Часть исторических памятников на острове Русском в Приморском крае во время строительства объектов АТЭС были разрушены. Об этом заявил краевед, сотрудник Военно-исторического музея ТОФ, член Российского географического сообщества Олег Стратиевский.
Единственное, что мы знаем, что все наши просьбы не ушли в Москву, поэтому про проблему наверху никто и не узнал
«Например, построить мост с полуострова Шкота на остров Елены и уйти по нему вдоль моря. Эта идея тогда не получила положительного ответа, хотя теперь я слышу заявления о том, что этот мост все-таки построят. Если бы это было сделано раньше, ни одна крепость не пострадала бы. Все объекты можно расположить намного компактнее, просто это никого особо не интересовало», – рассказал Стратиевский PrimaMedia.
Краевед также отметил, что одна из развязок моста ведет в тупик, однако для ее строительства был уничтожен вал ручной работы периода Русско-японской войны.
Он сообщил, что эта линия обороны была создана в 1901–1904 годы, историки называют ее Южный рубеж. «Раньше за один сезон к нам на экскурсии приезжало около 10 тыс. школьников, которых мы водили по крепостям, рассказывали им об истории. Ведь намного интереснее, когда прошлое существует не только на словах, когда его можно посмотреть, потрогать. Теперь от всей истории остались лишь оторванные куски, которые невозможно собрать в единое целое. Такая же ситуация обстоит и с экологической точки зрения: бессмысленно вырубленные деревья и выдавливание морской воды из бухт в связи с работой очистных сооружений», – считает историк.
В сентябре прошлого года на Русском открылся саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В связи с этим на острове было развернуто крупное строительство.
Объекты, необходимые для проведения саммита, располагаются на Саперном полуострове. По проекту планировки на земельном участке площадью 2,8 тыс. гектаров предполагается построить крупный международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и Тихоокеанский научно-образовательный центр, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов РАН.
Постановлением правительства с 31 марта 2010 года на территории Русского острова создана туристско-рекреационная особая экономическая зона.
Олег Стратиевский не может равнодушно относиться к происходящему на острове Русском (Фото: vl.ru) |
В интервью газете ВЗГЛЯД Олег Стратиевский рассказал о ценности пострадавших памятников и о том, какие строительные компании нанесли ущерб.
ВЗГЛЯД: Олег Борисович, вы заявили, что стройка на Русском уничтожила исторические памятники периода Русско-японской войны. Насколько велики масштабы этих разрушений? Перечислите, какие основные объекты были утрачены?
Олег Стратиевский: Речь идет о земляной ограде Южного рубежа. Дело в том, что поселок Поспелово – один из старейших гарнизонов острова Русского, который зарождался еще в 1887 году. Чуть позже, буквально в 1892 году, на остров приходит первый пехотный батальон, затем разросшийся в полк. И вот с его приходом начинается задача по обустройству сухопутной обороны, строится целая линия обороны, мы ее называем «земляная ограда». Это вал ручной работы, рассчитанный на то, чтобы близлежащая местность прослеживалась.
Перед самим валом идут ряды колючей проволоки, «волчьи ямы» – ловушки для пехоты. Далее противопехотная траншея, очень глубокая, ее невозможно просто так перешагнуть. Кроме того, на одном из участков специально, как и в Порт-Артуре, использовалась проволока под высоким напряжением. И только потом начинается сам вал – обычные стрелковые, пулеметные траншеи. Весь этот участок занимает 2,5 километра.
Благодаря этому сохранившемуся историческому наследию школьникам можно было показать, что такое башня. Это ведь не только крепости и замки, как мы привыкли. Это совершенно другой этап крепостного строительства. Она предназначалась для борьбы с кораблями.
Теперь что касается разрушений. Замечу сразу, что все претензии только к ЗАО «Крокус Интернешнл», а не к строительной компании «СК Мост». У этих двух компаний были совершенно разные подходы к разрешению проблем. Еще при обсуждении плана развития Владивостока в 2008 году шли споры о том, что сделать, чтобы не затронуть памятники. И тогда руководство «СК Мост» прилетело на остров Русский и посмотрело на исторические сооружения на Восточной стороне. Изначально строители должны были вплотную подойти к батарее, но руководство решило сместить проект на 50 метров в другую сторону. И тогда на чертежах все очень удобно легло и не затронуло памятники.
Другое дело с «Крокус Интернешнл». Их строители через весь земляной вал пробивают огромную траншею якобы для дороги, но самое интересно, что дорога уперлась потом в электростанцию и никуда дальше не пошла, а весь вал стал огромной дырой, через которую пройти невозможно. На втором участке вала, непосредственно возле форта Поспелова, выгребли в пределах 300 метров грунт с единственной целью – получить камень. У них была возможность все это восстановить, но они этого не сделали. Они разрушили форт Аякс.
ВЗГЛЯД: Учитывая размах строительства, какое велось перед саммитом АТЭС, можно ли было вообще обойтись без этих разрушений и негативных явлений? Или хотя бы минимизировать утраты?
О.С.: Все это можно было делать и деликатнее. Понятное дело, что остров Русский – это в основном лес. Но деревья там не вырубались, а варварски ломались и выдирались с корнем. По обе стороны от дороги до 100 метров выдраны деревья.
Только пять портов смогли обиходить, очистить. Пока невозможно взять под охрану все эти сооружения.
ВЗГЛЯД: Почему ответственные лица позволили уничтожить исторические памятники? Безалаберность, экономия, что-то еще?
О.С.: Сложно сказать. Самое простое – это безнаказанность. Потому что в строительстве были задействованы высокие фигуры, было мало времени, жесткие рамки не позволяли церемониться.
ВЗГЛЯД: Как обстоят дела с туристической активностью на острове? После утраты памятников количество туристов сильно сократилось?
О.С.: Даже несмотря на разрушения, количество туристов возросло многократно. Прежде всего, потому что стал интересен Владивосток, остров Русский.
ВЗГЛЯД: Как оценивается ситуация с утратой памятников другими историками, краеведами, представителями местных властей? Собираются ли они предпринять какие-то дополнительные меры по сохранению наследия?
О.С.: Это исключительно мое мнение. Говорю о нем там, где можно.
ВЗГЛЯД: Вы пробовали куда-то жаловаться на действия строителей? Ваша оценка ситуации известна общественности?
О.С.: Конечно, все об этом скандале уже знали и знают. Несколько репортажей было на местном телевидении. Единственное, что мы знаем, что все наши просьбы не ушли в Москву, поэтому про проблему наверху никто и не узнал.
ВЗГЛЯД: Такая ситуация в Приморье связана только с объектами АТЭС? Или и другие памятники в крае разрушаются?
О.С.: Про все Приморье не могу сказать, но при строительстве было не только разрушение, но и облагораживание памятников. То, что ущерб был, это точно, но сколько и каких памятников пострадало, сведений нет.