Общество

23 октября 2014, 11:21

Эксперты оценили отставку топ-менеджеров Внуково

Фото: Юрий Кочетков/EPA/ТАСС

Гендиректор московского аэропорта Внуково Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев покинули посты «в связи с авиационным происшествием». Одновременно от своих обязанностей отстранены сменный директор аэропорта, начальник подразделения эксплуатации и ведущий инженер-руководитель смены. Четверо сотрудников Внуково задержаны в качестве подозреваемых.

Взяли ответственность на себя

Задача заключается в том, чтобы найти, где система безопасности полетов дала сбой

«В связи с трагическим событием, произошедшим в ночь с 20 на 21 октября, в отставку подали: генеральный директор Международного аэропорта Внуково Андрей Сергеевич Дьяков и заместитель генерального директора генерал-лейтенант авиации в запасе Сергей Николаевич Солнцев. Отставка руководителей Внуково принята», – говорится в четверг на официальном сайте аэропорта.

Одновременно с этим были отстранены от выполнения служебных обязанностей сменный директор аэропорта, начальник подразделения эксплуатации аэродрома и ведущий инженер-руководитель смены.

«В настоящий момент по факту авиационного происшествия ведется расследование Следственным комитетом Российской Федерации и технической комиссией по расследованиям авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета», – добавили там.

По словам представителя пресс-службы Внуково, аэропорт «со своей стороны делает все, чтобы авиационное происшествие было расследовано быстро и объективно: предоставляет всю необходимую информацию и обеспечивает беспрепятственный доступ к месту трагедии сотрудникам компетентных служб и ведомств».

«Внуково готово и в дальнейшем оказать всестороннюю помощь в расследовании, – заверили там. – Несмотря на проведение следственных действий, аэропорт Внуково работает в штатном режиме и делает все возможное для комфортного обслуживания пассажиров и авиакомпаний».

Глава аэропорта Андрей Дьяков пришел работать во Внуковский аэропортовый комплекс 18 лет назад, а с 2005 года возглавил Международный аэропорт Внуково.

Его заместитель Сергей Солнцев является генерал-лейтенантом авиации в запасе, летчиком-снайпером, заслуженным военным летчиком. Проработал в аэропорту Внуково более девяти лет, курировал вопросы, связанные с эксплуатацией аэродромного комплекса, в частности, при его непосредственном участии были проведены реконструкция и модернизация взлетно-посадочных полос, а также рулежных дорожек и перрона.

В пресс-службе Внуково отметили, что решение об отставке руководства воздушного узла уже принято правительством России.

Позднее ряд СМИ сообщили о назначении новым гендиректором вместо ушедшего в отставку Андрея Дьякова Василия Александрова. Но пресс-секретарь аэропорта Елена Крылова в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД опровергла эту информацию. По ее словам, решения по всем назначениям и отставкам принимает Совет директоров и пока он не собирался.

«Сейчас принята отставка гендиректора Международного аэропорта Внуково и его заместителя. О других кадровых назначениях будет заявлено дополнительно», – добавила она и пояснила, что Внуковский аэропортовый комплекс состоит из нескольких предприятий. Василий Александров – гендиректор аэропорта Внуково, а Дьяков был гендиректором международного терминала. По ее словам, представители СМИ, скорее всего, неправильно восприняли полученную информацию.

Нужно установить степень вины

По словам заведующего юридическим отделом Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России, заместителя председателя Федерации профсоюзов России Олега Бабича, оценить деятельность ушедших в отставку ему сложно, потому что во Внуково членов этого профсоюза не так много.

«Но, видимо, они сами оценили свою деятельность, раз решили уволиться. Могу сказать, что одна из проблем, которая выявилась после произошедшей катастрофы, – это ненормальная работа обзорного локатора во Внуково, – рассказал он газете ВЗГЛЯД. – Система устанавливалась не службой движения, где работают диспетчеры, а по заказу аэропорта. И при установке разработчики предлагали для нормального функционирования поставить дополнительный локатор, но в аэропорту посчитали достаточным и одного. И сейчас, как выясняется, из-за этого обзорный локатор не полностью отражал всю картину. Может быть, все это стало предпосылкой к тому, что диспетчеры не смогли предотвратить катастрофу».

«Вообще правильно, когда люди уходят в отставку, когда происходят такие катастрофы. Но зачастую даже ЧП не способствуют уходу в отставку. Думаю, что им даже подсказали сверху, что пора уходить», – резюмировал он.

