Главной героиней бедной на громкие события пятницы стала, разумеется, жительница Тулы Наталья Сарганова, мать тридцати семи детей, тридцать пять из которых – приемные.
В 1990-м семья, в которой к тому времени было уже семеро детей, вернулась в Тулу
Сарганова выступила на конференции Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону с коротким рассказом о том, как не смогла сдать 50 тысяч рублей на дорогу, которую почему-то строят вскладчину соседи (а не местная администрация). Кроме того, женщина попросила государство оказывать многодетным родителям поддержку – и деньгами, и жильем, а также отдельно отметила, что чувствует себя «счастливой матерью».
«Это настоящий герой труда», – выступил с места депутат Госдумы Валерий Трапезников, предлагавший ранее вернуть это звание. Уже к вечеру соответствующий указ был подписан Владимиром Путиным, и очень велика вероятность того, что именно Наталья Сарганова станет первым уже российским, а не советским Героем труда.
Былое и дети
Биография многодетной матери вполне обычна.
Наталья Сарганова родилась в Туле 5 мая 1959 года, а в 1975-м закончила городское профессионально-техническое училище № 37 по специальности киномеханика. После чего сразу же пошла работать по специальности в Тульском дворце культуры комбайностроителей.
Работа помощником киномеханика прервалась из-за дополнительного образования: Сарганова заканчивает Советский кинотехникум в Калининграде и в 1978-м выходит замуж. Через год у семьи, которая переезжает в Сыктывкар, рождается первенец.
Сама Сарганова в одном из интервью признавалась, что не планировала становиться многодетной матерью, но в 1983-м на пороге дома она нашла подкидыша.
#{smallinfographicleft=415988}«Милиционеры заполнили акт и попросили нас самостоятельно отнести малышку в роддом. Когда они ушли, мы с мужем посоветовались и решили усыновить кроху», – так все и началось.
Через полгода Наталья взяла на воспитание одного из учеников профтехучилища, в котором она тогда преподавала: вместе с ним у Саргановых оказались его сестра и младший брат, а в 1990-м семья, в которой к тому времени было уже семеро детей, вернулась в Тулу.
Еще одна история усыновления – найденный в гараже мальчик-беглец, еще одна – благодаря рассказам приемных детей: «Тем временем мои дети ездили на отдых, делились подробностями своей жизни со сверстниками. Как-то, после знакомства с одним из них, мне стала писать письма воспитанница детского дома. И через два года переписки она попросила взять ее к себе. Мне пришлось отказать, и тогда девочка написала: «Можно я буду хотя бы называть вас мамой?» Я не выдержала и забрала ее к себе», – описывает этот случай Наталья.
К 1999 году Саргановы достраивают дом (помогают, как пишут тульские СМИ, «всем миром»), и семья становится официальным семейным детским домом. Помощь идет отовсюду: местная администрация, неравнодушные жители Тулы, узнавшие о Наталье из региональных СМИ, областные власти и, наконец, Владимир Путин, который в 2011-м дарит Саргановой, уже оставшейся без умершего от тяжелой болезни мужа, но рук не опустившей, два микроавтобуса.
Выросшие дети Натальи Саргановой и сами становятся приемными родителями: так, Татьяна Жучкова с мужем Валерием воспитывают троих детей из приюта.
Второй блин
Показательна в случае с этой многодетной семьей даже не щедрость человеческой души, а тот факт, что еще несколько лет назад блогеры не обратили на историю семьи Саргановых особенного внимания.
Случилось это в ноябре 2011 года, после того, как многодетная мать была приглашена на торжественный концерт, который посетил и Владимир Путин. Тогда эта новость, как и история Саргановой, ставшая достоянием федеральных СМИ, мало кого взволновала. Даже после награждения орденом орденом Святой великомученицы Екатерины за большие заслуги в укреплении семейных традиций, активную гражданскую позицию и милосердие – несколько перепостов в блогах, несколько статей в интернет-изданиях.
Прорвало же плотину только сейчас, а резонанса ситуации придал почти сразу же удаленный комментарий корреспондента «Газеты.ру» Екатерины Винокуровой, которая, услышав выступление Саргановой на съезде ОНФ, написала в своем блоге: «Выступает какая-то идиотка с 36 приемными детьми (что само по себе уродство), рыдает перед ВВП, что у нее денег мало. Ну, не усыновляла бы».
Реакция на это откровение была молниеносной, и либералам тут же припомнили их не слишком хорошо скрываемое презрение ко всем, у кого нет нового айфона.Винокурова, в свою очередь, неловко попыталась извиниться, написав: «Мне не нравится, когда директор детского дома льет материнские слезы, это искажает», но было уже поздно. Полемика в Сети вошла в острую стадию, и здесь-то общественность и вспомнила о том, что Сарганова стала приемной матерью значительно раньше, чем директором ей же созданного детского дома.
Герои и негерои
В этом контексте возвращение звания Героя труда выглядит уже совсем иначе, чем еще пару лет назад: консервативный тренд, который медленно формировался в последние несколько лет, стал политическим и общественным мейнстримом.
Символом утверждения новых правил игры и стало второе медийное рождение Натальи Саргановой.