Министр обороны Сергей Шойгу заявил в понедельник, что Россия располагает всем необходимым для создания и обеспечения функционирования оперативного соединения Военно-морского флота в Средиземном море на постоянной основе.
Это важнейший шаг, который демонстрирует решимость России вернуть свое влияние в этом регионе
«Принято решение о формировании управления оперативного соединения ВМФ в Средиземноморской зоне, где силы флота будут находиться на постоянной основе», – сказал глава военного ведомства на расширенном заседании руководящего состава Вооруженных сил.
«Считаю, что у нас есть все возможности для создания и обеспечения функционирования такого соединения. Безусловно, это свидетельствует о положительной динамике развития ВМФ», – подчеркнул Шойгу.
Он отметил, что «России нужен такой Военно-морской флот, который мог бы эффективно действовать в различных районах Мирового океана». Проведенные в январе текущего года учения в акваториях Черного и Средиземного морей показали, что в целом межфлотская группировка способна выполнять поставленные задачи в дальней морской зоне.
В то же время, заявил Сергей Шойгу, «общее состояние дел на флоте нельзя назвать удовлетворительным». «В первую очередь, – пояснил министр обороны, – это связано с тем, что в течение длительного времени на флот не поступали новые корабли и суда, не соблюдались сроки выполнения технического обслуживания».
«В результате большую часть корабельного состава приходится эксплуатировать с продленными межремонтными периодами, многие корабли и суда имеют ограничения по использованию вооружения и военной техники», – констатировал Шойгу.
Позднее главком ВМФ адмирал Виктор Чирков сообщил, что на флоте уже приступили к формированию оперативного соединения, которое будет действовать на постоянной основе в Средиземном море для защиты национальных интересов России.
«Министр обороны поставил нам задачу по формированию оперативного соединения ВМФ для действий на постоянной основе в Средиземном море. Мы к этой работе приступили, такая работа ведется, мы ею давно занимаемся», – сказал Чирков после селекторного совещания, которое состоялось в ситуационном центре Минобороны.
По словам главкома ВМФ, в настоящее время Главкомат ВМФ анализирует проблемы создания такого соединения.
«Для управления оперативным соединением будут подготовлены кадры, которые в дальнейшем будут направлены в Средиземное море», – сказал адмирал Чирков, слова которого приводит РИА «Новости».
Источник ИТАР-ТАСС в российском военном ведомстве сообщил, что оперативное соединение, о котором идет речь, будет комплектоваться в основном боевыми кораблями Северного флота. «В Средиземноморской оперативной группировке ВМФ России численность кораблей Северного флота будет составлять 60–70%. Остальные корабли будут привлекаться с Черноморского флота. Со временем в соединение, возможно, будут включены и корабли Тихоокеанского флота, но пока их участие не рассматривается», – сказал он.
Источник подчеркнул, что такое решение принято в связи с тем, что Северный флот сейчас имеет в ВМФ РФ «наиболее многочисленный и современный корабельный состав».
По его словам, штаб группировки будет располагаться в здании Главкомата ВМФ в Санкт-Петербурге, оттуда будет осуществляться управление. Со временем штаб соединения переведут в ведение одного из флотов. При формировании оперативной группировки каждый раз будет назначаться новый флагманский корабль, на котором будет находиться оперативная группа из штаба соединения.
«Если поставить эту задачу в качестве приоритетной, то, наверное, за счет снятия ресурсов с каких-то других участков это возможно, – считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. – Но в целом решение этой задачи потребует значительного напряжения всех имеющихся сил.
Если для развития подводного флота что-то делалось и были осуществлены большие инвестиции, то с надводным флотом дела обстоят не так хорошо. Надводные корабли у нас в основной массе постройки 80-х годов. В последние годы произошла резкая активизация их деятельности, и сейчас они выбивают остатки ресурса».
«Если такая политическая задача поставлена, в какой-то форме, наверное, можно обеспечить присутствие, но из этого следует, что России придется ускорить свои программы в сфере надводного кораблестроения, потому что сейчас это наше узкое место», – отметил он.
При этом постоянное присутствие российского флота в Средиземном море он назвал целесообразным. «Во-первых, этими кораблями частично обеспечивается доставка в Сирию военных грузов. За счет присутствия кораблей мы гарантируем транспортное сообщение с той страной, с которой мы хотим», – сказал Кашин.
