Миллионы вместо миллиардов
Только сравните: три человека следят за сотней заключенных или один. Конечно, это существенная разница
Глава Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Геннадий Корниенко на коллегии ведомства в четверг рассказал об итогах работы в 2012 году. В частности, он отметил, что в системе было найдено нарушений более чем на 10 млрд рублей
«В ходе документальных ревизий выявлено финансовых нарушений на общую сумму более 10,1 млрд рублей, из которых подлежат возмещению 449,2 млн рублей», – цитирует Корниенко РИА «Новости».
Он отметил, что материалы по выявленным в ходе проверок финансовым нарушениям переданы в следственные органы. «В следственные органы переданы материалы по 13 ревизиям, 17 фактам выявленных нарушений», – уточнил глава ФСИН.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 26 февраля в СК России заявили о начале проверки по факту нецелевого использования бюджетных средств в размере более 1 млрд рублей, выделенных на закупку электронных браслетов для осужденных. А еще в декабре 2012 года были возбуждены уголовные дела в отношении замначальника отдела по обеспечению экономической безопасности на объектах учреждений и органов УИС оперативного управления ФСИН России Александра Тюрина и старшего оперуполномоченного по особо важным делам этого же отдела Игоря Фоменко. Сотрудники ФСИН подозреваются в том, что требовали у предпринимателя 2 млн евро за контракт на электронные браслеты.
По версии следствия, Тюрин и Фоменко при проведении ревизии финансово-хозяйственной и производственной деятельности Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия «Центр информационно-технического обеспечения и связи» (ЦИТОС) ФСИН России выявили факты финансовых нарушений при производстве систем электронного мониторинга (так называемых электронных браслетов) и необоснованного завышения их стоимости.
Напомним, что новая система ограничения свободы в России начала вводиться в 2010 году: человек, приговоренный, к примеру, к домашнему аресту, был вынужден носить особый браслет, который сообщает компетентным органам о его местонахождении. На разработку и внедрение системы до 2018 года государство планировало потратить 13,5 млрд рублей. СМИ отмечали, что на момент возникновения идеи технические требования к браслетам отсутствовали, но уже тогда желающие побороться за госзаказ выстраивались в очередь.
Вместе с тем многомиллионные контракты на изготовление и поставку электронных браслетов для осужденных уже становились причиной коррупционных скандалов. По некоторым данным, именно из-за них и лишились должности директор ФСИН генерал-полковник Александр Реймер и его первый зам Эдуард Петрухин.
Сокращение ведет к преступности
#{smallinfographicleft=427277}Глава ФСИН Геннадий Корниенко на коллегии рассказал также, что заключенные более 150 раз нападали на сотрудников уголовно-исполнительной системы России в минувшем году, это почти на 19% чаще, чем в 2011 году. «В истекшем году на 18,9% возросло количество случаев применения насилия в отношении персонала учреждений (со 127 до 151 случая)», – посетовал Корниенко, выступая на коллегии ведомства.
Руководитель службы сообщил, что не снижается активность криминальных лидеров в местах лишения свободы и вне их, пытающихся распространять так называемые воровские традиции, организовывать и координировать противоправные действия осужденных.
Он также отметил, что на фоне сокращения численности продолжает ухудшаться криминологическая характеристика спецконтингента: «Так, 36,8% осужденных, содержащихся в исправительных колониях, отбывают наказание за совершение умышленных тяжких преступлений, 48,8% – умышленных особо тяжких преступлений; 28,7% осуждены второй раз, 33,2% – третий раз и более», – констатировал глава уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, Корниенко отметил, что сотрудники уголовно-исполнительной системы в минувшем году стали чаще применять к заключенным спецсредства и силу, по таким фактам возбуждено на треть дел больше, чем годом ранее. «Прослеживается тенденция увеличения случаев применения к осужденным специальных средств и физической силы. При этом порой сотрудники не умеют правильно оценить обстановку и адекватно действовать, исходя из складывающейся ситуации», – сказал он.
В прошлом году были возбуждены 12 уголовных дел в отношении сотрудников ФСИН по фактам незаконного применения специальных средств и силы (что на 33,3% больше, чем в 2011 году).
Директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Геннадий Корниенко связывает увеличившееся в минувшем году число преступлений в местах лишения свободы с сокращением штатов ведомства. «По итогам пятипроцентного сокращения численности сотрудников в 2012 году уже отмечен рост нарушений в исправительных учреждениях и следственных изоляторах», – сказал он на коллегии ведомства в четверг.
По его данным, увеличилось количество убийств (+53%), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (+11%), нападений на надзирателей (+18,9%), побегов (+71,4%), суицидов среди сотрудников, арестантов и осужденных (+48% для первых и +12% для вторых и третьих).
Обеспокоенность Корниенко вызывает и ситуация с коррупцией среди сотрудников ФСИН. Согласно его словам, чаще всего речь идет о получении взятки (130 выявленных случаев против 105 в 2011 году), превышении полномочий (55 против 43) и мошенничестве (41 против 76).
Источник газеты ВЗГЛЯД в одном из региональных управлений ФСИН подтвердил, что в системе началось серьезное сокращение численности сотрудников, которое продлится до 2016 года. «Действительно, в системе в 2012 году прошло заметное сокращение штатов. Так называемая оптимизация продлится до 2016 года. Начиная с этого года в каждом регионе будет идти ежегодное сокращение по 10% от численности сотрудников. Все это делается по аналогии с МВД – для увеличения заработной платы», – пояснил источник.
Собеседник отметил, что если органы внутренних дел этот процесс пережили достаточно безболезненно, то во ФСИН все идет к тому, что на людей ложится большая нагрузка: «Только сравните: три человека следят за сотней заключенных или один. Конечно, это существенная разница. Отсюда и рост преступности как среди осужденных, так и среди сотрудников. Самое обидное, что сокращенным сотрудникам некуда идти: в полиции и армии тоже прошло сокращение. Кроме того, большое число сотрудников из ФСИН убежало из-за маленькой зарплаты во время смены Реймера на Корниенко», – сказал источник.
По его словам, в последнее время увеличилось число получивших условное наказание. «Так как сейчас много условно-осужденных, то основная нагрузка ложится на инспекцию ФСИН, а численность спецконтингента в пенитенциарных учреждениях сокращается», – сказал собеседник.
Освободить города от СИЗО
Во время выступления на коллегии ФСИН Геннадий Корниенко заявил, что продолжающееся 10-процентное сокращение сотрудников уголовно-исполнительной системы России может привести к закрытию около 170 исправительных учреждений.
«Дальнейшее одномоментное сокращение штатной численности личного состава в сегодняшнем состоянии объектов уголовно-исполнительной системы потребует закрытия около 170 учреждений, исполняющих наказания, поскольку не позволит обеспечить их устойчивое функционирование», – предупредил Корниенко.
«Закрытие учреждений приведет к нарушению требований закона, поскольку при нынешней численности осужденных повлечет возникновение дефицита мест в исправительных учреждениях (74 тыс. мест) и, в свою очередь, объективно приведет к ухудшению условий содержания осужденных, нарушению их прав и законных интересов», – отметил глава службы.
По состоянию на 1 февраля 2013 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 697,5 тыс. человек, в том числе в 739 исправительных колониях – 580,4 тыс. человек; в 130 колониях-поселениях – 38,9 тыс. человек; в пяти исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы – 1,8 тыс. человек; в 230 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, – 113,2 тыс. человек; в семи тюрьмах – 0,9 тыс. человек; в 46 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 2,3 тыс. человек.
Кроме того, ФСИН России готова начать работу по перемещению следственных изоляторов и исправительных учреждений за черту городов уже в текущем году, если будет решен вопрос со строительством новых учреждений. По словам Корниенко, исторически сложилось, что ряд изоляторов расположен в черте городов, и сейчас встает вопрос, чтобы перенести их в менее населенные места.
«Мы готовы работать в этом направлении. Денег, к сожалению, на строительство нет, и мы, рассмотрев опять же частно-государственный подход, могли бы в этом направлении работать, получив готовые учреждения и отдавая те места под строительство элитного жилья», – сказал Корниенко на коллегии ведомства.
Он отметил, что, как правило, исправительные учреждения в городах размещены в привлекательных для строительства местах. «Это направление будет, я думаю, динамично рассматриваться в текущем году», – полагает глава ведомства.