Взяли ответственность на себя
Задача заключается в том, чтобы найти, где система безопасности полетов дала сбой
«В связи с трагическим событием, произошедшим в ночь с 20 на 21 октября, в отставку подали: генеральный директор Международного аэропорта Внуково Андрей Сергеевич Дьяков и заместитель генерального директора генерал-лейтенант авиации в запасе Сергей Николаевич Солнцев. Отставка руководителей Внуково принята», – говорится в четверг на официальном сайте аэропорта.
Одновременно с этим были отстранены от выполнения служебных обязанностей сменный директор аэропорта, начальник подразделения эксплуатации аэродрома и ведущий инженер-руководитель смены.
«В настоящий момент по факту авиационного происшествия ведется расследование Следственным комитетом Российской Федерации и технической комиссией по расследованиям авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета», – добавили там.
По словам представителя пресс-службы Внуково, аэропорт «со своей стороны делает все, чтобы авиационное происшествие было расследовано быстро и объективно: предоставляет всю необходимую информацию и обеспечивает беспрепятственный доступ к месту трагедии сотрудникам компетентных служб и ведомств».
«Внуково готово и в дальнейшем оказать всестороннюю помощь в расследовании, – заверили там. – Несмотря на проведение следственных действий, аэропорт Внуково работает в штатном режиме и делает все возможное для комфортного обслуживания пассажиров и авиакомпаний».
Глава аэропорта Андрей Дьяков пришел работать во Внуковский аэропортовый комплекс 18 лет назад, а с 2005 года возглавил Международный аэропорт Внуково.
Его заместитель Сергей Солнцев является генерал-лейтенантом авиации в запасе, летчиком-снайпером, заслуженным военным летчиком. Проработал в аэропорту Внуково более девяти лет, курировал вопросы, связанные с эксплуатацией аэродромного комплекса, в частности, при его непосредственном участии были проведены реконструкция и модернизация взлетно-посадочных полос, а также рулежных дорожек и перрона.
В пресс-службе Внуково отметили, что решение об отставке руководства воздушного узла уже принято правительством России.
«Сейчас принята отставка гендиректора Международного аэропорта Внуково и его заместителя. О других кадровых назначениях будет заявлено дополнительно», – добавила она и пояснила, что Внуковский аэропортовый комплекс состоит из нескольких предприятий. Василий Александров – гендиректор аэропорта Внуково, а Дьяков был гендиректором международного терминала. По ее словам, представители СМИ, скорее всего, неправильно восприняли полученную информацию.
Нужно установить степень вины
По словам заведующего юридическим отделом Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России, заместителя председателя Федерации профсоюзов России Олега Бабича, оценить деятельность ушедших в отставку ему сложно, потому что во Внуково членов этого профсоюза не так много.
«Но, видимо, они сами оценили свою деятельность, раз решили уволиться. Могу сказать, что одна из проблем, которая выявилась после произошедшей катастрофы, – это ненормальная работа обзорного локатора во Внуково, – рассказал он газете ВЗГЛЯД. – Система устанавливалась не службой движения, где работают диспетчеры, а по заказу аэропорта. И при установке разработчики предлагали для нормального функционирования поставить дополнительный локатор, но в аэропорту посчитали достаточным и одного. И сейчас, как выясняется, из-за этого обзорный локатор не полностью отражал всю картину. Может быть, все это стало предпосылкой к тому, что диспетчеры не смогли предотвратить катастрофу».
«Вообще правильно, когда люди уходят в отставку, когда происходят такие катастрофы. Но зачастую даже ЧП не способствуют уходу в отставку. Думаю, что им даже подсказали сверху, что пора уходить», – резюмировал он.
В свою очередь член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Борис Резник рассказал газете ВЗГЛЯД, что «проблемы там на поверхности».
«У меня сомнений нет – это следствие бардака, который там существует. Я недавно летал из Внуково-3, был важный правительственный рейс. И там были очень тщательные проверки, досмотры, несмотря на депутатские удостоверения, – с одной стороны, это видимость порядка. А с другой, как может снегоуборочная машина оказаться на взлетной полосе, когда дают взлет самолету? Это указывает на то, что там бардак с самого верха и кончая снегоуборщиком».
«Из Внуково-3 вылетают первые лица государства, вылетают ВИП-персоны. Но порядок должен быть не только там, где летают ВИП-персоны, а во всех режимных местах повышенной опасности», – добавил он.
По мнению депутата, проблемы есть не только во Внуково, но и в других российских аэропортах. В связи с этим он рекомендовал бы провести проверки по всей отрасли. «Везде надо наводить порядок. Волею судеб случилось так во Внуково, а могло случиться в Шереметьево, в Домодедово – где угодно. Надо не просто проверить, а вывернуть наизнанку», – резюмировал депутат.
Президент Фонда инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов заявил газете ВЗГЛЯД, что отставка руководителей Внуково «логичная и вытекает из того, что виноват не пьяный водитель снегоуборщика, а виновата система поддержания безопасности полетов в аэропорту».
