Во вторник заместитель министра обороны Юрий Борисов опроверг появившиеся ранее сообщения о том, что Рособоронпоставка станет осуществлять контроль за ценами на продукцию ВПК.
Cейчас уже апрель, а некоторым предприятиям деньги до сих пор не пошли
«Что касается Рособоронпоставки, я хотел бы внести в этот вопрос ясность – она занимается функцией реализации контрактации на самом последнем этапе, по сути дела, конкурсными процедурами. Всю исходную информацию, в том числе для контрактации, готовят департаменты вооружений и департамент Гособоронзаказа, и другие заказывающие управления – в том числе они занимаются и вопросами ценообразования», – приводит РИА «Новости» слова Борисова.
У Рособоронпоставки нет механизмов для военно-технического и военно-научного сопровождения контрактов, подчеркнул он. Также она не обладает возможностями для контроля реализации Гособоронзаказа – этими функциями наделены военные представительства.
«Минобороны не должно в одиночку заниматься проблемами ценообразования. Отмечу, что 95% всех конфликтных ситуаций связано с наукоемкими контрактами длительного цикла. Поэтому мы хотели бы, чтобы не только военное ведомство, но и промышленность, а также органы финансово-экономического блока занимались предельными и максимальными ценами на наукоемкую продукцию с длительными циклами», – добавил Борисов.
Ранее в СМИ появились сообщения о том, что Минэкономразвития, Минпромторг, Федеральная служба по тарифам (ФСТ), Роскосмос и госкорпорация «Росатом» выступили с предложением передать функции по контролю за ценами Рособоронпоставке.
Рособоронпоставка размещает госзаказы, а также заключает, оплачивает, контролирует и ведет учет выполнения госконтрактов по оборонному заказу.
По мнению руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, такие сообщения могут свидетельствовать о том, что, «видимо, с оборонзаказа потихоньку денежки уже уходят совершенно на другие цели». «Во-вторых, по вопросу, кто будет контролировать оборонпоставки, видимо, есть какие-то разногласия у Рогозина и Шойгу, хотя, когда Шойгу назначали, я считаю, у них было внутреннее согласие на этот счет», – сказал Цыганок, напомнив, что Юрий Борисов пришел на должность замминистра с поста зампредседателя Военно-промышленной комиссии, возглавляемой Рогозиным.
«Нынешняя ситуация для меня выглядит странной. Думаю, Рогозин и Шойгу найдут какой-то компромисс. Если компромисса нет, это говорит о том, что оборонпоставки опять не будут выполняться», – сказал он.
По его мнению, контроль над ценами нельзя доверять Министерству обороны. «Действительно, когда оборонщик диктует свои цены, Минобороны хочет их сократить. Рогозин предлагал вариант: как только определяется бюджет, то все денежные средства должны пойти предприятиям с 1 января: это оплата работы и т. д. К сожалению, сейчас уже апрель, а я знаю, что некоторым предприятиям деньги до сих пор не пошли», – отметил Цыганок.
Как неоднократно писала газета ВЗГЛЯД, в последние годы Гособоронзаказ раз за разом оказывался не выполнен, что в 2011 году даже привело к крупному скандалу, когда тогдашний президент Дмитрий Медведев потребовал найти и наказать виновных за срыв ГОЗ-2010. Ряд руководящих кадров в Минобороны и на предприятиях ВПК были уволены, однако тогда же возникли проблемы уже и с заключением контрактов 2011 года. Президент и премьер требовали закрыть все бреши, устанавливали сроки, однако полностью Гособоронзаказ так и не был выполнен.
Главным камнем преткновения называлось несогласие по вопросам цены между военным ведомством и промышленностью. Чтобы решить этот вопрос, руководство Минобороны предложило перейти на контракты полного жизненного цикла. В конце января Сергей Шойгу озвучил эту инициативу президенту Владимиру Путину. «Связано это в первую очередь с тем, что мы бы хотели перейти на, во-первых, сквозные контракты – на контракты жизненного цикла: от изготовления до утилизации», – сказал министр. «И вторая часть – пожалуй, она основная – это мы хотим передать капитальные и средние ремонты на предприятия-изготовители, выведя их в том числе из подразделений Министерства обороны. Тем самым, естественно, освобождая численность дополнительно», – добавил он. Самое главное то, что технику должен ремонтировать тот, кто ее изготовляет, подчеркнул министр.
Позднее на селекторном совещании в Центральном командном пункте Генштаба Шойгу уточнил, что реализация этой идеи позволит «минимизировать риски некачественного и несвоевременного выполнения запланированных заданий ГОЗ, повысить техготовность парка вооружения, военной и специальной техники к выполнению задач по предназначению».
«Очевидно, проблемы связаны с тем, что ценовые параметры остаются одним из неурегулированных вопросов, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Все остальные принципиальные вопросы разрешены. Вопрос цены – главная проблема во взаимоотношениях военных с промышленностью. Но, тем не менее, прогресс налицо, поэтому думаю, что эта задержка с заключением не будет являться критической, особенно учитывая переход на трех- и пятилетние контракты».
«Ситуация, безусловно, меняется, но подчеркну еще раз, что прозрачность с ценообразованием должна быть абсолютно однозначной. Мы не можем давать возможность пилить бюджет. Должна быть нормальная рентабельность, которая была, кстати говоря, согласована с Путиным, – сверхприбылей здесь быть не должно. И в то же время предприятия не должны работать себе в убыток. Согласование ценовых вопросов – один из факторов, которые влияют на ситуацию с точки зрения затягивания сроков», – резюмировал эксперт.