Одни разговоры
Эта система там стояла, она прекрасно работала, но кто-то ее просто отключил
Исчезновение лайнера Airbus A320 может привести к возобновлению дискуссий о необходимости повсеместного внедрения системы мгновенной передачи данных с самолетов во время чрезвычайных ситуаций, пишет The Wall Street Journal.
Эксперты пока не спешат проводить параллели между исчезновением самолета Air Asia и предыдущими авиакатастрофами, однако неофициально замечают некоторые сходства, пишет издание.
Поскольку авиакомпания и индонезийские власти заявили, что лайнер проходил сквозь облака и дождь, эксперты предположили, что на самолете могла образоваться наледь. При этом лед уже не раз вызывал сбои в работе трубки Пито – прибора для измерения динамического напора текущей жидкости или газа – что в итоге и приводило к катастрофе.
Самым известным таким случаем является крушение самолета Airbus A330 авиакомпании Air France в июне 2009 года по пути из Франции в Бразилию. После этого были утверждены новые директивы безопасности, авиакомпаниям вменялась замена трубок Пито, в том числе на лайнерах А320. Но согласно новому предписанию, выпущенному в октябре, на эту замену им дается два года.
Не менее интересна информация Wall Street Journal о методах слежения за самолетами. Еще после таинственного исчезновения малайзийского Boeing в марте этого года целый ряд экспертов предложили повсеместно внедрить новые способы автоматической передачи с помощью спутников информации о местонахождении самолетов в любой точке земного шара. Эта система могла бы фиксировать любые отклонения воздушного судна от курса.
Другие эксперты выступали за специальные устройства, которые должны были отделяться от самолета в случае катастрофы в море и оставаться плавать, передавая сигнал.
Но за два дня до нынешнего исчезновения Airbus бывший председатель американского Национального совета по безопасности на транспорте Джим Холл заявил, что промышленность со времени мартовской катастрофы по-прежнему не сделала шагов для улучшения системы отслеживания самолетов.
«Как это произошло – загадка»
Как рассказал газете ВЗГЛЯД вице-президент профсоюза летного состава России Олег Приходько, все новые методики внедряются в авиации постепенно. И уже сейчас активно используются очень хорошие системы в сфере безопасности. Например, после катастрофы над Боденским озером была повсеместно внедрена система сближения с другими самолетами, также существуют системы предупреждения столкновения с землей, с горами и т.д.
«Их очень много. Но всегда они вначале появляются, потом долго проверяются и уже потом внедряются по всему миру. Поначалу они бывают очень дорогими, потом дешевеют и т.д., – рассказал специалист. – Что касается слежения за самолетами, сейчас есть две очень хороших современных системы: ACARS и ADS-B. Их активно ставят на новые самолеты, но все-таки это зависит от желания заказчика. Он может их поставить, но не обязан этого делать. На дальнемагистральных самолетах, допустим, на Boeing 777, эти системы уже стоят, на среднемагистральных, например, на Airbus A320 – зависит от желания заказчика».
Приходько отметил, что изначально ACARS придумали для связи самолета с авиакомпанией, чтобы она могла постоянно отслеживать в пути техническое состояние борта, поскольку возможный простой самолета из-за ремонта всегда дорого обходится его владельцу.
«Такие данные попадают в технический центр авиакомпании, ведь даже мы, пилоты, когда летим, не можем знать обо всех сбоях, какие могли произойти в каком-то блоке самолета. А так технические службы уже получают информацию по линии ACARS, и когда мы садимся, внизу нас уже ждут инженеры с необходимым блоком для замены, быстро меняют его, и борт летит дальше», – пояснил он.
И та же система способна передавать и точные координаты самолета, где бы он ни находился. Но не все так просто. По словам Олега Приходько, такая же система стояла на малайзийском Boeing, пропавшем в марте. И кому-то непостижимым пока образом удалось ее выключить. Историю с тем самолетом эксперт назвал «чудесами».
«Эта система там стояла, она прекрасно работала, но кто-то ее просто отключил. Как это произошло – загадка. Дело в том, что она из кабины даже не выключается, я и сам, как пилот, не знаю, как получить к ней доступ. То есть для этого нужно было найти определенные автоматы, если кто-то сделал это сознательно, либо был какой-то совершенно нереальный технический сбой, какая-то бешеная радиолокационная атака», – сказал он.
Кроме того, по словам эксперта, система отдельно стояла и на двигателях Boeing, и именно она в течение семи часов после исчезновения с радаров лайнера отслеживала работу его двигателей. Вот только об их местонахождении сказать не могла. Но благодаря этим данным специалисты сделали выводы, что борт мог лететь еще куда-то в течение этого времени.
«Но на самолетах такой системы нет еще, – признался Приходько. – То есть любой пользователь на земле, например, по мобильному телефону уже может смотреть, а мы – пилоты в небе – еще не можем. Потому что каждая система должна проходить испытания, доработки, проверки, прежде чем будет внедрена у нас».
На некоторых самолетах, прежде всего американских, эта система есть, на других нет. И у диспетчеров она уже внедряется, но стоит пока не у всех.
В свою очередь главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров высказал ту же мысль – системы слежения за всеми самолетами в режиме реального времени уже существуют. И помимо Flightradar никуда не исчезли первичные локаторы диспетчерских служб, военные с системами ПВО и т.д. А самолеты пропадают. По его словам, внедрение еще одной, очередной системы в этом ряду вряд ли что-то изменит.
«Сначала нужно разобраться с причинами нынешней и мартовской ситуации, а уже потом что-то снова внедрять», – уверен он.
Кстати, по мнению эксперта, малайзийский Boeing весной «просто не мог пропасть». Гусаров уверен, что существуют те, кто знают о его местонахождении, но по какой-то причине скрывают это.
Нынешняя катастрофа
В эти часы продолжает поступать свежая информация по поводу Airbus A320, исчезнувшего в воскресенье над Индонезией с 155 пассажирами и семью членами экипажа на борту.
Утром в понедельник индонезийские спасатели обнаружили в районе поисков топливные пятна. При этом никаких обломков и прочих объектов рядом не было, передает ТАСС. Чуть позже вице-президент Индонезии Юсуф Калла заявил, что обнаруженные в море предметы не принадлежат пропавшему самолету.
Ранее сообщалось, что местные спасатели проверяют сообщения жителей архипелага Банка-Белитунг, якобы слышавших звук взрыва в районе исчезновения лайнера. Больше информации об этом не было.
Между тем руководитель спасательной операции Хенри Бамбанг Сулистьо заявил, что лайнер, скорее всего, затонул. По оценкам спасателей, глубина в предполагаемом районе крушения – около 40 метров.
Поиски самолета возобновились в понедельник с рассветом. В них участвуют корабли, самолеты и вертолеты Индонезии, Сингапура и Малайзии. Координирует операцию Индонезия, над воздушным пространством которой исчез с радаров самолет. При этом авиакомпания Air Asia, которой он принадлежит, базируется в соседней Малайзии (но 49% ее акций принадлежит Индонезии).
Свою помощь в поисках также предложила Россия.
Добавим, что многие сравнивают нынешнюю ситуацию с исчезновением малайзийского Boeing другой авиакомпании в марте, многие, но не премьер-министр Австралии Тони Эбботт. Он даже назвал подобное поведение «большой ошибкой». По словам политика, нынешний борт «случайно попал в плохие погодные условия и упал». А старый рейс является «одной из величайших загадок нашего времени».