлетворительными». Это относительно существующих «Курсов требований стрельб», принятых для танковых подразделений Минобороны России. Но вместе с российскими танкистами стреляли и армянские, и белорусские...»#{weapon}
Именно после этого Сергей Шойгу потребовал от руководства не экономить на боеприпасах. Выросла и интенсивность использования бронетанковой техники в ходе различных учений. Сегодня ни одно из них не обходится без танков и их практического применения.
«В ходе таких совместных соревнований, – говорит бывший начальник автобронетанкового управления Минобороны Сергей Маев, – очень хорошо видна методика подготовки танковых экипажей, общее техническое состояние машин и все сопутствующие этим двум моментам недостатки. В принципе – все то, что есть в подготовке танковых экипажей».
Биатлон интересен и тем, считает Маев, что, например, в ходе тендеров на поставку вооружений и военной техники, как правило, машины ездят и стреляют для объективного сравнения их технических характеристик. Так было, когда наш Т-80 пытались продать в Швецию и Грецию, Т-90 – в Малайзию. «Тендеры» могут провести и неофициально. Так, например, поступили, Объединенные Арабские Эмираты в начале 90-х годов, когда заинтересовались российской БМП-3. ОАЭ никогда до этого не покупали российскую военную технику, ориентируясь исключительно на американскую. Тем не менее было решено сравнить американскую БМП «Брэдли» с российской БМП-3.
Как вспоминают в госкомпании «Рособоронэкспорт», это была целая спецоперация. Военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» (в то время с их помощью производилось снабжение американских войск в Ираке) приземлился на американской военной базе в Кувейте. Выгрузил окрашенные в песчаный – «пустынный» – цвет две БМП-3. На трейлерах отвезли на американский полигон для испытаний. Стреляли российские БМП на американском полигоне, прямо по соседству с проходившей тот же самый тест американской БМП «Брэдли». Однако американцы не обратили на это внимания, так как не могли даже допустить мысли, что рядом с ними стреляют русские. В итоге ОАЭ купили русские БМП-3.
Сергей Маев вспоминает, как предлагал на оружейной выставке в Нижнем Тагиле главному конструктору танка «Абрамс» сравнить его машину и Т-90. Американец пообещал, но почему-то прямая дуэль между танками так и не состоялась. По мнению Маева, причина может быть в том, что в такой ситуации становятся понятны не только фактические характеристики техники, но, что куда более важно, методики подготовки экипажей.
«Обычный танковый экипаж использует свою технику не более чем на 60 процентов, – говорит Сергей Маев. – В ходе соревнований это можно понять, найти сильные и слабые стороны, сделать выводы и внести коррективы в собственные планы подготовки танкистов».
Соревновательный момент способен повысить эффективность боевого применения техники до 80–90%. Военнослужащие идут ва-банк ради победы. Этот момент и заслуживает анализа для внесения изменений в планы боевой подготовки, создания новых методик подготовки танковых экипажей.
«В Алабино экипаж Type 96A стреляет буквально под ногами, – уточняет Виктор Мураховский. – Все этапы выполнения боевых упражнений документируются с помощью многочисленных видеокамер. Ни один нюанс боевой работы китайского экипажа не уйдет от взгляда специалиста».
Китай, похоже, подобная проверка не беспокоит. Для участия в международном этапе другого военно-спортивного конкурса – «Авиадартс» – Поднебесная привезла в Россию свои новейшие истребители Су-30 ВВС НОАК. По словам командира китайского авиационного подразделения Юй Хэцзе, участие китайской стороны в «Авиадартс-2014» свидетельствует об укреплении стратегического взаимодоверия и всестороннего сотрудничества между вооруженными силами Китая и России. Китайские пилоты смогут продемонстрировать свои боевые навыки и перенять опыт зарубежных коллег. Это говорит о том, что «учимся» не только мы, но и у нас.