Президент Владимир Путин одобрил в пятницу новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.
В случае исполнения соответствующих законов, связанных с Налоговым кодексом, в принципе можно будет избежать уголовного преследования
Предложение о предоставлении возможности «деятельного раскаяния» на этапах возбуждения уголовных дел, доследственной проверки и в ходе судебных процедур озвучил на встрече с главой государства руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.
«В случае если налогоплательщик, по которому так или иначе проводятся соответствующие действия, готов будет заплатить сумму налога, а также пени и штрафы, которые причитаются ему по закону, то в случае свершения такого деяния, которое может квалифицироваться статьями 198 и 199 Уголовного кодекса, ему может быть предоставлена возможность, заплатив эти деньги, избежать уголовного преследования в случае решения следователя. Это будет решение следователя», – сказал глава ведомства, передает РИА «Новости».
«И дело прекратить? Или не возбуждать по имеющимся материалам ОРД, да?» – спросил Путин.
«Абсолютно верно, – подтвердил Мишустин. – И такая возможность, мне кажется, будет давать бизнесу, во всяком случае, четкий сигнал, что в случае исполнения соответствующих законов, связанных с Налоговым кодексом, в принципе можно будет избежать уголовного преследования».
«Хорошо, оформляйте ваше предложение, будем просить депутатов Государственной думы, чтобы они поддержали», – сказал глава государства.
Путин также поинтересовался взаимоотношениями ФНС со Следственным комитетом относительно возбуждения уголовных дел по материалам органов внутренних дел.
«Мы провели целую серию консультаций, в частности со Следственным комитетом, с заинтересованными организациями бизнес-сообщества. Недавно мы провели совместную коллегию со Следственным комитетом, где договорились о том, что процедуры Уголовного кодекса будут гармонизированы с процедурами Налогового кодекса», – рассказал Мишустин.
На встрече речь шла о том, чтобы в случае поступления информации в СКР по материалам оперативно-разыскной деятельности от правоохранительных органов следователь запрашивал у налоговой соответствующую справку и получал информацию о том, была ли проведена выездная проверка, был ли соответствующим образом оформлен и вручен акт налоговой службы, либо этой проверки не было, либо она проводится, пояснил глава ФНС.
«Это в течение трех дней следователь будет обязан сделать в случае, если вы одобрите такие поправки, и в течение 15 дней налоговые службы должны дать такой ответ. Также расчет пени, штрафов и тела налога Следственный комитет должен согласовывать с налоговой службой для того, чтобы у нас абсолютно одинаково эта информация проходила и отражалась в соответствующих документах и в базе данных», – добавил Мишустин.
До 2011 года российское законодательство позволяло возбуждать уголовные дела по соответствующим преступлениям без проведения проверки налоговыми органами. Однако два года назад по инициативе тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева в УПК были внесены поправки, и согласие налоговых работников стало обязательным.
В конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении резонансный законопроект, возвращающий силовикам право без представления налоговых органов возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.
После принятия документа в первом чтении его начали дорабатывать. Принципиальным стал вопрос, смогут ли следователи возбуждать налоговые дела без всяких условий, либо все-таки должно быть подтверждение от налоговиков о факте нарушений. На последнем – компромиссном – варианте настаивал бизнес, который очень настороженно отнесся к первоначальным предложениям. СК и ФНС должны были вместе решить этот вопрос.
«Инициатива Следственного комитета и правоохранительных органов о возвращении следователям права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без участия налоговых органов, безусловно, встревожила бизнес», – прокомментировал в пятницу президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
Он отметил, что компромисс заключается в том, что следователи перед тем, как возбудить уголовное дело по имеющейся у них информации о налоговом преступлении, должны запросить экспертное заключение у налоговиков.
«Налоговики обязались подготовить его в течение 15 дней. Очень важно, чтобы следователи выдержали эти 15 дней и не возбуждали дела. Может быть, даже законодательно стоит четко прописать, что они должны 15 дней ждать информации от налоговиков и только после этого принимать процессуальные решения», – сказал Шохин.
Напомним, на этапе обсуждения первоначальной версии законопроекта против возврата к старым нормам выступали некоторые высокопоставленные госслужащие, в том числе премьер Дмитрий Медведев и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
«Модель, когда уголовные дела по налоговым преступлениям возбуждались с посыла налоговой службы, мне более симпатична, потому что, как сегодня правильно говорил Мишустин, существует масса процедур, например внесудебных договоренностей, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Это позволяет уйти от уголовной ответственности, а государству – получить деньги. А механизм, связанный с уголовным преследованием, является некоей формой давления на бизнес».
«Усиление правоохранительной системы при несовершенстве судов – а несовершенство судов заключается в том, что у нас по налоговым делам избирают мерой пресечения содержание под стражей – дает возможность скорее не для того, чтобы возвратить какие-то налоги, а для активизации в том числе коммуникационных процессов: люди становятся сговорчивее», – добавил он.