Первый в этом году Единый госэкзамен – по русскому языку – начался со скандала. В ночь на понедельник в социальных сетях появились страницы, на которых были опубликованы заполненные бланки экзаменационных листов. Материалы стали доступны в Сети вскоре после того, как ЕГЭ сдали жители Дальнего Востока.
Это медленная кропотливая работа – приучение к послушанию закону
Представитель управления образования и науки Приморского края Екатерина Щегленко заявила РИА «Новости», что все случаи публикации ответов на экзаменационные вопросы отслеживаются и передаются в Государственную экзаменационную комиссию (ГЭК). «Работа такая ведется, все случаи отслеживаются, а результаты передаются в ГЭК. Если подтверждается, что это действительно текущие ответы, обычно за час или два удается установить личность нарушителя, после чего комиссия принимает решение вплоть до аннулирования результатов ЕГЭ без права пересдачи», – сообщила она.
Ситуацию прокомментировал даже глава правительства Дмитрий Медведев. На совещании с вице-премьерами он подчеркнул, что «специалисты различных структур и исполнительных органов проверяют информацию».
«В общем, это достаточные основания для того, чтобы комиссия принимала решение об аннуляции результатов ЕГЭ для лиц, которые соответствующей работой занимаются, потому что это не помощь, а вред. Об этом нужно всем помнить, в том числе тем, кто организует проведение ЕГЭ на местах», – заявил премьер.
«Иногда думаешь о том, что жаль, что у нас в стране не один часовой пояс, как в некоторых крупных наших соседних странах, потому что на Дальнем Востоке сдали (ЕГЭ), и все, естественно, выбросили в Сеть, а после этого начинается списывание», – посетовал Медведев.
Между тем пресс-секретарь социальной сети «Вконтакте» Георгий Лобушкин заявил, что администрация ресурса будет блокировать группы, в которых публикуются ответы на тесты ЕГЭ. «Мы на протяжении всех экзаменов в рамках ЕГЭ будем блокировать такие группы», – сказал он. Лобушкин добавил, что мониторинг соответствующих сообщений в интернете ведет Рособрнадзор, а социальная сеть «оперативно реагирует».
По его словам, ведомство присылало администрации «ВКонтакте» ссылки на сообщества, участники которых обещали поделиться правильными ответами на тесты ЕГЭ по русскому языку, за несколько часов до начала экзамена на Дальнем Востоке. Пресс-секретарь напомнил, что на период проведения ЕГЭ по русскому языку в понедельник соцсеть заблокировала в этой связи 72 сообщества, объединивших около 1,6 миллиона пользователей.
В Рособрнадзоре заявили, что технические возможности позволяют персонально выявлять тех, кто выкладывает материалы в интернет во время ЕГЭ. «Несоблюдение правил может иметь серьезные правовые последствия», – предупредили в ведомстве.
По словам представителя Рособрнадзора, специалисты группы мониторинга, которая работает не первый год во время ЕГЭ, обращают внимание, что и на этот раз, несмотря на все призывы не использовать во время экзамена мобильные телефоны, через некоторое время после начала экзамена на Дальнем Востоке были зафиксированы единичные случаи появления материалов ЕГЭ, впоследствии многократно перепечатанных. Это говорит о несоблюдении со стороны организаторов и участников правил и процедур ЕГЭ.
«Тема размещения заданий контрольных измерительных материалов (КИМ) в интернете всякий раз возникает в период проведения ЕГЭ. Это во многом связано с такими факторами, как опережающее развитие информационных технологий, недоработки организационного плана в части полномочий субъектов РФ, а также правовой нигилизм отдельных организаторов и участников ЕГЭ», – отметили в Рособрнадзоре.
По мнению главного редактора журнала «Директор школы» Константина Ушакова, решать проблемы с нарушениями при сдаче ЕГЭ придется в течение длительного времени.
«Создатели ЕГЭ очень старались обезопасить процедуру, но против любой защиты существует контрдействие, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Необходимо очень длительное сильное давление, наказания. Мы сталкиваемся с этим уже не в первый год, и здесь не может быть быстрого решения. Да, нужно наказывать, нужно искать утечки. Это медленная кропотливая работа – приучение к послушанию закону».
«Процедура совершенствуется, – добавил он. – Принципиальный момент, который мог бы ослабить давление на ЕГЭ, – если бы экзамен перестал быть критерием оценки качества работы школы. Он совершенно не для этого создавался. Средний балл по ЕГЭ по региону является одним из критериев оценки деятельности губернатора, поэтому еще и здесь идет сильное давление. Если бы этот параметр ушел, какая-то часть проблем была бы снята».
Председатель Российского студенческого союза Артем Хромов обращает внимание, что в связи с появлением экзаменационных решений в Сети вопросы следует адресовать не только тем, кто сдает экзамен.
