Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов правительства США начало рассматривать проект, который позволит женщинам с генетическими заболеваниями иметь здорового ребенка. Консультативная группа FDA акцентирует внимание на том, что на встречах будут рассматриваться исключительно научные аспекты этой проблемы, а вопрос этики и социальных последствий останется вне обсуждения.
Родится ли ребенок здоровым, или эти клетки, собранные в пазл, дадут сбой?
Ожидается, что потенциальный ребенок будет иметь генетические материалы трех человек: ДНК матери и отца, а также митохондриальную ДНК донора.
За
Как отмечает газета The New York Times, в США от 1000 до 4000 новорожденных имеют симптомы митохондриальных болезней, степень осложнений которых может варьироваться: у одного человека болезнь мутирует и поражает печень, а у другого приводит к заболеванию мозга. Болезнь препятствует митохондриям, которые находятся в клетке, преобразовывать пищу в энергию, необходимую для полноценного функционирования организма.
Логика нового метода лечения проста.
Заболевания, вызванные мутациями в ДНК, передаются от матери, именно поэтому нездоровое ядро ее яйцеклетки удаляют, а на его место пересаживают здоровое ядро донора. Затем здоровую яйцеклетку с хромосомами матери и митохондриальной ДНК донора пересаживают женщине, желающей иметь генетически родственного ей ребенка, а затем беременность протекает в обычном режиме.
Эта разработка принадлежит Шухрату Миталипову, уроженцу Казахстана, работающему в Орегонском университете науки и здоровья. Он отмечает, что митохондриальное донорство – весьма дорогостоящая процедура, которая обойдется дороже, чем обычное ЭКО.
«У нас есть патент на трансплантацию ядра из одной яйцеклетки в другую. Кому это может понадобиться? В первую очередь женщинам, имеющим риск передать своим детям генетические заболевания, информация о которых содержится вне ядра, то есть в цитоплазме. Чтобы исключить мутации, вызываемые генами в цитоплазме, мы берем ядро яйцеклетки пациентки и пересаживаем в цитоплазму донора – здоровой женщины.
Далее идут процедуры ЭКО. Заменив всего несколько генов (цитоплазма несет менее 1% генетической информации), мы дадим возможность семье иметь здоровое потомство. В США делают в год около 200 тыс. ЭКО, приблизительно половина – наша целевая группа: женщины после 38 лет. Наша технология увеличит стоимость ЭКО на 5 тыс. долларов.
Сейчас эта процедура обходится пациентам в 15 тыс. долларов. На клинические испытания (а мы получим на них разрешение очень скоро) потребуется от 5 до 10 млн долларов», – рассказал он журналу Forbes.
Против
Мнения других западных ученых по этому вопросу расходятся. Так, исполнительный директор организации Center for Genetics and Society Марси Дарновски считает, что нужно быть весьма осторожными, ученые должны заниматься исправлением генов, а не генной модификацией и созданием сверхчеловека:
«Проведение таких операций преследует достойные цели. Но они принесут огромные проблемы с точки зрения медицинских рисков и социальных последствий.
Родится ли ребенок здоровым, или эти клетки, собранные в пазл, дадут сбой? А как насчет последующих поколений? И как далеко человечество зайдет в стремлении создать новых совершенных людей?
Такого рода опасения не новы: эти идеи были впервые озвучены десятилетия назад, задолго до того, как стали изучать геном человека. Тогда мы думали, что найдем быстрое и эффективное решение генетических проблем и сможем создать модифицированных младенцев, которые будут умнее, спортивнее, музыкально одареннее других.
Но сейчас ученые меняют подход: мы должны использовать весь доступный нам инструментарий для лечения заболевания, но не для манипуляций с генами. Это должно быть строго регламентировано. Генетическая модификация сперматозоидов, яйцеклеток и эмбрионов на ранней стадии развития должна быть строго запрещена. В противном случае мы рискуем начать экспериментирование над людьми и докатиться до высокотехнологичной евгеники».
Практика
Коллеги американских ученых из Великобритании, впрочем, уже готовы провести клинические испытания. Доктор Дэвид Кинг, директор исследовательской группы Human Genetics Alert, заявил, что, «если проект правил «митохондриального донорства» будет поддержан общественностью, британское правительство опередит США и впервые узаконит изменение модификации генома человека, что запрещено во всех других европейских странах».
