В отношении не установленных пока сотрудников компании «Эвитерра Трэвел» (Eviterra Travel) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), говорится в четверг на сайте Следственного комитета.
Сайты-посредники удобны только тем, что показывают рейсы сразу всех авиакомпаний
По версии следствия, в течение прошлого года сотрудники компании продавали билеты на рейсы различных авиакомпаний от имени ООО «АВИА ЦЕНТР», однако полученные от граждан деньги в сумме свыше 1 млн рублей в рамках обязательств по субагентскому договору с ООО «АВИА ЦЕНТР» не перечислили и распорядились ими по своему усмотрению.
«В связи с этим проданные билеты были аннулированы ООО «АВИА ЦЕНТР», – добавили в СК.
«В настоящее время проводятся необходимые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление обстоятельств произошедшего и лиц, причастных к совершению преступления. Расследование уголовного дела продолжается», – резюмировал официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
Напомним, еще 5 января появилась информация, что порядка 6 тыс. авиабилетов, приобретенных перед Новым годом через интернет-поисковик заказа авиабилетов Eviterra, были признаны недействительными.
По сообщениям СМИ, компания «АВИА ЦЕНТР» – посредник между сервисами бронирования и авиакомпаниями – аннулировала билеты из-за того, что с ней не рассчитались за 10 дней сотрудничества.
В понедельник в Eviterra сообщили, что достигнута договоренность, что билеты на рейсы с 6-го по 11 января будут восстановлены, а по билетам на рейсы после 12 января переговоры продолжатся.
Кроме того, компания заверяла пассажиров, уже улетевших на отдых, что их обратные билеты действительны и аннулироваться не будут вне зависимости от даты обратного вылета.
Но в ситуацию вмешался Следственный комитет. 6 января он начал проверку деятельности компании.
«По имеющейся информации, компания через интернет реализовала не менее нескольких тысяч авиабилетов российским гражданам на рейсы в разные страны, оказавшихся недействительными», – отмечали в СК.
В Промсвязьбанке при этом сообщали о приостановке операций с Eviterra Travel, а информацию о выплате компенсаций за приобретенные и аннулированные билеты называли ошибочной, отмечали РИА «Новости».
В свою очередь эксперт Общественной палаты по туризму Дмитрий Давыденко рассказал о том, как не оказаться в подобной ситуации.
«По закону крайними окажутся авиакомпании, потому что, если турист заплатил продавцу и получил на руки билет конкретной авиакомпании, это уже является основанием для авиаперевозки. А то, что авиакомпания при этом не получила свои деньги, – это уже проблемы самой авиакомпании и агента (продавца). Туриста эти проблемы касаться не должны», – приводится комментарий Давыденко на сайте ОП.
Но все же, чтобы избежать подобных проблем, эксперт посоветовал туристам покупать билеты прямо на сайте авиакомпании, с которой они летят.
«К тому же там предоставляется вся необходимая информация, полезные приложения и так далее. Сайты-посредники удобны только тем, что показывают рейсы сразу всех авиакомпаний, поэтому можно зайти на такой сайт, выбрать подходящий рейс, а потом найти его на сайте указанной авиакомпании и купить билет уже там», – посоветовал он.
Также Давыденко высказал мнение, что законопроект о турагентской деятельности, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, необходимо распространить на билетные продажи, потому что «продажа билетов и продажа путевок, по сути, ничем друг от друга не отличаются».
«Все продавцы должны входить в саморегулируемые организации, у которых будет создан гарантийный фонд, и из этого фонда в случае возникших проблем потребителям будут выплачиваться компенсации», – отметил он.
По словам Давыденко, ситуация с Eviterra – это первый случай с массовым аннулированием билетов, раньше таких серьезных проблем не возникало.
Ростуризм открыл горячую линию для обманутых туристов. Позвонить на нее можно по телефону 8-800-250-68-60.
Консультации для владельцев аннулированных авиабилетов взялся оказывать Общественный совет при Ростуризме.
Активно комментируется ситуация и на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР).
Со ссылкой на руководителя проекта Biletix Александра Сизинцева там приводится следующая статистика: в прошлом году через интернет было куплено около 30% авиабилетов, реализованных в России. Доля онлайн-продаж в России все еще отстает от показателей ряда зарубежных стран, но по темпам роста этого сегмента Россия занимает одну из лидирующих позиций – так, онлайн-продажи авиабилетов в агентствах выросли за 2013 год на 57%, отелей – на 29%, железнодорожных билетов – на 10%.
Учитывая такие темпы роста, увеличивается и количество компаний, предлагающих подобные услуги. И эту конкуренцию не всем удается выдержать. Так, в прошлом году рынок уже покинули несколько компаний: Travelmenu, Travolver, Ftatora.
Уже в прошлом году эксперты прогнозировали вероятность новых банкротств компаний в сегменте онлайн-продаж и укрупнение рынка. Таким образом, нынешняя ситуация не стала для них неожиданностью.
Негативный резонанс, сопровождающий приостановку деятельности Eviterra, может нанести рынку онлайн-продаж в туризме ощутимый вред, считают аналитики. Он может отпугнуть от использования онлайна прежде всего тех россиян, которые и до этого относились к нему настороженно, а таких немало.
Вторая трудность, к которой может привести ситуация с Eviterra, – это привлечение к проблемам туризма законодателей. Банкротство туроператоров «Капитал Тур» и «Ланта-Тур Вояж» привнесло большое количество поправок в туристское законодательство.
Не исключено, что и последние события также станут причиной внесения новых законодательных инициатив.
Эксперты сходятся в одном, констатирует «Вестник АТОР»: несмотря на ужесточение правил рядом авиакомпаний, необходимость в онлайн-агентствах по продаже билетов не пропадет. Сейчас из всех продаваемых в интернете авиабилетов только 20% приходится на сайты авиакомпаний. Доля агентств составляет 70–80%.
«Потребителям необходима возможность сравнивать различные ценовые предложения и варианты перелета. Сайты авиакомпаний не могут этого предложить», – говорят участники рынка.
В самой Eviterra также со всей серьезностью отнеслись к происходящему.
На сайте компании говорится, что они начали прием претензий по поводу несостоявшихся вылетов по билетам, купленным в прошлом году.
«Пожалуйста, примите во внимание, что билеты с более поздними датами вылета, начиная с 20 января, восстанавливаются во вторую очередь. Тем не менее в конечном счете должны быть восстановлены и они, – говорится в сообщении, которое занимает всю главную страницу сайта. – Приносим наши искренние извинения тем, чьи планы были нарушены в связи с последними событиями. Мы обязательно будем делиться с вами новой информацией».