Бывший министр обороны Анатолий Сердюков побывал в пятницу на втором допросе в рамках расследования дела Оборонсервиса.
Он ответил на все интересующие вопросы, дал подробные, исчерпывающие объяснения
Как сообщили в Следственном комитете, экс-министр, находящийся сейчас в статусе свидетеля, представил следователю Главного военного следственного управления СК несколько листов своих пояснений, в которых изложил свою версию реализации имущества Минобороны. От дачи показаний Сердюков отказался, сославшись на ст. 51 Конституции, дающую право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников.
В СК позиция Сердюкова вызвала недовольство. «Право каждого гражданина избрать свою линию в уголовном деле. Сердюков избрал такой путь. Он, безусловно, законен, но у следствия вызывает по меньшей мере недоумение. Ведь совсем недавно бывшее руководство Минобороны обещало всячески содействовать следствию в выяснении всех обстоятельств преступной деятельности и установлении круга чиновников и предпринимателей, причастных к хищениям собственности Министерства обороны.
В данной ситуации позиция бывшего министра обороны следствием может быть расценена как его стремление воспрепятствовать расследованию. Если бывший министр обороны считает, что он не причастен к тем событиям, которые сейчас стали предметом расследования, то вполне логично было бы ответить на конкретные вопросы, интересующие следователей. Но г-н Сердюков вместе с адвокатом посчитали, что проще изложить в вольной форме версию событий в выгодном для себя свете, а не отвечать следователям на неудобные вопросы по существу. А ведь у следствия масса вопросов к Сердюкову о том, как принимались решения о реализации недвижимости Министерства обороны, почему сделки совершались по определенным ценам», – говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
«Не получив ответы ни на один из поставленных вопросов, следователи будут устанавливать эпизоды преступлений и собирать доказательства их совершения следственно-оперативным путем. Нам необходимо провести массу сложных экспертиз, допросить свидетелей, провести большое количество других необходимых следственных действий. Вполне вероятно, что процессуальный статус А. Сердюкова в ходе следствия может измениться», – предупредили в СК.
Адвокат Сердюкова Генрих Падва сообщил, что его подзащитный дал следствию исчерпывающие объяснения по делу.
«Он ответил на все интересующие вопросы, дал подробные, исчерпывающие объяснения», – сказал адвокат РИА «Новости». При этом он отметил, что Сердюков был допрошен «только в том объеме, в котором он посчитал возможным».
Защитник пояснил, что показания, данные в ходе допроса, считаются официальными показаниями, которые могут служить по делу доказательствами, в то время как объяснения не признаются следствием и не могут быть использованы как доказательство. Сердюков остается в статусе свидетеля, и он знает о том, что в связи с этим статусом ему запрещено общаться с другой фигуранткой дела – Евгенией Васильевой.
Напомним, в ходе первого допроса в конце декабря Сердюков на вопросы следователя отвечать отказался, сославшись на болезнь своего адвоката, и заявил ходатайства о переносе допроса. Тогда же источник «Интерфакса», знакомый с ситуацией, сообщил, что Екатерина Сметанова, чье имя фигурирует в уголовном деле, дала показания относительно Сердюкова и других высокопоставленных чиновников в рамках сделки со следствием. «Она полностью выполняет условия сделки и дает ценные показания, в том числе на бывшего министра обороны Сердюкова, что и послужило основанием для его вызова на допрос», – сказал источник.
По его сведениям, Сметанова, которая подбирала покупателей продаваемого Министерством обороны имущества, обязалась раскрыть всю схему мошеннических действий, связанных с многократным занижением стоимости реализуемой собственности, а также назвать чиновников, которые давали ей необходимые указания.
«В точном соответствии с подписанным соглашением о сотрудничестве Сметанова подробно рассказывает обо всем, что знает. Как результат, она может добиться изменения меры пресечения на более мягкую, не связанную с заключением под стражу», – отметил он. «По большому счету, ее показания уже не так важны для сбора доказательств», – заметил источник.