В свою очередь член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Борис Резник рассказал газете ВЗГЛЯД, что «проблемы там на поверхности».

«У меня сомнений нет – это следствие бардака, который там существует. Я недавно летал из Внуково-3, был важный правительственный рейс. И там были очень тщательные проверки, досмотры, несмотря на депутатские удостоверения, – с одной стороны, это видимость порядка. А с другой, как может снегоуборочная машина оказаться на взлетной полосе, когда дают взлет самолету? Это указывает на то, что там бардак с самого верха и кончая снегоуборщиком».

«Из Внуково-3 вылетают первые лица государства, вылетают ВИП-персоны. Но порядок должен быть не только там, где летают ВИП-персоны, а во всех режимных местах повышенной опасности», – добавил он.

По мнению депутата, проблемы есть не только во Внуково, но и в других российских аэропортах. В связи с этим он рекомендовал бы провести проверки по всей отрасли. «Везде надо наводить порядок. Волею судеб случилось так во Внуково, а могло случиться в Шереметьево, в Домодедово – где угодно. Надо не просто проверить, а вывернуть наизнанку», – резюмировал депутат.

Президент Фонда инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов заявил газете ВЗГЛЯД, что отставка руководителей Внуково «логичная и вытекает из того, что виноват не пьяный водитель снегоуборщика, а виновата система поддержания безопасности полетов в аэропорту».

«Сейчас стоит задача не позорить Россию дальше, как это делает Следственный комитет, объявив водителя виноватым. И теперь европейские СМИ рассказывают, что в российских аэропортах ездят пьяные, и просят сограждан не летать в нашу страну. И еще заявление замминистра транспорта Валерия Окулова, назвавшего раздолбайством обстоятельства авиакатастрофы во Внуково. Он этим самым не учел, что дал оценку себе и министру транспорта», – уверен Смирнов.

«Поэтому задача комиссии по расследованию заключается в том, чтобы найти, где система безопасности полетов дала сбой и как обстоят дела с этой системой на федеральном уровне.

К сожалению, большой недостаток для безопасности полетов еще и в том, что в авиацию проникли совершенно некомпетентные люди, которые не знают всех нюансов авиации, никогда не сидели за штурвалом и не обслуживали самолетов, они только выкачивают деньги с пассажиров. Авиации на деньги наплевать. И наплевать на то, что летит какой-то олигарх. Авиация подчиняется одним и тем же законам природы», – добавил Смирнов.

«Когда крупное происшествие произошло из-за человеческого фактора, значит, не сработала вся система. За систему отвечает непосредственно главный руководитель и то звено, в зону компетенции которой входит обеспечение безопасности», – в свою очередь сказал газете ВЗГЛЯД председатель комиссии Общественной палаты по общественной безопасности Антон Цветков.

«Я бы даже пошел выше и посмотрел, кто из федеральных органов должен был надзирать за этой ситуацией, почему они это не выявили, и какую ответственность понесут они. Потому что, как я понял, нарушения во Внуково были», - добавил он.

А бывший военный летчик, майор в отставке, пилот гражданской авиации «Аэрофлота» Виталий Соколовский в интервью «Русской службе новостей» отметил, что СК прежде всего должен установить степень вины руководителей Внуково.

Ранее замминистра транспорта России Валерий Окулов, посетивший Внуково после авиакатастрофы, сказал буквально следующее: «Такое раздолбайство, что слов нет».

Арест подозреваемого

Одновременно в четверг в суд поступило ходатайство Следственного комитета России об аресте водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко, который столкнулся на взлетно-посадочной полосе Внуково с французским самолетом Falcon.

Басманный суд Москвы в ближайшее время приступит к рассмотрению этого ходатайства, передает ТАСС.

Водитель снегоуборочной машины уже доставлен в суд, добавляет РИА «Новости». Начало заседания ожидается в ближайшее время.

Ранее Мартыненко был задержан на 48 часов, но официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин сразу сказал, что его ведомство будет добиваться его ареста.

Из суда сейчас поступают сведения о выступлении представителя следствия. Он высказал опасения в том, что снегоуборщик может скрыться, если его не арестовать. Прокурор со своей стороны поддержал ходатайство об аресте водителя.

Добавим, что Следственный комитет России задержал уже четверых сотрудников Внуково в качестве подозреваемых по делу о крушении самолета. Об этом представитель ведомства Владимир Маркин сообщил в ночь на четверг.

