Общество

Илья Уманский
руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России

«Крайне тяжелая дорога»

2 июля 2014, 19:33

Фото: ИТАР-ТАСС

Замминистра курортов и туризма Крыма Ольга Бурова сообщила в среду, что с начала года в Крым прибыло 1 млн 772 тыс. человек – на 29,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда республику посетили 2 млн 515 тыс. человек. Она уточнила «Интерфаксу», что 55% пассажиров (969,3 тыс. человек) приехали на полуостров по железной дороге, 25% (447,9 тыс. человек) – через паромную переправу, 20% (354,9 тыс. человек) воспользовались самолетами.

Стоимость билета туда-обратно из Москвы составляет 13-14 тысяч на человека – это дорого. Это дорого для туриста, который выбирает Крым как некое направление бюджетного отдыха

«По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число пассажиров, прибывших через паромную переправу, увеличилось в 2,8 раза (с 158,7 тыс.), авиатранспортом – в 1,6 раза (с 227,7 тыс.), а вот поездами к нам прибыло пассажиров в 2,1 раза меньше – было 2 млн 128,7 тыс., а стало 969,3 тыс. человек», – добавила Бурова.

Что касается непосредственно туристов, то по состоянию на 30 июня в Крым прибыли 1 млн 89 тыс. человек, что на 35% меньше аналогичного периода прошлого года (1 млн 681 тыс.). По словам Буровой, в местах коллективного размещения на 30 июня отдохнуло 180 тыс. человек, это в 1,9 раза меньше уровня прошлого года (352,2 тыс. человек).

В свою очередь временно исполняющий обязанности руководителя Ростуризма Олег Сафонов уверен, что нынешний туристический сезон для Крыма будет успешным. «По нашим данным и по данным коллег из Крыма, миллион россиян уже посетили Крым», – отметил он. По словам Сафонова, «это серьезное достижение в связи с имеющейся ограниченной транспортной доступностью».

Между тем по прогнозам Ассоциации туроператоров России (АТОР) отели Крыма в этом году наверняка недосчитаются до 50% туристов. Почему так может быть, газете ВЗГЛЯД рассказал вице-президент АТОР Илья Уманский.

ВЗГЛЯД: Илья Геннадьевич, все авиарейсы в Крым заполнены. Почему поток туристов не увеличивается?

Илья Уманский: Действительно, за прошедший период все самолеты, которые отправлялись в Крым, были заполнены. Но среди пассажиров не все были туристами. В Крым отправилась куча различных чиновников, силовиков, бизнесменов. В рамках страны неожиданно появился новый регион, в котором надо создавать с нуля всю нашу государственность. Туда отправились все, кого только можно представить. Поэтому самолеты действительно были загружены. А туристов среди них было не так много, о чем свидетельствуют наши данные.

Илья Уманский (фото: tourprom.ru)

Есть единичные случаи достаточно неплохой загрузки отелей. Это произошло там, где сильный менеджмент, который в этих условиях смог закрыть этот вопрос. При этом нам поступает много звонков с просьбой помочь, направить каких-то туристов, потому что предпринимателям реально нечем выплатить зарплату сотрудникам, которых они наняли в надежде на туристов.

ВЗГЛЯД: На ваш взгляд, в чем причина меньшего числа туристов?

И.У.: Все из-за перевозки. Крым всегда был бюджетным направлением, которое дешевле на 20–25% отдыха в Краснодарском крае. Основная масса прибывала либо на поездах, либо на личном транспорте. Поездов нет, а чтобы добраться на автотранспорте, нужно совершить героический поступок, особенно если с детьми. Поэтому добраться туда «бюджетно» возможностей нет, а небольшая часть билетов на организованные авиационные перевозки вся раскуплена. А новые перевозки, которые появились помимо субсидированных, дорогие. Стоимость билета туда-обратно из Москвы составляет 13–14 тысяч на человека – это дорого. Это дорого для туриста, который выбирает Крым как некое направление бюджетного отдыха.

Плюс ко всему есть психологический момент, когда не оправдываются ожидания. На протяжении долгого времени людям рассказывали по телевизору про Крым как место недорогого отдыха и про то, что государство сделало все возможное, чтобы туда можно было добраться за небольшие деньги. Рассказывали о ценах в 7 тысяч рублей за авиабилет из Москвы, а из регионов, благодаря субсидиям, за еще меньшие деньги. Но туристы, которые приходят в турфирмы с просьбой посчитать стоимость отдыха, сталкиваются с тем, что цены абсолютно не те, на которые они рассчитывали. В итоге турист разворачивается и либо выбирает другое направление, либо вообще не едет. То есть ключевая причина – это перевозка. Ее недостаточное количество – раз, и дороговизна – это два.

