После инцидента на Матвеевском рынке, где местные торговцы избили полицейского Антона Кудряшова, участвовавшего в задержании злоумышленника, столичные власти приняли решение о сносе рынка.
Московские рынки – это ближайшие торговые точки для реализации продукции, но туда удается попасть тем, у кого налажены связи
Как рассказала представитель префектуры Западного округа Москвы Ольга Вельдина, такое решение было принято в рамках реализации программы о ликвидации открытых рынков.
Между тем эксперты не раз отмечали, что выходцы с Северного Кавказа в Москве преимущественно занимаются торговлей. На Матвеевском как раз и произошел конфликт с выходцами из Дагестана. При этом ситуация на столичных рынках давно уже вызывала нарекания. Несмотря на ликвидацию в последние годы самых крупных рынков (вроде Черкизовского), сотни продовольственных и вещевых рынков продолжают оставаться рассадниками национальной вражды в столице. При этом их деятельность носит во многом теневой и полукриминальный характер.
Председатель полицейского профсоюза Михаил Пашкин в интервью газете ВЗГЛЯД в качестве примера привел историю фермера Надежды Васильевны Барановой из Восточного округа столиц. «За нее вступился лично Титов, уполномоченный президента по защите прав предпринимателей – написал в московскую мэрию с просьбой выделить ей шесть мест для торговли ее собственной картошкой в столице. Департамент подтвердил, а когда она пришла к префекту округа, он ей заявил: а я не верю в то, что вы фермер. Дадим вам всего три места. А еще три ей выделили около каких-то заборов и гаражей, в доме, где никто не живет. Она спрашивает: я кому, привидениям свою картошку продавать буду? При этом те же азербайджанцы и дагестанцы торгуют в любом месте, и никто их не трогает», – посетовал Пашкин.
Напомним, 27 июля во время задержания подозреваемого в изнасиловании 15-летней девушки оперативник получил удар кастетом по голове и был госпитализирован с черепно-мозговой травмой. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа). В связи с этим нападавшим на стража порядка грозит пожизненный срок.
После избиения одного из своих сотрудников на Матвеевском рынке столичная полиция устроила «зачистку» столичных рынков. Глава МВД Владимир Колокольцев издал распоряжение, в котором отвел на розыск нападавших, служебное расследование и «декриминализацию» рынков двое суток.
По итогам профилактической операции в территориальные отделы московской полиции было доставлено более 530 выходцев из республик Средней Азии и 30 уроженцев Северо-Кавказского федерального округа.
Вячеслав Телегин считает, что рынки нужно отдавать под управление фермерским союзам (фото: er.ru) |
О том, с какими проблемами сталкиваются фермеры, чтобы попасть на московский рынок, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин.
ВЗГЛЯД: Вячеслав Владимирович, как бы вы оценили ситуацию на московских рынках для фермеров?
Вячеслав Телегин: В целом ситуация сложилась сложная. Московские рынки – это ближайшие торговые точки для реализации продукции, но туда удается попасть только тем, у кого хоть как-то налажены связи.
Еще в 2008–2009 годах наша Ассоциация предлагала, чтобы один рынок отдали нам как управляющей компании. Потом у людей из Мосрегионторга энтузиазм по этому вопросу пропал. Спросили у них, в чем дело, а они сказали откровенно: «Да мы не хотим, чтобы нас убили».
Не раз подавали заявку на участие в тендере торговые площадки. Но нам заявили, что все площадки заняты, а то место, которое нам предложили, нас не устроило.
ВЗГЛЯД: А с какими трудностями приходилось сталкиваться фермерам, которым все же удалось попасть на столичные торговые площадки?
В.Т.: Были единичные случаи выхода фермера на рынок. И даже представители АККОР как-то проходили по таким торговым точкам, и даже то, где написано «фермерская продукция», оказывалось обманом. Были случаи, когда приезжий фермер ставил свою цену выше той, что у него в регионе, но ниже местной рыночной. На него сразу же наезжали ребята кавказской национальности. Говорили: давай у тебя все купим, чтобы ты только здесь не появлялся.
ВЗГЛЯД: А «зачистка» рынков как-то изменит ситуацию?
В.Т.: Как она повлияет? Если власти сейчас жесткие меры примут, то продавцы начнут реализовывать серые схемы: устанавливать свои лотки на дорогах, улицах.
ВЗГЛЯД: Какие плюсы и минусы видите в реализации товара на организованных торговых площадях (ТЦ, муниципальные ярмарки) по сравнению с классическими «будочными» рынками?
В.Т.: Организованная торговля всегда будет лучше. Потому что и санитарные нормы соблюдаются, вольности такие, как сейчас, не допускаются, и самое главное есть с кого спросить. Что касается «Ярмарок выходного дня», то они также дают возможность контролировать ситуацию чиновникам, организаторам.
А на подобных Матвеевскому рынку зачастую даже сотрудников полиции не увидишь. Это сейчас их жареный петух клюнул, и они сразу кинулись порядок наводить.
ВЗГЛЯД: Каким образом можно решить фермерскую проблему на рынках?
В.Т.: Вообще властями ситуация оценивается неверно, фермеру некогда стоять на рынке и продавать. Он же производит продукцию в больших объемах, и ему нужна срочная реализация. Чтобы разрешить сложившуюся проблему, мы предлагаем создать именно рынок, которым бы управлял кооператив фермеров. Эти идеи уже начинают реализовываться в других российских регионах.