Получилось
Смотря на его лицо, становилось понятно: если поручни были бы не металлические, а деревянные, то они непременно сломались бы
Первый после июльской аварии пуск «Протона-М» прошел успешно, европейский спутник связи Astra-2Е был доставлен на орбиту, сообщил в понедельник представитель Роскосмоса.
«Произошло отделение космического аппарата от разгонного блока «Бриз-М». Спутник передан в управление заказчику пуска – оператору SES Astra», – отчитался собеседник РИА «Новости».
В свою очередь ИТАР-ТАСС в пресс-службе Роскосмоса рассказали, что через девять минут после старта от ракеты-носителя отделился разгонный блок «Бриз-М», который продолжил выведение космического аппарата на целевую орбиту в соответствии с циклограммой полета».
Ранее представитель Космического центра имени Хруничева сообщил «Интерфаксу» о том, что «Протон-М» успешно вывел люксембургский спутник связи Astra-2Е на суборбитальную траекторию, после чего недалеко было и до орбиты. Представитель Космического центра добавлял, что «ракета отработала свой этап полета без замечаний».
Запуск спутника осуществляется по уже отработанной схеме выведения с использованием штатных трассы полета и районов падения отделяемых частей ракеты-носителя, добавлял «Эксперт».
О том, что «Протону» в понедельник удалось успешно оторваться от Земли, ночью сообщалось на сайте Роскосмоса.
«В 1 час 38 минут по московскому времени со стартового комплекса площадки 200 космодрома Байконур пусковыми расчетами предприятий ракетно-космической отрасли России произведен пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и телекоммуникационным космическим аппаратом «Астра-2Е», – говорилось в сообщении ведомства.
Ожидалось, что отделение космического аппарата от разгонного блока «Бриз-М» произойдет в 10.50 по московскому времени.
Корреспондент газеты «Коммерсант», следящий за пуском «Протона» на Байконуре, рассказал, что «на площадке чувствовалось напряжение, усиливавшееся по мере того, как диктор отсчитывал в обратном порядке время до старта».
«Оно было объяснимо: этот пуск был первым после аварии «Протона» с тремя спутниками ГЛОНАСС в июле этого года... Допустить повторение того сценария боялись даже мысленно. В тот момент, когда была озвучена минутная готовность к пуску, господин Поповкин стиснул двумя руками поручни, ограждавшие наблюдательный пункт. Смотря на его лицо, становилось понятно: если поручни были бы не металлические, а деревянные, то они непременно сломались бы», – отмечал корреспондент.
Напомним, космический аппарат «Астра-2Е» предназначен для предоставления услуг вещания, VSAT и широкополосной связи на территории Европы и стран Ближнего Востока.
Спутник весом шесть тонн изготовлен французской компанией EADS Astrium по заказу спутникового оператора из Люксембурга SES Astra на платформе Eurostar 3000, срок активного существования которой составляет 15 лет.
Не получалось
Напомним, нынешнему успешному старту предшествовала неудача, а также, по сообщениям ряда СМИ, споры с казахской стороной по поводу даты нынешнего полета.
Падение ракеты «Протон-М» с тремя навигационными космическими аппаратами ГЛОНАСС-М произошло на космодроме Байконур 2 июля этого года. Аппарат упал примерно через минуту после старта.
Аварийная комиссия по расследованию ЧП в итоге пришла к выводу, что датчики угловых скоростей на ракете «Протон-М» были неправильно установлены, что и привело к аварии.
13 сентября было объяснено, что Роскосмос сменит форму датчиков угловых скоростей. После ЧП делались также различные заявления о том, что ситуация в российской космической индустрии весьма нерадужная.
Так, 5 августа вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что отрасли в скором времени грозит исчерпание научно-технического задела.
В августе правительственная комиссия также приняла решение об отстранении от должностей трех руководителей Космического центра имени Хруничева, ответственных за аварию ракеты-носителя «Протон-М» 2 июля.
А вскоре Рогозин предложил вариант реформы космической отрасли. Эта реформа, в частности, подразумевает выделение в отдельную структуру – Объединенную ракетно-космическую корпорацию – промышленных активов и в дальнейшем выведение ее на IPO.
А что касается нынешнего старта, он несколько раз переносился. Так, изначально пуск планировался на 15 сентября. Однако позже эта информация была опровергнута Роскосмосом.
Затем пуск намечался на 17 сентября, но его отложили либо из-за неисправности, либо – по другим данным – по просьбе казахской стороны.
Наконец, 26 сентября глава Роскосмоса Владимир Поповкин уже окончательно объявил, что первый после июльской аварии запуск «Протона» состоится 30 сентября.
«С казахстанской стороной вопрос (даты пуска) согласован», – говорил он.
Казахи свое согласие вскоре действительно подтвердили, но этому предшествовали непонятные слухи о том, что Астана не в курсе готовящегося старта.
По данным ряда СМИ, Роскосмос не стал дожидаться, пока возобновление пусковой деятельности будет одобрено официальными инстанциями Казахстана, в частности министерством охраны окружающей среды.
Представители этого ведомства контролировали работы по очистке территории Байконура, куда в июле упала ракета «Протон». Якобы именно глава министерства охраны окружающей среды Казахстана Нурлан Каппаров настоял на том, чтобы предварительно назначенный на 15 сентября старт «Протона» был отложен до полного завершения работ по обеззараживанию.
Сам Каппаров отказывался комментировать слухи о запуске аппарата без своего одобрения: «Я пока ничего сказать не могу. Да, такая информация гуляет в прессе. На днях мы соберем вас всех и сообщим», – говорил Каппаров журналистам.
Добавим, что Роскосмос в последние годы стал постоянной мишенью для критики.
Кроме «Протона» можно вспомнить о недавнем ЧП с «Рокотом». Запрет на запуски этой ракеты-носителя был объявлен в начале текущего года после того, как 15 января возникли проблемы при его старте с космодрома Плесецк с тремя спутниками связи «Родник» («Стрела 3М») на борту.
«Разгонный блок отработал нештатно, отделившиеся аппараты в результате оказались не на расчетной орбите и двигались со скоростью выше положенной», – рассказывал «Известиям» через несколько месяцев высокопоставленный источник в Роскосмосе.
По его словам, аппараты находились в стрессовой ситуации более трех месяцев, их пытались реанимировать: «К сегодняшнему дню два аппарата под контролем центра управления, третий можно считать потерянным».
СМИ сообщали, что российское космическое агентство и Войска воздушно-космической обороны РФ предпочли скрыть факт очередной аварии и сообщили, что запуск прошел штатно.