«Сейчас стоит задача не позорить Россию дальше, как это делает Следственный комитет, объявив водителя виноватым. И теперь европейские СМИ рассказывают, что в российских аэропортах ездят пьяные, и просят сограждан не летать в нашу страну. И еще заявление замминистра транспорта Валерия Окулова, назвавшего раздолбайством обстоятельства авиакатастрофы во Внуково. Он этим самым не учел, что дал оценку себе и министру транспорта», – уверен Смирнов.
«Поэтому задача комиссии по расследованию заключается в том, чтобы найти, где система безопасности полетов дала сбой и как обстоят дела с этой системой на федеральном уровне.
К сожалению, большой недостаток для безопасности полетов еще и в том, что в авиацию проникли совершенно некомпетентные люди, которые не знают всех нюансов авиации, никогда не сидели за штурвалом и не обслуживали самолетов, они только выкачивают деньги с пассажиров. Авиации на деньги наплевать. И наплевать на то, что летит какой-то олигарх. Авиация подчиняется одним и тем же законам природы», – добавил Смирнов.
«Когда крупное происшествие произошло из-за человеческого фактора, значит, не сработала вся система. За систему отвечает непосредственно главный руководитель и то звено, в зону компетенции которой входит обеспечение безопасности», – в свою очередь сказал газете ВЗГЛЯД председатель комиссии Общественной палаты по общественной безопасности Антон Цветков.
«Я бы даже пошел выше и посмотрел, кто из федеральных органов должен был надзирать за этой ситуацией, почему они это не выявили, и какую ответственность понесут они. Потому что, как я понял, нарушения во Внуково были», - добавил он.
А бывший военный летчик, майор в отставке, пилот гражданской авиации «Аэрофлота» Виталий Соколовский в интервью «Русской службе новостей» отметил, что СК прежде всего должен установить степень вины руководителей Внуково.
Ранее замминистра транспорта России Валерий Окулов, посетивший Внуково после авиакатастрофы, сказал буквально следующее: «Такое раздолбайство, что слов нет».
Арест подозреваемого
Басманный суд Москвы в ближайшее время приступит к рассмотрению этого ходатайства, передает ТАСС.
Водитель снегоуборочной машины уже доставлен в суд, добавляет РИА «Новости». Начало заседания ожидается в ближайшее время.
Ранее Мартыненко был задержан на 48 часов, но официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин сразу сказал, что его ведомство будет добиваться его ареста.
Из суда сейчас поступают сведения о выступлении представителя следствия. Он высказал опасения в том, что снегоуборщик может скрыться, если его не арестовать. Прокурор со своей стороны поддержал ходатайство об аресте водителя.
Добавим, что Следственный комитет России задержал уже четверых сотрудников Внуково в качестве подозреваемых по делу о крушении самолета. Об этом представитель ведомства Владимир Маркин сообщил в ночь на четверг.
«Задержаны ведущий инженер аэродромной службы аэропорта Внуково Владимир Леденев, который руководил снегоуборочными работами, а также руководитель полетов аэропорта Внуково Роман Дунаев, диспетчер-стажер аэропорта Внуково Светлана Кривсун, диспетчер аэропорта Внуково Александр Круглов, руководившие воздушным движением в момент авиакатастрофы», – приводило слова Маркина РИА «Новости».
Все задержанные были допрошены в качестве подозреваемых.
Следователи полагают, что указанные сотрудники не обеспечили соблюдение требований безопасности полетов и проведения наземных работ, что и могло привести к трагедии.
Напомним, в понедельник, в 23.57 по московскому времени при столкновении в аэропорту Внуково легкомоторного самолета Falcon 50 со снегоуборочной машиной погибли четыре человека, включая президента французского энергетического концерна Total Кристофа де Маржери.
По факту катастрофы СК России возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК России («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).
Основными версиями крушения самолета назывались ошибка диспетчеров и действия водителя снегоуборочной машины. В то же время источник сообщил, что в момент столкновения самолета со снегоуборочной машиной руление на взлетно-посадочной полосе контролировал диспетчер-стажер. А его действиями в свою очередь управлял диспетчер-инструктор, который предотвратил в 2007 году другую авиакатастрофу, писали «Известия».
В СК сообщали также, что «водитель снегоуборочной машины находился в состоянии алкогольного опьянения».
Медицинские эксперты выяснили, что содержание алкоголя в крови водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко составляло 0,6 промилле.
При этом адвокат водителя заявил, что подзащитный не пьет из-за хронического заболевания сердца. Сам Мартыненко попросил обеспечить его лекарствами из-за боли в сердце.
Накануне также поступали противоречивые сведения о его показаниях. Сначала Мартыненко признавался в ненамеренном выезде на взлетную полосу, но позже уже говорил, что «на полосу точно не заезжал, потому что там ему делать нечего».
А в феврале 2011 года после теракта в московском аэропорту Домодедово лишились своих должностей целый ряд руководителей местных подразделений МВД и ФСБ. Также президент России освободил от должности главу Ространснадзора Геннадия Курзенкова. Кроме того, были уволены начальник управления государственного авиационного надзора по Центральному федеральному округу Юрий Цыбин, его зам Валерий Малетин, начальник управления транспортной безопасности Ространснадзора Александр Свешников, заместитель начальника управления транспортной безопасности Росавиации Сергей Поплавский.