Минфин США включил в санкционный список SDN практически все крупнейшие оборонные предприятия России: концерн «Калашников», корпорацию «Уралвагонзавод», государственный оборонный концерн «Алмаз – Антей», НПО «Базальт», входящее в корпорацию «Ростех» ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), концерн «Созвездие», ВПК «НПО машиностроения», ОАО «Конструкторское бюро приборостроения». Активы компаний, которые находятся в списке SDN, блокируются. Американским гражданам и юридическим лицам запрещается вести какие-либо дела и сделки с ними.
Такое впечатление, что сотрудники Госдепа, минфина при составлении списка просто делают «копипаст
Санкции минфина стали следствием обострения отношений между Москвой и Вашингтоном на фоне позиции России по вопросам урегулирования ситуации в Сирии и украинского кризиса. Президент Владимир Путин заявил, что санкционные меры, «как правило, имеют эффект бумеранга». «И, вне всяких сомнений, в данном случае загоняют российско-американские отношения в тупик, наносят им очень серьезный урон», – подчеркнул он.
«Уже сейчас можно сказать, что меры, принятые Вашингтоном, негативно скажутся на сотрудничестве ряда российских и американских компаний, угрожая подорвать взаимное доверие, – заявили по этому поводу в госкорпорации «Ростех». – Деловые связи с американскими партнерами Ростех выстраивал годами».
Представитель Уралвагонзавода Алексей Жарич заявил, что предприятие потеряет от санкций меньше, чем его американские партнеры. «Мы из Америки ничего не экспортируем, у нас только совместные проекты с американскими компаниями. Но опять же они пострадают сами из-за этого. Мы сами показали, что у нас компетенции в гражданской технике. У нас параллельно идут несколько проектов. Эти проекты (с компаниями США), скорее всего, будут заморожены», – сказал он РИА «Новости».
Концерн ПВО «Алмаз – Антей» тоже не ожидает серьезных проблем. «Санкции со стороны США не окажут заметного влияния на осуществление в полном объеме планов концерна ПВО «Алмаз – Антей» по разработке и созданию перспективных видов вооружения ПВО-ПРО», – заявил гендиректор концерна Ян Новиков.
«Списки подпадающих под санкции компаний составляются на основе нарушения американского закона, – объяснил газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. – Все свои внешнеэкономические контакты в области поставки вооружений и военной техники Россия выстраивает на основе международного права. Передает в регистр ООН отчеты по проведенным сделкам. Так что введение санкций – сугубо личное дело американцев. Удивление вызывает «топорность» их принятия. Такое впечатление, что сотрудники Госдепа, минфина при составлении списка просто делают «копипаст» из ранее принятых и отмененных документов во вновь создающиеся».
По словам эксперта, список российских компаний, подпадающих под санкции Госдепа и минфина США, не меняется из года в год. Сначала их «наказывают» за военно-техническое сотрудничество с кем-либо, потом «прощают», потом находят новый повод и снова «наказывают». Например, в 2006 году США ввели санкции против Рособоронэкспорта и компании «Сухой» из-за сотрудничества с Ираном и Венесуэлой.
Тогда Москва поставила Тегерану зенитно-ракетные комплексы «Тор». «Сухой» продал Каракасу 24 истребителя Су-30МК2. Но буквально через полгода Америка пошла на попятную. Оказалось, что санкции ударили не столько по российским компаниям (наши военные не закупают американскую технику и комплектующие, у Рособоронэкспорта и компании «Сухой» нет счетов в американских банках), сколько по американскому авиагиганту Boeing. Последний покупает 40% необходимого для производства новейшего авиалайнера Boeing 787 титана у подконтрольного Ростеху «ВСМПО-Ависма». В ходе аэрокосмического салона «Фарнборо-2014» глава компании сообщил, что Boeing ищет замену российскому титану, но не хотел бы от него отказываться. В 2013–2018 годах выполнение контрактов с Boeing должно принести 1,5–2 млрд долларов. Сколько потеряет Boeing от срыва поставок самолетов, даже сложно предположить.