«У меня вызывает внутренний протест то, что у нас в первую очередь обвиняют абитуриентов с Дальнего Востока, которые выложили эти материалы в Сеть, – заявил Хромов газете ВЗГЛЯД. – Необходимо прямо сказать, что виноваты и поступающие в высшие учебные заведения, которые выкладывают ответы в публичное пространство, но и чиновники, которые распространяют контрольно-измерительные материалы за несколько дней до начала экзамена».
«Эти документы находятся в распоряжении многих людей – за 5–20 тысяч. Материалы, которые были переданы неизвестными лицами нам, полностью совпали с итоговыми материалами. Это говорит, что у нас коррупция идет в первую очередь не от абитуриентов, которые выкладывают эти материалы, – не вызывает сомнения, что с ними надо бороться, их надо наказывать, – но от того, что у нас не первый год уже повторяется история с продажей контрольно-измерительных материалов, которые абитуриенты просто покупают. И многие из людей, которые их продают, в последний момент выкладывают их в Сеть, чтобы увеличить количество клиентуры по следующим экзаменам. Все проистекает от этого», – добавил он.
Сам ЕГЭ – системная проблема, скажу больше: системная ошибка
«Необходимо вести жесткую борьбу с коррупцией – не только аннулировать результаты экзаменов тех, кто делает ответы гласными, поступая нечестно по отношению к своим сверстникам, которые действительно учились и долго готовились, но и по отношению к тем чиновникам, которые, видимо, зарабатывают на этом.
Проблема заключается в том, что у нас региональные органы власти отчитываются за результаты ЕГЭ, это определенный критерий эффективности их деятельности. И нет ничего удивительного, что чиновники пытаются повысить результаты, распространяя эту информацию за деньги или бесплатно. Необходимо изменять эту процедуру: не надо, чтобы у нас губернаторы несли ответственность за то, как пишут их школьники», – заключил председатель РСС.
Зампредседателя думского комитета по образованию Олег Смолин уверен, что полностью избавиться от скандалов, связанных с ЕГЭ, невозможно в нынешней ситуации. «На мой взгляд, сам ЕГЭ – системная проблема, скажу больше: системная ошибка, – сказал депутат газете ВЗГЛЯД. – Поэтому вся ситуация развивается по известному принципу «хвост вытащили – грива увязнет». ЕГЭ в штатном режиме проходит уже несколько лет, и, тем не менее, скандалы не прекращаются».
«Мне кажется, что требовать чуть ли не того, чтобы все начинали ЕГЭ в одно время вне зависимости от часовых поясов, – это уже еще один явный перебор. Так же, как не дали большого эффекта ни «глушилки», ни наблюдатели, ни наблюдатели над наблюдателями, ни строгие меры по неучитыванию результатов ЕГЭ, если человек нарушил какие-то правила. Мне кажется, надо искать другие пути. Один из ключевых путей, который мы много раз предлагали, – перевод Единого госэкзамена в добровольный режим. Если человек, скажем, по гуманитарным предметам выберет устный экзамен, и будет отвечать нескольким преподавателям, и будет иметь возможность показать все, на что он способен, с одной стороны, как говорил Петр I, дурь каждого будет видна, а с другой стороны, и ум тоже. Здесь уже ничего не спишешь. По опросам социологов, порядка 10% в ситуации выбора предпочли бы ЕГЭ, а порядка 50% выбрали бы традиционный экзамен, остальные на момент опроса еще не определились.
Это самый мягкий вариант, который может нам помочь решить проблему. А так мы в соответствии с логикой системной ошибки чем больше пытаемся усовершенствовать ЕГЭ, тем больше выявляем новые проблемы. Мне кажется, уже все перепробовали: строгие наказания, «глушилки» на пунктах приема ЕГЭ, жесточайшее наблюдение – детей водят чуть ли не в туалет сопровождающие, общественные наблюдатели на этом процессе, наблюдатели над наблюдателями – Рособрнадзор, и, тем не менее, скандалы происходят», – отметил Смолин.
«Задача должна быть поставлена по-другому: не загонять ребенка в угол с проверками и «глушилками», а дать возможность каждому выбрать ту версию экзамена, на которой он с большей полнотой может показать свои способности. Когда количество сдающих ЕГЭ окажется значительно меньше, может оказаться так, что списывать будет особенно не у кого. Объем коррупции уменьшится. Есть только одна причина, почему мы не требуем полной отмены ЕГЭ: действительно, он повысил количество детей из провинции, поступающих в Москву и Питер. Правда, это тоже палка о двух концах, потому что они не возвращаются потом на родину, и получается, что обескровливаются научные школы в сибирских центрах типа Новосибирска или Томска.
По математике ЕГЭ в наибольшей степени приближен к классическому экзамену. Проблемы со списыванием и выкладыванием в интернет довольно большие. В принципе, технологии позволяют по математике каждому давать чуть ли не индивидуализированный набор заданий. Кстати, я не исключаю, что часть ответов, которые появились в интернете, в особенности за деньги, – это ответы липовые, мошенничество», – заключил парламентарий.