В среду уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов провел встречу с президентом американского Союза профессионалов против жестокого обращения с детьми Рональдом Хьюзом. Во время беседы был обсужден вопрос о проведении летом российско-американского форума.
Она устроилась на работу, прекратила асоциальный образ жизни и просит восстановить ее в родительских правах
«Мы говорили о том, чтобы продлить наши отношения. Намечено в августе провести российско-американский форум для специалистов, которые помогают детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Форум пройдет в Санкт-Петербурге», – сказал Астахов после встречи с Хьюзом, передает РИА «Новости».
До встречи с правозащитником уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов предложил создать межгосударственный реестр усыновленных гражданами США российских сирот, так как Америка не справляется с задачей по контролю за судьбой таких детей.
По его мнению, случаи гибели российских сирот в США будут повторяться. «Строгого учета нет, каждый год 200–300 детей теряется. Сверка последних лет дала нам эту цифру, дети каким-то образом попали туда, и след их теряется», – отметил уполномоченный.
По его словам, родная мать Максима Кузьмина прекратила вести асоциальный образ жизни и хочет восстановиться в родительских правах в отношении оставшегося в живых сына. «Мама Кирилла и Максима обратилась ко мне с заявлением. Она устроилась на работу, прекратила асоциальный образ жизни и просит восстановить ее в родительских правах», – сообщил Астахов.
Астахов отметил, что есть все основания потребовать возвращения родного брата Максима в Россию. «Есть основания для восстановления в родительских правах женщины, мы это сделаем», – добавил уполномоченный.
Органам опеки и прокуратуре необходимо обратиться в Псковский областной суд с иском об отмене усыновления, отметил он. «Органам опеки и прокуратуре необходимо обратиться в Псковский областной суд с иском об отмене усыновления Кирилла и Максима Кузьминых. Мать Кузьминых обратилась с просьбой помочь ей восстановить родительские права. Юлия Кузьмина имеет на это право», – написал Астахов в своем микроблоге в Twitter.
По мнению омбудсмена, «для отмены усыновления Кузьминых супругами Шатто имеются все законные основания». Он также отметил, что если ей восстановят родительские права, то она будет первым кандидатом на то, чтобы воспитывать ребенка.
Астахов добавил, что около трети российских сирот не приживаются в американских приемных семьях. «В США есть не прижившиеся в приемных семьях российские дети, они меняют семью, таких около трети», – отметил Астахов.
По его данным, за Максима Кузьмина приемные родители заплатили 75 тыс. долларов агентству по усыновлению. «До того как мы прекратили действие соглашения, деятельность агентств по усыновлению была большим и прибыльным бизнесом», – сказал омбудсмен.
По мнению специалиста по международному праву Константина Трапаидзе, восстановление родной матери Кузьминых в правах все равно не даст возможности вернуть Кирилла в Россию.
«То, что мать восстановят в правах, скорее всего, ничего не даст, – сказал юрист газете ВЗГЛЯД. – Для начала надо исходить из того, как прошла процедура усыновления, были ли нарушения. Если мальчик уже гражданин США, то уже находится под их юрисдикцией, и мы можем только просить его вернуть. И это будет сложная процедура. Решение о восстановлении в родительских правах в Америке каким-то образом надо будет пытаться узаконить. Если приемных родителей лишат прав и он останется под патронажем государства, то эту проблему можно будет попытаться решить дипломатическим путем».
«Если ребенок уже имеет американское гражданство и не имеет российского, то дальнейшая его жизнь строится по законам США, – прокомментировала газете ВЗГЛЯД президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. – Если он еще российский гражданин, то здесь, безусловно, возможно вмешательство нашей стороны, а дальше вступает международная дипломатия.
По данным Павла Астахова, все российские сироты, которых успели усыновить американские приемные семьи до вступления в силу «закона Димы Яковлева», уехали в США. «По моим сведениям, уехали все. Двое оставались в Москве, но Верховный суд РФ дал разъяснение, и дети уехали», – отметил уполномоченный.
Астахов подчеркнул, что Министерство иностранных дел РФ должно поставить жесткие условия перед Госдепом США по информированию о чрезвычайных ситуациях, которые возникают с российскими детьми, проживающими в американских семьях.
«Совместно с МИДом мы должны разработать четкий механизм по контролю усыновленных детей. Это должно быть сделано по линии дипломатического ведомства, потому что все дети, вывезенные за эти 20 лет, остаются гражданами России до совершеннолетия. Поэтому консульская конвенция продолжает действовать, никто ее не отменяет, но она не соблюдается, потому что в соответствии с консульским порядком в течение суток власти должны были сообщить нам, что что-то произошло с гражданином России. А здесь месяц прошел», – сказал Астахов, передает ИТАР-ТАСС.
По его словам, речь идет о нарушении дипломатических обязательств перед Россией. «Если мы так будем через месяц информировать о какой-нибудь проблеме американского гражданина в России, а их у нас сегодня много живет, работает, учится, как Госдеп США к этому отнесется? Как к нарушению дипломатических обязательств, консульской конвенции. Так и здесь (ситуация с гибелью Максима) – нарушение наших дипломатических обязательств», – подчеркнул он.
«МИД России должен поставить жесткие условия перед Госдепом США о том, чтобы информирование было незамедлительное, чтобы каждая служба каждого штата знала, что, если что-то происходит с российским ребенком, проживающим в США, она обязана это делать. Иначе они ставят под сомнение наши дипломатические отношения. Мы должны пойти друг другу навстречу и создать межгосударственный реестр детей, которые сегодня проживают в американских семьях», – заключил Астахов.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 18 февраля Павел Астахов сообщил о смерти в США в результате жестокого обращения со стороны родителей усыновленного в России трехлетнего Максима Кузьмина.
Детский омбудсмен отметил, что приемная мать малыша Лаура Шатто регулярно давали Максиму сильнодействующее антипсихотическое средство Risperdal (риспердал), обычно применяемое при лечении шизофрении у взрослых пациентов. Однако главврач дома ребенка отметила, что у ребенка не было никаких заболеваний, требующих лечения психотропными препаратами, у него был порок сердца.
Следственный комитет (СК) России по факту смерти трехлетнего Максима Кузьмина возбудил уголовное дело. Кроме того, ведомство намерено добиваться того, чтобы российские следователи принимали участие в расследовании этого дела.
Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области Дмитрий Шахов начал проверку законности лишения родительских прав в отношении матери Максима и Кирилла Кузьминых, а также процедуры их международного усыновления.