Другой источник агентства сообщил, что ранее Сердюков уклонялся от явки на допрос. «Его несколько раз вызывали повестками на допрос, но все приглашения он игнорировал. По последней повестке экс-министр должен был еще в четверг, 27 декабря, явиться в военное следственное управление. И только после того как в прессе появились сообщения о том, что Сердюков покинул пределы страны, на связь вышел его адвокат Генрих Падва», – рассказал он.
Кроме того, по его данным, бывший министр настаивал на том, чтобы следователи представили ему вопросы в письменном виде. «Он ссылался на то, что, будучи главой военного ведомства, подписывал до семи тысяч документов в день. И потому не упомнит всех фактов и документов, которые интересуют следствие», – отметил источник.
«Конечно, министр обороны подписывает большое число документов, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн. – Но он несет ответственность за все, что он подписал. Я напомню, что у нас по делу с гораздо меньшим ущербом был, например, осужден начальник Главного управления военного бюджета генерал-полковник Георгий Олейник. Он был осужден в 2002 году за то, что подписал документы, которые привели фактически к пропаже денег из бюджета Минобороны. При этом и Олейник, и руководство ведомства, и тогдашний министр, и представители всех заинтересованных ведомств: Минфина, правительства – прямо говорили на следствии и на суде, что Олейник ничего не знал, он просто подписал документы, завизированные ранее, по прямому указанию министра обороны. Тем не менее он получил пять лет. Здесь же ситуация совершенно иная, потому что мы понимаем: речь идет не просто о каких-то аферах или злоупотреблениях, совершенных подчиненными, которые втайне от своего начальника что-то делали. Здесь речь идет о злоупотреблениях, которые, во-первых, стали возможны благодаря начавшимся преобразованиям со стороны министра, во-вторых, в причастности к ним подозреваются его доверенные лица. Это те лица, которых он наделил огромными и неограниченными полномочиями. Он несет как минимум ответственность за то, что происходит, в том числе и за столь полюбившуюся ему Евгению Николаевну Васильеву».
«Если гипотетически представить себе на секунду, что я оказался бы в положении Сердюкова, чего быть не может, я бы выбирал один из двух вариантов: либо вообще отказался давать какие-либо показания, ссылаясь на ст. 51 Конституции, которая дает право не свидетельствовать против себя, а равно против своих близких – совершенно очевидно, что обвиняемая Васильева относится к этой категории; либо написал бы явку с повинной, в которой бы честно изложил, как все это происходило. Потому что все остальные действия – фактически обман следствия со всеми вытекающими отсюда последствиями», – отметил депутат.
О возбуждении уголовных дел по факту мошенничества в ОАО «Оборонсервис» стало известно 25 октября. В Следственном комитете заявляли о выявленном ущербе в размере свыше 3 млрд рублей. Позже следователи пришли к выводу, что все преступления были совершены одними и теми же людьми, в связи с чем дела были объединены в одно.
1 ноября Хамовнический суд Москвы в рамках этого дела санкционировал арест руководителя центра правовой поддержки «Эксперт» Екатерины Сметановой и ее мужа Максима Закутайло, ранее занимавшего должность генерального директора Окружного материального склада Московского округа ВВС и ПВО.
Президент Владимир Путин отправил Анатолия Сердюкова в отставку с должности министра обороны. На его место с поста губернатора Московской области назначен Сергей Шойгу.
В рамках скандального дела Оборонсервиса следователи начали проверку обстоятельств и законности покупки экс-главой департамента имущественных отношений Минобороны Евгенией Васильевой и родственниками уже бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова элитной недвижимости в центре Москвы.
Хамовнический суд Москвы предъявил Васильевой обвинение в хищении имущества дочерних предприятий Оборонсервиса на 360 млн рублей. Суд удовлетворил ходатайство следствия и санкционировал домашний арест Васильевой на два месяца.