Во вторник руководитель Федерального агентства по туризму РФ Александр Радьков заявил, что ведомство намерено выйти с инициативой о запрете на ведение туристического бизнеса в течение нескольких лет лицам, деятельность которых привела к банкротствам туристических компаний.
Подобных механизмов в России ни разу не было
Выступая на пресс-конференции, посвященной подведению итогов летнего туристического сезона, Радьков отметил, что банкротства случаются всегда, главное – как быстро решаются возникающие из-за этого проблемы.
Радьков также отметил, что деятельность компенсационного фонда помощи туристам в экстренных ситуациях не приведет к тому, что у нерадивых туроператоров появится возможность ухода с рынка за счет фонда и страховых компаний.
«Рынок будет более дисциплинирован. Страховые компании, которые до последнего времени страховали всех подряд, будут более внимательно относиться к своим клиентам-туроператорам», – подчеркнул чиновник, слова которого приводит РИА «Новости».
Поправки в закон о туристской деятельности, в которых говорится о необходимости создания в России объединения туроператоров по выезду, а также компенсационного фонда помощи туристам в экстренных ситуациях, были приняты в мае 2012 года, после нескольких громких банкротств туроператоров. Каждая компания, состоящая в объединении, должна отчислять в фонд не менее 150 тыс. рублей в год. Объединение должно начать работу не позднее ноября текущего года, а компенсационный фонд – не позднее мая 2013 года.
Прокомментировать инициативу Ростуризма газета ВЗГЛЯД попросила исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майю Ломидзе.
ВЗГЛЯД: Майя Арчиловна, как вы относитесь к предложению Ростуризма запрещать работать в индустрии руководителям обанкротившихся компаний?
Майя Ломидзе: Мы эту инициативу поддерживаем. Когда два года назад только началась работа над законом, мы сами ратовали за это и предлагали, чтобы был предусмотрен запрет на профессию для тех, кто уже, условно говоря, «наследил», чьи компании закрылись из-за недобросовестности или непрофессионализма руководства.
ВЗГЛЯД: Много ли сейчас таких людей, и сколько примерно туристов пострадали от их деятельности?
М. Л.: За время существования туристической индустрии таких накопилось достаточно. Достаточно истории с «Капитал-Туром», когда 8 тыс. человек ничего не получили, а руководство компании сейчас в бизнесе, работает в компании «Инна-тур» и авиакомпании «Руслайн» и имеет отношение к туристическому бизнесу.
ВЗГЛЯД: Глава ведомства упоминал также о компенсационном фонде...
М. Л.: Он должен заработать, согласно новой редакции закона, в период с ноября 2012 года по май 2013 года. На данный момент зарегистрировано объединение, при котором будет существовать этот фонд.
ВЗГЛЯД: Позволит ли это нововведение чувствовать себя в безопасности от банкротства туроператоров?
М. Л.: Если рассматривать формальную сторону вопроса, то, безусловно, да. Но очень большое значение имеет то, как он будет работать, механизмы выплат.
ВЗГЛЯД: Какие могут быть опасения на этот счет?
М. Л.: На поверхности лежит опасение, что за счет добросовестных компаний будут решаться проблемы, которые создают непрофессиональные компании или компании, созданные исключительно с целью сбора денег и исчезновения, поскольку люди будут знать, что этот фонд уже есть и можно безопасно это делать без особого ущерба для туристов. Социальный резонанс эти истории будут иметь значительно меньше, чем сейчас.
Второй момент – прозрачность и справедливость расходования средств этого фонда. Подобных механизмов в России ни разу не было, и сформулировать, по каким принципам будут расходоваться деньги этого фонда, сейчас крайне важная задача.
ВЗГЛЯД: Вы упомянули о компаниях, которые специально создаются с расчетом на будущее банкротство. Есть ли какие-то механизмы, которые могут этому препятствовать, и появятся ли таковые в дальнейшем?
М. Л.: Единственный серьезный способ, который действенно может их остановить, – ответственность, которую они должны будут нести независимо от того, вывезут их туристов или нет.
ВЗГЛЯД: Какого рода ответственность вы имеете в виду?
М. Л.: Насколько я знаю, поправки в Уголовный кодекс не внесены, но финансовая, административная и репутационная ответственность, чтобы о них стало известно всем, плюс запрет на профессию, о котором говорят в Ростуризме, сильно оздоровили бы рынок.
ВЗГЛЯД: Что делают в этом направлении сами туроператоры, профессиональное общество?
М. Л.: На данном этапе все включены как раз в процедуру формирования принципов работы фонда, о котором мы говорили выше, в том числе ответственности за непрофессионализм и злой умысел в отношении туристов. Самые активные участники этой работы – большие туроператоры, которым, откровенно говоря, надоело, что малейшая, микроскопическая история, даже если мы говорим о десяти или двадцати туристах, сказывается на всем рынке, снижение бронирования, пускай на неделю – на две, происходит абсолютно у всех операторов. Все заинтересованы в том, чтобы резонансность этих событий была меньше, чтобы люди были уверены, что, если они едут через туроператора, это не уязвимый вид отдыха, а напротив, максимально защищенный.