По данным газеты The Telegraph, в Великобритании такие дети могут появиться уже в 2015 году. Правительство выпустило нормативные акты, которые позволят совершать генетические манипуляции в будущем. В настоящее время подобные опыты в стране и по всей Европе запрещены, но британские министры хотят изменить закон, позволяющий облегчить участь детей, страдающих от такой тяжелой болезни, как мышечная дистрофия. Консультации должны завершиться в мае этого года.
Согласно новым правилам, клиники, осуществляющие экстракорпоральное оплодотворение, смогут заменить дефектную митохондриальную ДНК матери на здоровую клетку донора.
Один из 200 детей, рожденных в Великобритании, имеет серьезные митохондриальные болезни. Среди симптомов митохондриальных заболеваний – атрофия мышц, потеря зрения, сердечная недостаточность. Детям, рожденным в ходе такой процедуры, законодательно запретят узнавать личность третьего родителя – донора.
Этика
По мнению некоторых ученых, предложенные методы лечения являются неэтичными, так как «их единственное преимущество над стандартным и безопасным донорством заключается в том, что мать будет генетически связана с ребенком, но этот факт не может служить оправданием непредвиденных медицинских и социальных последствий для ребенка».
Эксперты опасаются, что операции приведут к последствиям, которые были замечены у первого в истории клонированного животного – овечки Долли. Эксперимент вначале проходил без осложнений, но через шесть лет Долли умерла от болезни легких.
#{interviewsociety}Профессор Ян Вильмут, генетик, клонировавший Долли, объяснил эффект трансплантации ядра эмбриону. По его словам, в любом случае ребенок будет обладать всеми генетическими характеристиками родителей. Профессор знает, что говорит: человека никто клонировать не собирается.
Кроме того, проект правительства вызвал серьезную обеспокоенность среди британцев. В то время как министры решают, быть подобному суррогатному материнству или нет, члены Совета Европы заявили, что они против этого законопроекта.
Против также высказались представители церковного сообщества и христианские СМИ. «Первой реакцией христиан должно быть чувство сострадания к тем женщинам, которые сталкиваются с этой важной проблемой, независимо от того, что мы думаем по поводу искусственной репродукции.
Многие матери готовы пойти на такие процедуры, после того как столкнулись с потерей ребенка, – они не могут готовить своему ребенку завтрак, целовать его по утрам и читать сказки перед сном.
Но сейчас мы не можем сказать «да» тем технологиям, которых мы не понимаем. Большая часть процесса зарождения жизни окутана тайной. Я как верующий вижу руку Бога в сложности и недоступности этой тайны.
Мы верим в Бога, который знает и любит каждого человека независимо от его недостатков. Более того, Библия говорит, что и волосы на нашей голове Им сочтены. Любовь Бога больше родительской любви.
Наша «человечность» не сводится лишь к одному генетическому коду. Генетика не дает полноценные ответы на то, кем является человек. Только Бог знает. Да, мы научились лечить многие болезни и управлять клетками. Но многие прогнозы генетиков о том, что научные знания позволят совершать чудеса, не сбудутся. Стоит ли идти на риск, вновь столкнувшись с горем и неоправданными надеждами?» – отмечает обозреватель газеты Patheos.
Однако большинство экспертов в области здравоохранения и ученые поддержали британское правительство, утверждая, что эта мера открывает новую эру в области генной медицины.
Профессор Питер Брауде, руководитель кафедры акушерства и гинекологии в Королевском колледже Лондона, сказал: «Я рад, что правительство осмелилось выполнить свои обещания о пересмотре закона по оплодотворению и эмбриологии человека, данные в 2008 году».
Лиз Кертис, специалист из фонда Lily Foundation, который финансирует исследования в области митохондриальных заболеваний, отметила, тоже, впрочем, не без религиозной метафоры: «Мы ежедневно встречаем слишком много семей, которые пережили разрушительные последствия митохондриальных заболеваний.
Такие методы ЭКО позволят им иметь собственного здорового ребенка. Мы надеемся, что утверждение проекта не займет слишком много времени, потому что семьи устали ждать. Наконец-то мы увидим хоть немного света в конце туннеля».