Общество

Игорь Курдин
председатель клуба моряков-подводников СПб

«Возможно, кто-то хотел испортить праздник»

14 августа 2013, 19:45

Фото: Reuters

В среду называются различные версии взрыва на индийской подводной лодке «Синдуракшак» российского производства.

Происшествия на подводных лодках при любой, даже самой новой технике и при хорошей подготовленности экипажа все равно неизбежны

Так, по одной из них, ЧП может быть связано с мощным выбросом водорода при зарядке батарей субмарины. По данным ряда СМИ, именно необходимостью зарядки батарей объяснялось присутствие в ночные часы достаточно большого числа людей на подлодке, которая не стояла на боевом дежурстве.

Также подозрение логично падает на российский центр судоремонта «Звездочка», который модернизировал эту лодку в течение довольно длительного времени и лишь в апреле этого года доставил ее индийской стороне.

Однако конкретных претензий никто российским корабелам не предъявлял и, судя по всему, предъявить не может. И при этом есть данные, что лодка после ремонта была снова сдана в эксплуатацию с отличными результатами испытаний.

Звучала также версия о теракте. Однако индийские официальные лица вроде бы не считают ее даже одной из основных.

В целом же подводные лодки третьего поколения проекта 877ЭКМ «Варшавянка», к которым относилась и взорвавшаяся в ночь на среду в порту Мумбаи, называются специалистами одними из самых надежных и безаварийных в мире.

В чем же тогда причина ЧП и какими репутационными потерями для России грозит этот инцидент, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитана 1-го ранга запаса Игоря Курдина.

ВЗГЛЯД: Игорь Кириллович, что могло там произойти? Какие, может быть, слабые места есть в лодках этой серии?

Игорь Курдин: Индийская лодка лишь недавно прошла модернизацию. А модернизировать неудачный проект, который обладал бы слабыми качествами, согласитесь, никто не стал бы. Главный плюс этого проекта – его простота, которая, в свою очередь, гарантирует надежность.

Ничего подобного раньше на подводных лодках этой серии не происходило. Хочу напомнить, что мы построили для себя 24 подобные субмарины и 20 отправили на экспорт в разные страны. В 2005 году серийный заказ из пяти лодок принес нам практически 75% прибыли от экспорта всего российского вооружения. Для нас это очень выгодная и доходная статья экспорта оружия.

А происшествия на подводных лодках при любой, даже самой новой технике и при хорошей подготовленности экипажа все равно неизбежны. Другое дело, что из них всегда нужно делать соответствующие выводы.

ВЗГЛЯД: С какими другими ЧП на подводных лодках можно провести параллели в данном случае?

И. К.: В свое время, в январе 1962 года, взорвалась дизель-электрическая подводная лодка Б-37 у пирса в городе Полярном – тогда главной базе подводных сил Северного флота. Погибли больше 100 человек, практически весь экипаж, и затонули даже две подводные лодки, стоявшие рядом. И до сих пор точно не установлена причина взрыва торпедного боезапаса, поскольку разрушения там были такой силы, которая не позволила достоверно установить, как все произошло. Скорее всего, были нарушены правила регламентных работ с торпедным оружием.

То, что взрыв в Индии произошел ночью, около полуночи, и, по сведениям очевидцев, это был даже не один взрыв, а четыре или пять последовательных, может свидетельствовать о том, что на воздух взлетел именно торпедный боезапас. И взрыв такой силы практически не оставляет шансов на спасение экипажа. Отмечу также, что весь экипаж такой подводной лодки состоит из 52 человек, а на борту индийской было только 18. Могу сказать, что нигде и никогда не проводятся регламентные работы с оружием в ночное время, только в дневное, когда на борту находится весь экипаж.

ВЗГЛЯД: Среди версий случившегося называется взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей субмарины. Что вы об этом думаете?

И. К.: Да, ряд экспертов склоняется к этой версии причины первоначального взрыва. Действительно, лодка готовилась к выходу в море, и вполне возможно, что силами вахты и специалистами электромеханической части проводилась зарядка батарей. Скажу больше: и на моей лодке в свое время был взрыв аккумуляторной батареи. Но его последствия были минимальны с точки зрения разрушений и человеческих жертв. У нас не погибло ни одного моряка. Поэтому версия о том, что в дальнейшем такой взрыв привел к взрыву всего торпедного боезапаса, мне кажется несколько натянутой.

ВЗГЛЯД: Тогда что остается?

И. К.: В причинах разберется специальная комиссия. Но замечу, что некоторые люди высказывают и предположение о теракте. Я думаю, такая версия тоже имеет право на существование, тем более что завтра в Индии национальный праздник – День независимости. Возможно, кто-то хотел испортить этот праздник... 

ВЗГЛЯД: Некоторые проводят параллели между этим взрывом и гибелью «Курска». И там, и там торпедные отсеки...

