Постпред России при НАТО Александр Грушко заявил в среду, что Москва уже начала принимать меры в связи с укреплением восточных рубежей Североатлантического альянса.
В приграничных с Украиной областях у нас на постоянной основе в настоящий момент нет ни одного общевойскового соединения
«Меры уже принимаются, и они будут приниматься. Они будут четко выверены и основаны на анализе того, что делает НАТО в этом регионе», – сказал Грушко, отметив, что «никаких реальных причин для того, чтобы развертывать дополнительные натовские силы на этих территориях, существенно усиливать военную группировку и повышать плотность учений, не существует». «Натовская логика во многом диктуется интересами самого НАТО, а не интересами национальной безопасности», – приводит слова дипломата РИА «Новости».
По его словам, в альянсе уже давно «били тревогу по поводу того, что с потерей Афганистана как гигантского полигона НАТО может серьезно проиграть в плане отработки совместимости сил, боевой слаженности, и уже тогда в натовской программе закладывался целый ряд крупных учений».
Представители НАТО понимают опасность наращивания альянсом военной активности и думают о том, как избежать подобных инцидентов, считает он.
«Все это делается натовцами под соусом так называемой российской угрозы. Наше отношение к этим мерам хорошо известно. Никаких серьезных военно-политических изменений в этом регионе мира не происходило, эти меры никак не вписываются в логику выстраивания отношений в сфере безопасности на новых основах. Более того, мы считаем, что эти меры ведут к усилению военной напряженности», – сказал Грушко.
Чем в практическом, военном смысле может ответить и уже отвечает Россия на угрозы НАТО?
За последний месяц существенного усиления войск, прикрывающих западные границы, не было. В среду в Минобороны сообщили, что соединение ПВО в Ленинградской области получило четыре новые радиолокационные станции. Ранее Западный военный округ получил восемь модернизированных истребителей МиГ-31БМ. Общевойсковые части и соединения будут усиливаться – под Смоленском обещают развернуть мотострелковую бригаду.
«Никаких особенных мер технически не могли принять, – сказал газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. – Может быть, будут наращиваться отдельные группировки сил и средств. Пока никакого увеличения не предпринималось. Нет у России достаточного количества войск и сил, сопоставимого с потенциалом НАТО, чтобы что-то серьезно изменить на западной границе. Все Вооруженные силы Российской Федерации десятикратно уступают по численности войскам стран НАТО. В целом об изменении баланса сил между Россией и НАТО говорить бессмысленно».
Как рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, на западном направлении будет развернуто еще одно общевойсковое соединение. «Вносятся изменения в план строительства вооруженных сил. Хочу напомнить, что в приграничных с Украиной областях у нас на постоянной основе в настоящий момент нет ни одного общевойскового соединения. Изначально это стратегическое направление считалось безопасным, теперь эти взгляды пересматриваются. В период обострения украинского кризиса нам пришлось тащить войска к границе из Южного и Центрального военных округов.#{ussr}
Кроме того, будет усиление в Калининградской области, которая граничит с двумя странами НАТО. В этих странах происходит ротация войск НАТО, а по факту получается постоянная группировка», – отметил он.
При этом усиление постоянной группировки – не очень быстрый процесс, поэтому в данном случае можно говорить о том, что будет сделано в следующем году. «Согласно современным подходам, необходимо в первую очередь оборудовать пункты постоянной дислокации для личного состава, парки боевой и транспортной техники, полигоны для занятий, инфраструктуру, а потом уже размещать. Чтобы не было так, как было с выводом советских войск из Германии, когда зачастую возвращающиеся войска развертывали в чистом поле», – сказал Мураховский.
На вооружении частей Западного военного округа (объединившего войска бывших Московского и Ленинградского округов) в настоящее время свыше 700 танков, более 2,3 тыс. боевых машин пехоты и бронетранспортеров, около полутора тысяч единиц ствольной и реактивной артиллерии, 48 пусковых установок оперативных и оперативно-тактических ракетных комплексов, около 200 истребителей, около ста фронтовых бомбардировщиков.
В состав ЗВО входят две общевойсковые дивизии – мотострелковая Таманская и Кантемировская танковая, которые в годы сердюковских реформ были сокращены до бригад, после чего были опять развернуты, но не до конца. Еще со времен министра Иванова в этих дивизиях было по два контрактных полка постоянной готовности и по два полка сокращенного состава. Последние после обратного развертывания дивизий так и не были восстановлены, соединения сейчас насчитывают по два полка, так что потенциал для дальнейшего развертывания есть.
Других дивизий на территории бывших МВО и ЛВО не осталось, есть лишь пять общевойсковых бригад. Увеличения численности этой группировки в последние годы не было. Кроме того, на территории округа дислоцируются три дивизии ВДВ и пять отдельных частей и соединений морской пехоты и береговой охраны. Но ВДВ, которым предстоит стать основой сил быстрого реагирования, – войска, решающие специфические задачи, и непосредственно прикрытие границ и оборона рубежей – не их компетенция.
Однако, если количественно западная группировка российских войск ощутимо не увеличилась, качественное изменение налицо. Согласно октябрьским данным командования ЗВО, с 2012 года войска округа получили более тысячи единиц бронетехники, в том числе танки Т-90 и Т-72Б3, бронетранспортеры БТР-82А и БТР-82АМ, боевые машины десанта БМД-4, танковые тягачи БРЭМ-К. За это же время в округ было направлено более 6 тыс. грузовиков «Урал» и КаМАЗ, в этом году начали поставлять бронеавтомобили повышенной защищенности семейства «Тайфун».
Напомним, в сентябре страны – члены НАТО на саммите в Уэльсе приняли план по усилению коллективной обороны альянса и договорились о параметрах создаваемых сил быстрого реагирования в ответ на политику России в отношении Украины. Подразделения сил быстрого реагирования НАТО для обороны восточноевропейских членов альянса будут насчитывать несколько тысяч военнослужащих, готовых к быстрому развертыванию.
По словам уполномоченного правительства ФРГ по межобщественному сотрудничеству с Россией, странами «Восточного партнерства» и Центральной Азией Гернота Эрлера, альтернативой созданию сил быстрого реагирования было бы развертывание ударных сил НАТО на границах с Россией: в Польше и странах Балтии.