Начало реформы
До создания ОРКК отрасль представляла собой нечто вроде трехглавого дракона
«Объединенная ракетно-космическая корпорация зарегистрирована! Приступаем к масштабной реформе отечественной космонавтики», – написал в своем микроблоге в Twitter вице-премьер российского правительства, курирующий космическую сферу, Дмитрий Рогозин.
Возглавит ОРКК, напомним, бывший генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Комаров. В ее состав должны войти все предприятия отрасли. В ведении же Роскосмоса останутся отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры. Кроме того, он будет осуществлять контролирующие функции.
Ранее глава Роскосмоса Остапенко говорил также, что создаваемая корпорация объединит разработчиков и производителей ракетно-космической техники, будет заниматься закупками и, главное, восстановлением производства комплектующих, отмечал «Интерфакс».
Кроме того, предполагается, что ОРКК будет работать не только на гражданскую отрасль, но и выполнять заказы Минобороны.
Основной же целью создания новой структуры является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности России в производстве космической продукции и услуг при безусловном достижении целей и решении задач в области космической деятельности, установленных государством, пишут «Ведомости».
В уставный капитал корпорации как вклад государства уже внесены здание на Бережковской набережной, 22, ранее принадлежавшее Центру эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, и большой земельный участок. То есть новая структура приобрела уже и практические очертания.
О том, зачем нужно было создавать ОРКК и какие есть подводные камни в объявленной реформе космонавтики, газета ВЗГЛЯД спросила члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрия Караша.
«Слова о масштабной реформе космонавтики мы слышим от Дмитрия Рогозина уже два года. Но воз, как говорится, и ныне там. Поэтому я бы с осторожностью к ним относился, – отметил Караш. – И пока не совсем понятно, что именно стоит за этой реформой. Возможно, речь идет только о каких-то организационных перестройках».
По его словам, необходимость в серьезных структурных изменениях космической отрасли возникает лишь тогда, когда перед ней ставятся какие-то принципиально новые, сложные задачи, ради решения которых старых структур было недостаточно. Юрий Караш считает, что такие задачи пока не поставлены, а «МКС будет продолжать летать, как при старой структуре, так и при новой».
При этом он признал, что, в принципе, создание ОРКК может быть полезным.
«По идее, это может облегчить управление ракетно-космической отраслью. Что я имею в виду? До создания ОРКК отрасль представляла собой нечто вроде трехглавого дракона, одна голова которого заказывала космическую продукцию и услуги, другая эти заказы исполняла, а третья – контролировала качество. Но если та голова, которая исполняла, делала что-то не так, другие две головы, если и покусывали ее, то не сильно, все-таки они были составными частями одного тела. Теперь вроде бы голова, отвечающая за создание продукции, стала самостоятельной. И Роскосмосу вроде бы должно стать легче контролировать качество заказов», – сказал он.
Однако эксперт оговорился, что еще нужно посмотреть, как изменится ситуация на практике, будет ли больше спросу с формально независимой структуры и т.д.
Предыстория
Во вторник глава Роскосмоса Олег Остапенко сообщил, что намерен внести на пост главы ОРКК кандидатуру своего зама и бывшего генерального директора АвтоВАЗа Игоря Комарова.
3 февраля премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о формировании ОРКК на базе НИИ космического приборостроения. Новая структура получила активы десяти интегрированных структур, включающих 48 различных организаций и 14 компаний.
При этом вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщал, что консолидация предприятий в рамках ОРКК растянется на полтора-два года.
Указ о создании ОРКК на базе НИИ космического приборостроения подписал в начале декабря прошлого года президент России Владимир Путин. В соответствии с документом, ряд федеральных государственных унитарных предприятий космической отрасли преобразовывались в ОАО, 100% акций которых находятся в федеральной собственности с последующим внесением 100% акций минус одна акция каждого из них в качестве вклада РФ в уставный капитал ОАО ОРКК.
После этого президент предупредил руководителей будущей корпорации о недопустимости ошибок в деле реформирования отрасли. Он призвал их работать в рамках всех современных требований, в том числе и касающихся финансов.
На том же совещании замглавы Роскосмоса и будущий руководитель ОРКК Игорь Комаров рассказал президенту, что корпорацию планируется зарегистрировать к апрелю и тогда же сформировать ее органы управления.
В целом корпорация будет создаваться в три этапа. Первый этап (этап консолидации, 2014–2015 годы) предполагает создание самой корпорации и его капитала. Этап реформирования планируется реализовать до 2017 года, а этап развития – до 2020 года.
Реформа отрасли сопровождается и кадровыми решениями. Так, в феврале был отправлен в отставку начальник космодрома Байконур Евгений Анисимов. В октябре прошлого года лишился своего поста глава Роскосмоса Владимир Поповкин. До этого он получил выговор от главы правительства. Место Поповкина занял замминистра обороны по науке Олег Остапенко.
Авария как повод
Отметим, что еще в ноябре 2012 года Дмитрий Медведев говорил о необходимости серьезного реформирования космической отрасли и призывал определиться, по какому пути идти.
В тот же день глава Роскосмоса Поповкин сообщал, что в ракетно-космической отрасли может быть создано пять–шесть холдингов. Звучали и другие идеи, например, создания единого космического министерства. Ранее правительство отказалось создавать единую космическую госкорпорацию.
Разговоров было много, но все оставалось по-старому. В итоге решение о масштабном реформировании отрасли было принято летом прошлого года после серии неудач, сопровождавших запуски российских космических ракет. Была создана специальная комиссия, которая начала готовить проект реформы. И возглавил ее Дмитрий Рогозин.
А «последней каплей» стала авария ракеты-носителя «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС.
Рогозин говорил тогда, что из случившегося будут сделаны «крайне жесткие» выводы: «Они будут связаны не только с поиском виноватого или виноватых, они будут затрагивать гораздо более сложные проблемы», – обещал он.
«Реформировать отрасль нужно, и это надо было делать не после этой аварии, а уже давно, – говорил газете ВЗГЛЯД академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков. – Разговоры о кризисе в отрасли продолжаются уже два с половиной года. Остро был поставлен вопрос в прошлом году, когда проходили совещания у президента и у премьер-министра, говорили, что это вот-вот произойдет. Но, к сожалению, дотянули до того, что уперлись еще в одну аварию. Отступать уже некуда».
«Есть несколько путей реформирования, – добавлял он. – Один из вариантов – создание госкорпорации, которая объединит все и вся. Мне этот вариант не очень нравится, потому что та же самая организация, которая является заказчиком, будет и исполнителем. Кроме того, деятельность такого акционерного общества менее прозрачна, чем деятельность того же самого правительственного агентства. Второй вариант – создание вертикально интегрированных структур, которые будут заниматься теми или иными вопросами в космической отрасли».
Добавим, что есть в отрасли и другие проблемы, помимо аварий при пусках ракет.
В начале этого года Дмитрий Рогозин очень емко сказал об этом: «Навигационная система есть, спутники есть, хозяина нет».
Еще одна болевая точка – строительство космодрома «Восточный». И хотя недавно побывавший на объекте президент Владимир Путин придал работам ускорение, отставание от графика до конца все еще не исправлено.
Напомним, сроки строительства этого масштабного проекта срываются уже несколько лет. Причем существующая система контроля привела к тому, что, по словам того же Рогозина, информация со стройки даже до ответственных людей в правительстве доводилась, «скажем так, неполная».