И. К.: Да, к сожалению, такая параллель напрашивается. Только «Курск» находился в море в подводном положении, а эта лодка стояла в баке. Но повторю самое главное: что причина подобного взрыва просто катастрофическая и для корабля, и для экипажа.

Игорь Курдин считает, что рано сбрасывать со счетов версию о теракте в Индии

ВЗГЛЯД: А не могли российские специалисты, которые модернизировали ее в течение нескольких последних лет, сделать что-нибудь не так?

И. К.: Дело в том, что капитальный ремонт и модернизация, которые проводились на этой подводной лодке, как вы сами отметили, проходили в течение длительного времени. Из них не менее шести месяцев лодка проходила швартовые, ходовые, государственные испытания и т. д. В них принимали участие, конечно, и сами индийские моряки, а также специалисты, которых они привлекали. Это свидетельствует о том, что все замечания, недоработки и неисправности были устранены. А главное свидетельство хорошего состояния подводной лодки – это ее длительный трехмесячный переход с Белого моря, из Северодвинска, вокруг Европы, Африки, через Индийский океан в Индию.

Что касается российских специалистов, то эта подводная лодка все еще находится у нас на гарантии. И это обычная практика, когда так называемая группа гарантийного надзора пребывает при лодке, в Индии. Они находятся там как раз для того, чтобы все эти мелкие недоделки и замечания устранять, при необходимости вызывать контрагентов и т. д. И, насколько я знаю, никто еще не сообщал о том, что на эту лодку поступали какие-либо рекламации, претензии.

ВЗГЛЯД: Кстати, по данным СМИ, российских специалистов пока не допускают к месту ЧП. Это нормально?

И. К.: Во-первых, конечно, комиссия, которую уже возглавил главком индийских ВМС, будет разбираться в ЧП самостоятельно. Согласитесь, и мы тоже не привлекаем иностранных специалистов, когда у нас происходит что-то подобное. Но в данном случае уже от российской стороны поступило предложение использовать в этой комиссии представителей и конструкторского бюро морской техники «Рубин», где эта лодка проектировалась, и «Адмиралтейских верфей», где она строилась, и, конечно, центра судоремонта «Звездочка», где она прошла модернизацию. Мы готовы оказать индийцам всю посильную помощь, поскольку эта авария важна не только для ВМС Индии, но и для нас самих в первую очередь. У нас же тоже аналогичные модели стоят на вооружении.

ВЗГЛЯД: А что вы можете сказать о репутационных потерях для России из-за этой аварии?

И. К.: Они имеют место быть. И Индия действительно является одним из основных экспортеров нашего вооружения, особенно в сфере военно-морской техники. Всем известно, что они взяли в лизинг на 10 лет нашу АПЛ «Нерпа», они ждут наш авианосец – бывший «Адмирал Горшков», они заказали строительство фрегатов.

Поэтому наша задача сейчас – принять самое активное участие в разборе этой аварии, выявить ее причину и понять, что могло случиться с одними из самых надежных лодок, которые строятся уже более 20 лет и стоят на вооружении многих флотов.

И я считаю, что наша главная задача состоит не в том, чтобы любой ценой доказать, что мы не виноваты в аварии, а досконально разобраться в ее причинах для того, чтобы такого не происходило в дальнейшем. Репутационные потери, конечно, важны, но, на мой взгляд, они вторичны.

ВЗГЛЯД: И скажите несколько слов об этой серии подводных лодок. Почему она в простонародье зовется «Варшавянкой»? Каким оружием она укомплектована?

И. К.: «Варшавянкой» ее прозвали потому, что в свое время мы начали строить эти подводные лодки в первую очередь для нас и для стран – участниц Организации Варшавского договора. Эти лодки, как я уже говорил, являются очень простыми в эксплуатации, не примитивными, а именно простыми, надежными и обладающими хорошими боевыми возможностями.

А в центре судоремонта «Звездочка» она проходила модернизацию, которая заключалась в установке нового радиоэлектронного, навигационного оборудования, в первую очередь нового оружия. На борту взорвавшейся лодки было 14 боевых торпед и еще четыре противокорабельные ракеты совместной российско-индийской разработки.

Текст: Денис Нижегородцев

Вам может быть интересно

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси
Темы дня

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Запад ради воровства вступил в конфликт с миллионами российских избирателей

В ЕС обсуждается вопрос непризнания результатов президентских выборов в России 2024 года в ситуации, когда сами россияне сочли их легитимными. Тем самым Запад не только открыто игнорирует избирательные права граждан РФ, но и создает предпосылки для кражи российских активов, считают эксперты.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова

Россия добивается прогресса на поле боя с возможностью тактических прорывов на линии фронта в районе Донецка и Харькова, заявила директор Национальной разведки США Эврил Хейнс на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?