ВЗГЛЯД: На каком уровне были цены на авиабилеты в прошлом году?

И.У.: Они были примерно на том же уровне, но надо понимать, что люди никогда массово не летали в Крым на самолетах, выбирая более доступные варианты транспорта. А сейчас, если мы пытаемся пересадить всех с бюджетного вида транспорта на самолеты, надо как минимум обеспечить сопоставимую стоимость этой перевозки с бюджетными вариантами.

ВЗГЛЯД: По какой причине проблемы с тем, чтобы доехать на поезде?

И.У.: Во-первых, РЖД отказались от продажи билетов в Крым из-за разногласий с Украиной, во-вторых, на Украине как минимум война идет. Поэтому поезда не ходят в принципе, независимо от того, опасно или нет. Есть варианты доставки через Анапу. Люди добираются до нее или Краснодара на поезде, потом пересаживаются на автобусы, их переправляют паромной переправой. Для небольшого количества это, может, и выход, но это крайне тяжелая дорога. Люди не выбирают этот вариант транспортировки. Если посчитать, то только из Москвы сутки ехать до Анапы, а потом еще десять часов разными видами транспорта добираться до места отдыха. Это, конечно, мало кого привлекает.

ВЗГЛЯД: То есть ожидания местных чиновников о том, что к концу года Крым сможет принять до 4 млн туристов, завышены?

И.У.: Я скептически отношусь к тому, что такая цифра достижима, если ничего резко не изменится.

ВЗГЛЯД: Что может измениться?

И.У.: Некоторое время назад премьер-министр Дмитрий Медведев высказался, что авиабилеты из Москвы дорогие. И вдруг на следующий день у «Аэрофлота» опять появились билеты за 7,5 тысяч рублей. Накануне президент России Владимир Путин поручил премьер-министру принять дополнительные меры по обеспечению доступности перевозок пассажиров и грузов в Крым и в обратном направлении. Срок исполнения – до 18 июля. Не исключено, что сейчас у нас вдруг что-то произойдет. Когда у нас подключаются первые лица, ситуация вроде как нормализуется иногда.

В данных обстоятельствах, если все будет идти так, как идет сейчас, то сильно сомнительно достижение таких показателей. Хотя, может, крымские чиновники знают то, чего не знаю я.

ВЗГЛЯД: Предпринятые властями меры помогли увеличить поток туристов в Крым? Без этих действий ситуация была бы еще хуже?

И.У.: Безусловно. Надо понимать, что в прошлом году самолеты летали в Симферополь исключительно из Москвы и Санкт-Петербурга. Единичные рейсы были из Екатеринбурга. Но и принятых мер недостаточно. Триста тысяч человек на весь Крым – совсем мизер. Притом в эти триста тысяч вошли бизнесмены, чиновники и т.д.

Во-вторых, паромная переправа была не способна справиться с потоком. Он сейчас идет тяжело, люди стоят в пробках, но все-таки они как-то переправляются в Крым. Раньше это было в разы меньше. То, что сделано, – это сильное подспорье. Вопрос в том, какая стоит задача. Если обеспечить загрузку здравниц, то принятых мер недостаточно даже для «поддержания штанов». Им явно не хватает турпотока. Не забывайте, что 70% населения Крыма живут за счет туризма. Не дать им сейчас туристов – это фактически обречь многих на тяжелое положение.

ВЗГЛЯД: Крым может повысить свою привлекательность для туристов с высоким достатком?

И.У.: В Крыму таких туристов достаточно. Но основная масса – бюджетный турист. Говорить о том, есть ли необходимость развивать там более дорогой отдых, смысла нет – это рыночный процесс. В Краснодарском крае есть несколько отелей высокого класса. Но строить их больше смысла нет. Предприниматели сами понимают настроения туристов. В Крыму в настоящий момент основная масса отелей в более дешевом сегменте.

Когда я говорю о том, что Крым более бюджетный, я не подразумеваю, что он менее качественный. В Крыму уровень сервиса в целом – если не учитывать здравницы, которые принадлежали Украине и в которые не вкладывалось ни копейки – формирует понимание того, что это несколько более бюджетное направление, чем Краснодарский край. При сопоставимом уровне сервиса стоимость отдыха чуть дешевле за счет того, что это была Украина, другая налоговая составляющая, стоимость продуктов и т.д. Поэтому турист и выбирал это направление.