«Общая тенденция такова, что мы все больше инвестируем за рубеж, все больше присутствуем в других странах, и наши партнеры – в основном довольно нестабильные развивающиеся страны. Задачи типа массовой эвакуации российских граждан, или прикрытия вывоза посольства и представительств, или просто демонстрации нашей поддержки с целью снизить вероятность военного вмешательство со стороны Запада будут периодически возникать. И тут как раз пригодятся многократно критиковавшиеся французские «Мистрали». В той же Сирии, например, мы имеем несколько десятков тысяч человек, которые имеют право претендовать на эвакуацию в Россию.#{weapon}
Конфигурация наших взаимоотношений со многими развивающимися странами изменилась так, что может быть необходим такой инструмент – относительно небольшое, но действенное военно-морское соединение, способное к длительному пребыванию в отдаленном районе Мирового океана», – заключил эксперт.
«Это важнейший шаг, который демонстрирует решимость России вернуть свое влияние в этом регионе, потерянное после развала Советского Союза, – сказал газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. – Кроме того, это соединение, несмотря на свою слабость – поскольку его боевой численный состав не позволяет решать сколько-нибудь значимые даже тактические задачи, – тем не менее может оказать содействие вооруженными силами при решении задач по защите интересов отдельных российских граждан и групп граждан. Например, обеспечить эвакуацию российских граждан из Сирии, обеспечить защиту интересов российских корпораций. В дальнейшем, по мере наращивания корабельного состава этого соединения, оно способно составить конкуренцию флотам таких стран, как Израиль, Турция, а при дальнейшем усилении – даже 6-му флоту США, как это было во времена Советского Союза».
С 1967-го по 1992 год в Средиземном море действовала 5-я Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ, насчитывающая в разные времена от 30 до 50 кораблей и судов. Она была создана для решения боевых задач на Средиземноморском театре военных действий в период холодной войны, в первую очередь против 6-го флота ВМС США.
Напомним, 30 января завершились крупнейшие за последнее десятилетие учения межфлотской группировки ВМФ России в Средиземном море с участием кораблей Балтийского, Северного и Черноморского флотов.
Позднее в Минобороны сообщили, что по итогам маневров принято решение о том, что российские военные корабли должны продолжить нести боевую службу в Средиземном море, и направили туда большие десантные корабли «Калининград», «Шабалин», «Саратов» и «Азов».
В конце февраля Сергей Шойгу заявил о необходимости создания управления оперативного соединения Военно-морского флота для защиты интересов России в Средиземном море. «Для защиты национальных интересов России в Средиземноморской зоне и обеспечения постоянного присутствия в ней сил флота необходимо создать управление оперативного соединения Военно-морского флота», – заявил министр.
Источник ИТАР-ТАСС в Генштабе сообщил, что с 2015 года ВМФ России возобновит свое постоянное присутствие в Средиземном море. «Новое оперативное соединение будет на постоянной основе решать плановые и внезапно возникающие боевые задачи на Средиземноморском театре военных действий, в частности парировать угрозы с этого направления для национальной и военной безопасности России», – сказал он. Источник, однако, отметил, что, прежде чем соединение будет сформировано, потребуется два–три года на обновление корабельного состава Черноморского флота, чему, по его словам, до сих пор препятствует Украина. За это время также планируется создать систему материально-технического обеспечения.
Источник РИА «Новости» в Генштабе предположил, что в Средиземное море могут отправить вертолетоносцы «Мистраль». «Гипотетически можно рассматривать такие корабли в качестве штабных для данного оперативного соединения. Однако пока нет самих кораблей, кроме того, необходима соответствующая инфраструктура для их базирования на юге», – сказал представитель Генштаба. По его мнению, оперативное соединение кораблей и судов Военно-морского флота РФ в Средиземном море может насчитывать до 10 единиц, подчиняться оно должно командующему Черноморским флотом (ЧФ).
«На Черноморском флоте необходимо создать пункт управления или направления, курирующий группировку в Средиземном море, который должен замыкаться на командующего ЧФ. Группировка кораблей может насчитывать до 10 единиц с учетом судов обеспечения», – сказал источник. Кроме того, отметил он, непосредственно в море должен находиться штабной корабль, на котором должны быть офицеры походного штаба соединения, передает РИА «Новости».
В начале марта в СМИ появился комментарий бывшего командующего Черноморским флотом Виктора Кравченко, который скептически оценивал решение руководства военного ведомства. По его мнению, для постоянного присутствия в Средиземном море у российского флота не хватает боеготовых кораблей и надежного пункта материально-технического обеспечения.