В Фарнборо «ВСПО-Ависма» подписало соглашение с европейским Airbus о поставке штамповок и боковых панелей для двигателей самолетов новейших авиалайнеров А320neo. Лайнер А320neo (New Engine Option) – улучшенная версия самолетов семейства А320 с новым двигателем. Для самолета предусмотрено два их типа: европейский CFM International LEAP-X либо американский Pratt & Whitney PW1100G. В случае введения санкций минфин США дважды накажет американскую компанию Pratt & Whitney – двигатель PW1100G идет не только для европейского перспективного лайнера, но и для российского МС-21. По словам главы Объединенной авиастроительной компании Михаила Погосяна, на этот самолет уже есть 180 предзаказов. В этой ситуации замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь заявил, что, если поставки двигателей будут сорваны, Россия подаст в суд.
Не менее серьезные проблемы ждут участников другого крупного российско-американского проекта регионального самолета Sukhoi Superjet 100. Заказы на этот самолет уже превысили 180 единиц. В Фарнборо было объявлено, что в ближайшее время первый российский лайнер начнет регулярные перевозки на внутренних линиях в США. В случае введения санкций этого, скорее всего, не произойдет. Но пострадает скорее не компания «Сухой», а ее субподрядчики – американские Hamilton Sundstrand, Honeywell и тот же Boeing, поставляющие для SuperJet основные комплектующие.
«Калашников» в январе этого года, еще до обострения отношений России и США из-за Украины, подписал эксклюзивный контракт на поставку гражданского огнестрельного оружия в Америку и Канаду. Экспорт оружия российского концерна в эти страны составляет от 80 до 200 тысяч изделий в год. Речь идет об экспорте гражданского и полицейского оружия. Под маркой Izhmash в Штаты идут спортивные винтовки, охотничьи карабины и дробовики, в том числе прекрасно знакомая «Сайга». В концерне «Калашников» газете ВЗГЛЯД заявили, что поставки в США престижны с точки зрения бренда, но не более того. Кроме Америки, концерн поставляет свою продукцию в 27 стран: Великобританию, Италию, Германию, Норвегию и другие. Так что без прибылей не останется.
НПО «Базальт», ВПК «НПО машиностроения», ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» наказывают за поставки вооружения в Сирию. Первая фирма славится противотанковыми переносными комплексами. ВПК «НПО машиностроения» поставило Дамаску мобильные береговые ракетные комплексы «Бастион» со сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Яхонт», что вместе с продукцией бюро приборостроения – зенитно-ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-С1» – во многом предотвратило проведение военной операции США и НАТО против режима Башара Асада.
«На этом фоне цель введения санкций достаточно очевидна: с одной стороны – политика, с другой – вытеснение российских производителей с перспективных международных рынков, – уверен Козюлин. – Несмотря на кажущуюся строгость в вопросах экспорта, страны Запада «по уши» в сомнительных сделках. В середине 80-х годов Вашингтон поддерживал «Аль-Каиду*». Страны ЕС в обход американского эмбарго торгуют военными технологиями с Китаем. Если Россию «выдавят» с иранского рынка, туда тут же придут Франция и Германия. Ну и так далее».
По данным Стокгольмского института стратегических исследований (SIPRI), Россия занимает второе место по объему экспорта вооружений и военной техники. По итогам 2013 года объем экспортных продаж вооружений и военной техники составил 13,2 млрд долларов. К началу февраля 2014-го портфель экспортных заказов на российскую продукцию военного назначения достиг 40 млрд долларов. При этом Москва активно захватывает новые для себя рынки, раньше полностью ориентированные на США. Прежде всего – Латинскую Америку. Венесуэла и Бразилия стали в последние годы такими же стратегическими партнерами в области военно-технического сотрудничества с Россией, как Китай, Индия и Алжир. Мириться с этим Вашингтон не намерен. Впрочем, ненадолго.
Пример этого – ситуация вокруг недавних санкций в отношении Роскосмоса. Американцы решили отказаться от закупок российских двигателей РД-180 для американских ракет-носителей Atlas 5. Однако через месяц вынуждены были отыграть назад, так как, по подсчетам независимых экспертов, для начала собственного производства аналогов потребовалось бы не менее пяти лет и 1,5 млрд долларов. Пентагон попросил Сенат отменить санкции. То же самое, скорее всего, сделает и Boeing – один из главных спонсоров всех президентских кампаний демократов США.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