Во вторник стало известно, что Лоре и Алану Шатто, приемным родителям братьев Кузьминых, не будет предъявлено обвинение в гибели Максима. Согласно результатам проведенной экспертизы, смерть мальчика наступила не в результате насилия.
Данная позиция прокурора Техаса противоречит первичным данным, представленным шерифом, соцслужбой, заявлению приемного отца, заключению врачей
«Присяжные постановили, что оснований для предъявления каких-либо обвинений Алану и Лоре Шатто недостаточно», – заявил прокурор техасского округа Эктор Бобби Блэнд, передает ИТАР-ТАСС.
Следствие ранее не исключало, что приемным родителям могут быть предъявлены обвинения по статье о ненадлежащем исполнении обязанностей.
Максим Кузьмин, получивший при усыновлении имя Макс Алан, и его двухлетний брат Кирилл (Кристофер Элвин) были усыновлены супругами Шатто в конце 2012 года из Псковского областного дома ребенка, расположенного в городе Печоры.
В начале 2013 года Максим умер. На его теле были обнаружены несколько синяков. Но четверо врачей, изучавших результаты вскрытия, заявили, что смерть ребенка произошла в результате несчастного случая.
По сведениям полиции Техаса, мальчик причинил себе смертельную травму без посторонней помощи. В соответствии с официальной версией на основании заключения патологоанатомической экспертизы, причиной смерти Максима стал разрыв брыжейки тонкой кишки. Как заявил шериф округа Эктор Марк Доналдсон, ребенок погиб в результате несчастного случая. В организме мальчика не найдены следы медицинских препаратов, о которых ранее заявлял уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов, сообщает Associated Press.
«Этот ребенок не убивал себя. Он нанес себе травму», – заявил Блэнд. Он предположил, что Максим мог получить повреждения, ударившись обо что-то на детской площадке. По словам прокурора, получению ребенком травмы мог способствовать тот факт, что он имел вес ниже нормы.
Отметим, что техасское Большое жюри состоит из 12 основных присяжных и обычно двух запасных, поскольку этот орган часто заседает неделями и месяцами. Для принятия решения нужно девять голосов. Большое жюри, в отличие от Малого, решает вопрос не о вине подсудимого, а о том, достаточна ли доказательная база обвинения, чтобы привлечь его к суду.
Прокурор техасского округа Эктор Бобби Блэнд отказался сообщить, о каких конкретно обвинениях шла речь на этот раз.
Отметим, что техасские органы охраны детства ведут свое собственное расследование на предмет того, подвергался ли Макс дурному обращению и не страдал ли от халатности родителей. Если это следствие выявит какие-то нарушения, дело еще может быть снова представлено в Большое жюри. Но прокурор округа Техас заметил, что это маловероятно.
Объектом расследования явилось и техасское агентство по усыновлению, услугами которого пользовались супруги Шатто. Власти заключили, что и в его деятельности не было нарушений.
Впрочем, Блэнд заметил, что, несмотря на обнародование результатов вскрытия, он не надеется переубедить тех, кто подозревает, что местные власти «замяли дело».
«Когда ребенок умирает так рано и так трагически, – сказал он, – желание найти виноватых вполне естественно. Однако в этом случае нет никаких доказательств, что кого-то следует привлечь к уголовной ответственности», – цитирует Блэнда ВВС.
Уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов уже выступил с резкой критикой действий техасских властей: «МИД, Генеральная прокуратура, Следственный комитет России и уполномоченный не получили никаких официальных документов о гибели Максима Кузьмина. Прекращение преследования приемных родителей Шатто со стороны прокурора штата Техас означает отказ от всех первоначальных подозрений», – написал детский омбудсмен в своем микроблоге в Twitter.
«Данная позиция прокурора Техаса противоречит первичным данным, представленным шерифом, соцслужбой, заявлению приемного отца, заключению врачей. Оставление приемной матерью трехлетнего М. Кузьмина и двухлетнего К. Кузьмина без надзора, что повлекло гибель ребенка, – грубое нарушение законов США», – посетовал уполномоченный.
Он пообещал, что эти и другие вопросы взаимодействия между официальными органами власти России и США станут предметом встречи уполномоченного и посла США Майкла Макфола.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, усыновленный в России Максим Кузьмин скончался 21 января в штате Техас, о его смерти стало известно 18 февраля. Власти штата обнародовали 1 марта первую официальную версию причины смерти мальчика, согласно которой он погиб в результате несчастного случая, а ставшую смертельной травму, предположительно, нанес себе сам.
В приемной семье остается брат погибшего мальчика двухлетний Кирилл, однако его контакты с матерью ограничены на время расследования.
После сообщения о смерти ребенка биологическая мать Максима и Кирилла Кузьминых направила Астахову заявление, в котором объяснила, что прекратила вести асоциальный образ жизни и хочет восстановиться в родительских правах в отношении оставшегося в живых сына.
8 марта представители американского Госдепа заявили, что не могут получить от властей штата Техас документы о гибели Кузьмина.
Следствие при этом не исключает, что приемным родителям Лоре и Алану Шатто еще могут быть предъявлены обвинения, но по статье о ненадлежащем исполнении своих обязанностей.
Уполномоченный при президенте России Павел Астахов заявил после оглашения результатов экспертизы, что Максим Кузьмин стал «жертвой большой политики». «Максим Кузьмин убил себя сам... Обещанная через восемь недель экспертиза не понадобилась... Правосудие торжествует? МИД, Генпрокуратура, Следственный комитет должны затребовать все материалы о гибели Максима Кузьмина в рамках международного сотрудничества», – написал Астахов в своем микроблоге в Twitter.
Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов заявил, что в Москве с озабоченностью ознакомились с сообщениями о том, что, в соответствии с обнародованной официальной версией, причиной смерти Максима Кузьмина стал «случайный разрыв брыжейки тонкой кишки».
Следственный комитет России в свою очередь запросил в США материалы расследования смерти усыновленного американцами Максима Кузьмина. Официальный представитель СК Владимир Маркин заявил, что ведомство намерено установить истинные причины смерти мальчика.