Вице-премьер Дмитрий Рогозин констатировал в пятницу, что падение ракеты «Протон-М» не будет иметь серьезных последствий для работы группировки ГЛОНАСС.
Развитая группировка системы ГЛОНАСС имеет необходимый резерв
«Развитая группировка системы ГЛОНАСС имеет необходимый резерв», – сказал Рогозин на заседании правительственной комиссии по реструктуризации ракетно-космической отрасли РФ. Зампредседателя правительства отметил, что авария ракеты «Протон-М» со спутниками ГЛОНАСС не нанесла «существенного ущерба» работе группировки, но утраченные в результате аварии спутники надо восполнить.
Он отметил, что до выяснения причин аварии пуски ракет «Протон-М» приостановлены.
Между тем глава Роскосмоса Владимир Поповкин пообещал, что комиссия по расследованию причин ЧП сможет озвучить свои выводы уже в июле. «Сроки (работы комиссии) тяжело ставить, но я думаю, в течение июля месяца работа аварийной комиссии будет завершена», – сказал Поповкин.
По его словам, рассматриваются несколько версий причин аварии, в частности проблема с системой управления и двигателями первой ступени ракеты.
«Пока мы рассматриваем все версии (аварии). Сейчас должна быть проведена экспериментальная отработка этих вариантов, и мы должны прийти к окончательному варианту, как это произошло», – сказал глава Роскосмоса, передает РИА «Новости».
Напомним, ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными космическими аппаратами «Глонасс-М», стартовавшая во вторник утром с Байконура, упала на первой минуте старта.
Производство разбившейся ракеты-носителя «Протон-М» и трех спутников «Глонасс-М», а также организация их запуска обошлись примерно в 4,4 млрд рублей.
Дмитрий Рогозин пообещал, что по итогам выяснения причин нештатного запуска будут сделаны крайне жесткие выводы. «Они будут связаны не только с поиском виноватого или виноватых, они будут затрагивать гораздо более сложные проблемы», – подчеркнул тогда вице-премьер.
Осенью прошлого года Медведев заявил о необходимости серьезного реформирования космической отрасли страны, призвав определиться, по какому пути идти. В тот же день глава Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил, что в ракетно-космической отрасли будет создано пять–шесть холдингов.
Президентом было принято решение о создании специальной комиссии, которая будет заниматься выработкой концепции реформирования отрасли.
Как сообщил в пятницу Рогозин, правительственная комиссия должна до конца третьего квартала разработать и представить президенту план реорганизации космической отрасли.
Рогозин напомнил, что правительство осенью прошлого года поручило Роскосмосу принять меры по улучшению контроля качества продукции на всем этапе – от разработки до эксплуатации.
«Ожидаемых результатов это не дало, и нашей специальной комиссии надо выявить причины неэффективности принимаемых Роскосмосом мер», – сказал Рогозин.
«Хотелось бы узнать причины невыполнения», – добавил зампредседателя правительства.
Вице-премьер отметил, что ситуация, в которой находится ракетно-космическая промышленность страны после серии неудачных запусков, «недопустимо затянулась».
«Реформировать отрасль нужно, и это надо было сделать сегодня, не после этой аварии, а уже давно, – комментировал газете ВЗГЛЯД академик Российской академии космонавтики Александр Железняков. – Разговоры о кризисе в отрасли и необходимости ее реформирования продолжаются уже два с половиной года. Остро был поставлен вопрос в прошлом году, когда проходили совещания у президента и у премьер-министра, говорили, что это вот-вот произойдет. Но, к сожалению, дотянули до того, что уперлись еще в одну аварию. Отступать уже некуда, нужно как можно скорее проводить реформу, чтобы отрасль могла нормально работать».
«Есть несколько путей реформирования, – продолжил он. – Один из вариантов – создание госкорпорации, которая объединит все и вся. Мне, честно говоря, этот вариант не очень нравится, потому что та же самая организация, которая является заказчиком, будет и исполнителем. Кроме того, деятельность такого акционерного общества менее прозрачна, чем деятельность того же самого правительственного агентства.
Второй вариант – создание вертикально интегрированных структур, которые будут заниматься теми или иными вопросами в космической отрасли. Это не идеальный вариант, но мне он больше импонирует. На чем остановится правительство, сейчас сказать сложно. Судя по заявлению Рогозина, это будет единое акционерное общество, но этот вопрос будет еще рассматриваться и президентом, и премьером, и тогда уже будет принято окончательное решение».