После выходных на Москву и Подмосковье может опуститься смог. Об этом в пятницу сообщил начальник ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин. Он пояснил, что изменится роза ветров и подует северо-восточный и восточный ветер. «Если возникнут очаги пожара во Владимирской или Нижегородской областях, то вероятность очень существенна, что эта гарь может дойти в течение суток-двух до восточных районов Подмосковья», – сказал Варакин.
Какие-то торфяники действительно защитили от огня, на каких-то ситуация ухудшилась по сравнению с тем, что было до 2010 года
Как передает «Интерфакс», аномальная жара продержится до понедельника, а возможно, и дольше, что создает опасность появления новых очагов пожаров, в том числе и на востоке Москвы. При этом дожди, которые возможны в регионе, не помогут при торфяных пожарах, так как очаг возгорания находится глубоко под землей. «Дым, гарь – процессы очень сложные. Я беру худший сценарий – высокий класс пожароопасности сохраняется не только в Тверской, но и во Владимирской, и в Нижегородской областях», – отметил он.
Пока, впрочем, неясно, дойдет ли смог непосредственно до Москвы. Прогноз можно будет сделать только в понедельник. «У нас все-таки до Москвы от границ (с соседними регионами) далеко. Если пойдет, мы уже точно посчитаем. Пока очагов нет, горит Тверская область», – отметил Варакин.
Между тем известно, что уровень загрязнения воздуха в столице превысил норму. В частности, концентрация угарного газа превышает норму на 30% – как у магистралей, так и в жилых районах. В Москве в связи с жарой объявлен красный уровень опасности, в пятницу температура воздуха поднялась до 34 градусов тепла.
Напомним, разгоревшиеся летом 2010 года лесные пожары приняли в августе характер национального бедствия. В результате пожаров, по официальным данным, погибли более 100 человек, в том числе около 30 военнослужащих по призыву. Свыше 3,5 тысяч человек остались без крова. Экологи оценили ущерб более чем в 300 млрд долларов. В сентябре того же года по югу России прошла вторая волна пожаров. Сил МЧС оказалось явно недостаточно, тушением огня занялись тысячи добровольцев. Люди собирали деньги на пожарную технику, помощь погорельцам и лично ехали бороться с огнем.
Руководитель лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко отмечает, что за прошедшее время власти потратили много денег, чтобы предотвратить появление подобных пожаров. Однако, полагает эксперт, в предпринятых мерах была допущена ошибка. Было решено сделать «пояс безопасности» вокруг Москвы, восстановив «до определенной степени» систему борьбы с пожарами на территориях области.
«На лесное хозяйство были выделены очень большие деньги, которых оно никогда не получало из бюджета. Довольно серьезно усилили пожарную охрану. Плюс – все очень сильно беспокоятся. Чуть только начинает гореть, все начинают бегать, суетиться, и из этого все-таки какой-то толк выходит», – сказал Ярошенко газете ВЗГЛЯД, добавив, что также производилось обводнение торфяников.
Обводнение – это восстановление естественного режима стока на ранее осушенных торфяниках. В той или иной степени этот процесс подразумевает восстановление болотных экосистем, которые сами себя регулируют. Неосушенные торфяники почти не горят, а если происходит возгорание, то оно очень медленное, и потушить такой очаг легко. Катастрофические пожары случаются именно на осушенных торфяниках. Обводнение, по словам эксперта, оказалось малоэффективной мерой, «но какие-то торфяники оно тоже защитило от огня».
«Когда в Подмосковье были выделены большие федеральные деньги на обводнение, то все стали делать в режиме «спешим побыстрее все освоить», и были приняты ошибочные решения. Приоритет был отдан мегапроектам с максимальным объемом земляных работ, то есть тех, которые позволяют быстро осваивать максимальные объемы бюджетных средств. Эффективность оказалась невысокой. Какие-то торфяники действительно защитили от огня, на каких-то ситуация даже ухудшилась по сравнению с тем, что было до 2010 года. В среднем ситуация немного улучшилась, но не радикально», – считает Ярошенко.
По его словам, в 2010 году большая часть дыма пришла в Москву не из Подмосковья, а соседних регионов, в основном из Мещеры. Главной ошибкой было то, что в соседних с Московской областью регионах обводнение почти не делалось, а если и происходило, то «в экспериментальном порядке». При этом обводнение – не единственная мера. «Обводнением быстро не восстановить торфяники. В экстремальную засуху даже естественные торфяники оказываются пересохшими. Болотная экосистема все равно будет долго восстанавливаться. Даже если самым разумным образом провести обводнение, заметный эффект будет через 5–10 лет», – отметил эксперт.
По его словам, главная мера для избавления от торфяного дыма – это патрулирование торфяников и тушение пожаров на ранней стадии, когда не требуется привлекать сотни людей и большую тяжелую технику. «В Московской области есть только отдельные зачатки подобных мер. В остальных регионах системы раннего обнаружения торфяных пожаров в принципе нет. Весной мы потратили много сил, чтобы обнаружить 30 очагов торфяных пожаров. Грубо говоря, на обследование одного торфяника уходит день, но еще два дня уходит на то, чтобы заставить МЧС признать этот торфяник и начать тушить», – говорит эксперт.
По словам Ярошенко, «сейчас мы видим повторение той же истории». «Тот дым, который приходил в Москву четыре дня назад, был из Тверской области. Там сейчас мощные торфяные пожары. И там, к сожалению, почти ничего не изменилось по сравнению с 2010 годом в плане предотвращения пожаров. В плане реакции изменения есть. Если несколько дней горит мощный пожар, то туда уже нагоняют силы из нескольких областей, поэтому шансы потушить есть. Но в плане предотвращения пожаров вне Московской области ситуация примерно такая же, какой она была в 2010 году», – резюмирует эксперт.
Избежать воздействия смога поможет даже самая простая марлевая повязка. Ее лучше смачивать. Повязку можно купить или сделать самостоятельно из 8–10 слоев марли. Действия такой повязки хватает на три часа. Этого достаточно, чтобы добраться на работу и с работы, ее можно стирать. Но повязка не задерживает микрочастицы и газы, поэтому по возможности в часы сильного задымления лучше не выходить лишний раз на улицу.
Можно купить респиратор для защиты от органических паров. Это наиболее эффективный способ для защиты органов дыхания, но в жару находиться в респираторе длительное время очень сложно.
При смоге необходимо пить больше чистой воды, не менее 2–2,5 литров в день, желательно, чтобы до 0,5 литра составляла минеральная. Помогут также и две–три чашки зеленого чая в течение дня. По возможности пользуйтесь кондиционерами, воздухоочистителями с фильтрами и эффектом ионизации положительными и отрицательными ионами дома и в офисе.