Состояние здоровья английского журналиста Грэма Филлипса, который в понедельник получил ранение в окрестностях поселка Пески Донецкой области, оценивается как легкой тяжести. Об этом сообщил и. о. заведующего отделением больницы имени М. И. Калинина в Донецке Алексей Роговой. «Он получил слепое осколочное ранение мягких тканей поясничной области», – сообщил Роговой РИА «Новости».
Стреляют по журналистам не случайно. Киевской власти не нравится, если освещение событий ведется кем-то помимо них
Ополченцы, оказавшиеся свидетелями инцидента, рассказали, что Филлипс был ранен осколком мины. За поселок Пески в последнее время идут интенсивные бои между ополченцами и силовиками. «Мы ходили по передовой (в районе поселка Пески), Грэм снимал интервью. Сначала (украинские) силовики открыли снайперский огонь. Мы ответили, чтобы его подавить. С их стороны прилетела мина – 82 миллиметра (по другой версии, мина была 120-миллиметровой). Если бы мина была крупнее, итог был бы хуже», – рассказал ополченец.
В свою очередь журналист Алексей Казаков сообщил, что минометный обстрел велся прицельно и начался «спустя всего полчаса после нашего приезда». По его словам, в момент обстрела Филлипс перебегал из одного укрытия в другое. По информации телеканала «Вести-24», осколок пробил бронежилет, вошел в тело через спину в районе почки. При этом журналист вошел в больницу на своих ногах.
С Казаковым согласен спецкор «Комсомольской правды» Виктор Гусейнов. По его словам, миномет на цель навел снайпер, который «наверняка видел» надписи «СМИ» на касках и бронежилетах. «Мы все были в укрытии, а Грэм, как всегда, на передовой, в него попали осколки, прошили бронежилет», – рассказал журналист, отметив, что по представителям СМИ могли открыть огонь специально.
Телеканал «Звезда», с которым журналист сотрудничал в последнее время, также отметил, что «На Грэме был бронежилет с надписью «Пресса», но это не уберегло его от ранения». Ранее в СМИ и соцсетях появлялась информация о том, что украинские силовики ведут охоту на Филлипса за его репортажи о гуманитарной катастрофе в Донбассе и сюжеты о гибели мирных жителей.
Сейчас Филлипса осматривают врачи, он сам ходит и общается с журналистами. В его левом боку остаются два мелких осколка. Филлипс – британский поданный и ранее работал внештатным корреспондентом RТ на Украине, а теперь сотрудничает со «Звездой». Во время работы на Украине дважды задерживался сотрудниками СБУ. 20 мая при попытке выехать из Мариуполя в Славянск Филлипса задержали бойцы украинской нацгвардии. По информации СМИ, его обвиняли в шпионаже в пользу ополченцев. Спустя два дня журналиста отпустили.
22 июля британец был снова взят под стражу украинскими военными, когда вместе с тремя другими корреспондентами отправился в аэропорт Донецка. МИД России потребовал их немедленного освобождения. Позднее СБУ заявила, что задержала Филлипса в Донецке и после допроса огласила ему решение о принудительном выдворении с запретом въезда на три года. По словам самого Филлипса, он даже не получил документа о запрете.
Глава комиссии Общественной палаты (ОП) по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Дмитрий Бирюков считает, что российские и международные СМИ должны солидарно выступить против обстрелов журналистов на Юго-Востоке Украины. «Я всегда считал, что все журналистские организации, которые существуют за рубежом, которые последние 20 лет нам рассказывали о свободе слова, о праве журналиста, что СМИ неприкосновенны и т. д., должны проявлять солидарность. Хотя вряд ли по тем правилам, по которым сегодня существует западная журналистика, это произойдет. Если это только не будут независимые западные СМИ», – сказал Бирюков РИА «Новости».
По его словам, к сожалению, из-за политической ситуации сейчас приходится наблюдать двойные стандарты, когда на Западе замалчивают преступления против прессы на Украине. «Обращаться с призывами о недопустимости обстрела журналистов, безусловно, надо, и мы будем это делать, потому что, безусловно, то, что происходит (на Украине), должно находить отражение в газетах, так как стреляют по журналистам не случайно. Киевской власти не нравится, если освещение событий ведется кем-то помимо них», – добавил Бирюков.
Добавим, что журналисты работают на Украине с риском для жизни. Основным источником опасности стали украинские войска. От их действий погибли сотрудники ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин, оператор Первого канала Анатолий Клян, итальянский журналист Энди Роккелли и его переводчик Андрей Мирон, а также фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Андрей Стенин. Известны несколько случаев, когда журналисты попадали под обстрел.
Кроме этого, большой скандал возник после визита в ДНР российского актера Михаила Пореченкова, который посетил позиции ополченцев в городском аэропорту и попрактиковался в стрельбе из крупнокалиберного пулемета. Актера раскритиковали в России за то, на нем была каска с надписью «Пресса». Сам он утверждал, что стрелял холостыми патронами, а именно такую каску надел, поскольку других не было.