«Задержаны ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Внуково Владимир Леденев, который руководил снегоуборочными работами, а также руководитель полетов аэропорта Внуково Роман Дунаев, диспетчер-стажер аэропорта Внуково Светлана Кривсун, диспетчер аэропорта Внуково Александр Круглов, руководившие воздушным движением в момент авиакатастрофы», – приводило слова Маркина РИА «Новости».

Все задержанные были допрошены в качестве подозреваемых.

Следователи полагают, что указанные сотрудники не обеспечили соблюдение требований безопасности полетов и проведения наземных работ, что и могло привести к трагедии.

Напомним, в понедельник, в 23.57 по московскому времени при столкновении в аэропорту Внуково легкомоторного самолета Falcon 50 со снегоуборочной машиной погибли четыре человека, включая президента французского энергетического концерна Total Кристофа де Маржери.

По факту катастрофы СК России возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК России («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).

Основными версиями крушения самолета назывались ошибка диспетчеров и действия водителя снегоуборочной машины. В то же время источник сообщил, что в момент столкновения самолета со снегоуборочной машиной руление на взлетно-посадочной полосе контролировал диспетчер-стажер. А его действиями в свою очередь управлял диспетчер-инструктор, который предотвратил в 2007 году другую авиакатастрофу, писали «Известия».

В СК сообщали также, что «водитель снегоуборочной машины находился в состоянии алкогольного опьянения».

Медицинские эксперты выяснили, что содержание алкоголя в крови водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко составляло 0,6 промилле.

При этом адвокат водителя заявил, что подзащитный не пьет из-за хронического заболевания сердца. Сам Мартыненко попросил обеспечить его лекарствами из-за боли в сердце.

Накануне также поступали противоречивые сведения о его показаниях. Сначала Мартыненко признавался в ненамеренном выезде на взлетную полосу, но позже уже говорил, что «на полосу точно не заезжал, потому что там ему делать нечего».

Добавим, что практика отставок после громких ЧП в российских аэропортах не нова. Так, в августе 2012 года лишился должности гендиректор уфимского аэропорта Рамиль Тимергазин. Причиной стал скандал с ребенком-инвалидом. Врачи запретили мальчику стоять и ходить после ортопедической операции, после чего сотрудники аэропорта Уфы предложили его матери самостоятельно донести ребенка до пункта выдачи багажа. А пока она получала багаж, ребенок упал на бетонный пол и получил травму только что прооперированной ноги.

А в феврале 2011 года после теракта в московском аэропорту Домодедово лишились своих должностей целый ряд руководителей местных подразделений МВД и ФСБ. Также президент России освободил от должности главу Ространснадзора Геннадия Курзенкова. Кроме того, были уволены начальник управления государственного авиационного надзора по Центральному федеральному округу Юрий Цыбин, его зам Валерий Малетин, начальник управления транспортной безопасности Ространснадзора Александр Свешников,  заместитель начальника управления транспортной безопасности Росавиации Сергей Поплавский.

Текст: Иван Чернов, Елена Сидоренко, Роман Крецул

Вам может быть интересно

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Рогов: Освобождение Работино означает полное обнуление украинского «контрнаступа»

Российский флаг, поднятый над Работино, имеет очень важное символическое значение. Во время контрнаступления украинская пропаганда выставляла взятие этого села важным достижением. Теперь же можно говорить о полном обнулении этих якобы успехов, сказал газете ВЗГЛЯД лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Ранее над северными окраинами Работино был поднят флаг России.

Авиаэксперт усомнился в естественной смерти второго разоблачителя Boeing

Если следственные органы США захотят разобраться в этом деле, то все ответы найдут. Если не захотят, значит не найдут, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, комментируя внезапную смерть второго разоблачителя Boeing.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

В Москве отрепетировали авиационную часть парада Победы

В столице состоялась репетиция авиационной части парада Победы, в ней участвовали самолеты оперативно-тактической авиации.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года

Российское правительство одобрило запуск третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог до 2035 года, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Рар: Выставка трофеев на Поклонной горе наносит Западу идеологический удар

На выставке представлено свыше 30 образцов западной военной техники. США и ЕС не нравится, что их вооружение показывается в таком виде. Кроме того, это препятствует формированию выгодного для Запада образа конфликта на Украине, сказал газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. Ранее представителям западных дипведомств разрешили проходить на выставку трофейной техники ВСУ вне очереди.

Российские войска освободили Бердычи в ДНР

Российские военные взяли под контроль село Бердычи в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?