Если говорить о будущем, то цены будут потихоньку равняться. Если бы в этом году Крым получил бы то же количество туристов, то цены сейчас начали бы подравниваться под Краснодарский край. Но поскольку у них совсем печальная ситуация с туристами, они пытаются хоть какие-то денежки заработать и не поднимают цены. В целом, я уверен, стоимость отдыха будет догонять Краснодарский край, просто потому, что сравняются издержки.

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Грузовой самолет DHL разбился рядом с аэропортом Вильнюса
Темы дня

Падение «индекса несломленности» ведет украинцев к переговорам с Россией

Украинские и западные социологи продолжают выяснять, готово ли общество к переговорам с Россией и территориальным уступкам. И они, как правило, выдают противоречивые результаты. В чем заключаются особенности этого противоречия и каковы реальные настроения украинцев относительно урегулирования конфликта?

Ставка ВСУ на наемников провалилась

Очередной западный наемник, воевавший на стороне ВСУ, взят в плен российскими войсками – на этот раз на Курском направлении. Какое количество «иностранных добровольцев» воюет сегодня в рядах украинской армии, почему киевский режим вынужден до сих пор рассчитывать на наемников и в чем их самое слабое место?

Наемника из Британии взяли в плен на Курском направлении

Опубликованы кадры с Путиным после испытания «Орешника»

США пригрозили союзникам за помощь в аресте Нетаньяху

Новости

Журналисты изучили фрагменты ракеты «Орешник» в Днепропетровске

Иностранные журналисты исследовали обломки российской ракеты «Орешник» на заводе «Южмаш» в Днепропетровске, где фрагменты хранятся в специальном ангаре для дальнейшего изучения, сообщило Reuters.

The Economist сообщил о готовности украинских военных к уступкам России

Британский журнал The Economist сообщил о готовности украинских военных к территориальным уступкам в пользу России в обмен на прекращение огня, что связано с усталостью от конфликта и моральной слабостью бойцов.

Джеорджеску обошел Чолаку на президентских выборах в Румынии

По результатам подсчета более 95% бюллетеней Кэлин Джеорджеску лидирует на выборах президента Румынии, набрав 22,18% голосов, в то время как премьер Марчел Чолаку получил 20,29%.

Депутат Рады назвал Зеленского «верховным тэцэкашником»

Александр Дубинский, депутат Верховной рады, заявил, что мировое сообщество воспринимает Владимира Зеленского как главного палача, ответственного за затягивание конфликта и манипуляции с общественным мнением.

На заводе в Калуге после атаки беспилотников произошел пожар

Силы противовоздушной обороны уничтожили три беспилотника на окраине Калуги, что привело к возгоранию на территории промышленного предприятия.

В России обвинили ВСУ в расстреле 100 жителей в Селидово

В Селидово ВСУ при отступлении расстреляли более 100 мирных граждан, которых нашли на улицах или в домах, свидетельства преступлений украинских боевиков зафиксированы и переданы правоохранительным органам, заявил газете ВЗГЛЯД председатель Международного общественного трибунала по преступлениям украинских неонацистов Максим Григорьев.

Умер композитор Павел Карманов

Автор множества произведений и музыки для кино композитор Павел Карманов скончался в возрасте 54 лет.

Стало известно о бегстве ВСУ с востока Великой Новоселки

Украинские военные начали отступление с укрепленных позиций на восточной окраине Великой Новоселки в Донецкой Народной Республике под натиском штурмовых групп.

Российский Superjet загорелся при посадке в Анталье

Генконсульство России в Анталье совместно с турецкой стороной и авиакомпанией «Азимут» оказало помощь пассажирам самолета, на борту которого произошел пожар, предоставив питание и размещение в гостинице, говорится в сообщении дипмиссии.

Грузовой самолет упал на жилой дом под Вильнюсом

Пилот грузового самолета компании DHL, разбившегося на подлете к Вильнюсскому международному аэропорту, погиб от травм, полученных при падении на двухэтажный жилой дом.

Российские войска выбили ВСУ из Елизаветовки под Курахово в ДНР

Российские войска проводят зачистку от украинских подразделений в Елизаветовке, находящейся южнее Курахова в ДНР, сообщил председатель комиссии по вопросам суверенитета Общественной палаты Владимир Рогов.

Пленный британец заявил об отправке в Курскую область против воли

Британский наемник Джеймс Скотт Рис Андерсон, взятый в плен в Курской области, заявил, что командование ВСУ заставило его участвовать в операции, забрав паспорт и телефон, несмотря на его нежелание.
Мнения

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не встанут на ноги, никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие мать и отец.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?